21 августа 1997 года Никулин приехал на плановую операцию. Всё должно было пройти легко: полчаса под наркозом, пару дней восстановления — и снова в строй.
Никто не думал о худшем, даже сам артист.
Перед тем как каталку увезли в операционную, он, как всегда, решил разрядить обстановку.
Санитарам сказал :
-Слушайте последний анекдот...
«Депутат возвращается домой пьяный вусмерть. Стоит на пороге, качается. Его начинает тошнить. Жена испугалась: "Сейчас тазик принесу". Прибежала, подставляет к лицу: "Ну давай..." Депутат спокойно: "Концепция изменилась — я обделался!"»Те захохотали так, что каталка покатилась, а артист едва не рухнул с нее. Смех нарушил больничную тишину, на мгновение всё стало по-старому — как в цирке, где Юрий Владимирович всегда был королём.
Через несколько минут сердце Никулина остановилось. Врачи сделали невозможное — вернули его к жизни, но тело уже не выдержало. Один за другим отказали лёгкие, печень, почки. К вечеру его не стало, а санитары, смеявшиеся у каталки, теперь плакали словно дети.
Человек, который всю жизнь заставлял страну смеяться, ушёл после рассказа анекдота.
В августе 1997 года цирк на Цветном бульваре был похож на потерявшегося ребенка. Коллектив внезапно остался без своего директора. Вот уже две недели газеты, радио, телевидение как сводку передавали сообщения о состоянии здоровья Юрия Никулина.
Артист не приходил в себя после операции на сердце. Нет в стране человека, который не знал бы Юрия Никулина.
Его называли не просто народным, а всенародно любимым артистом. Он удивительно гармонично сочетал в себе талант клоуна с талантом драматического актера и создал множество неповторимых образов на экране и в цирке.
В жизни Юрия Никулина был период, когда смерть буквально ходила за ним по пятам. Этот мягкий и совершенно не военный с виду человек прошел две войны: Советско-финскую и Великую Отечественную. С 1939 по 1946 годы.
Юра мечтал о карьере в кино, но ни один актерский ВУЗ будущую звезду не разглядел. И Никулин отправился в армию. Служить срочную службу.
Над ним смеялись, а он не обижался, наоборот, сам смеялся над собой, забавляя сослуживцев. Он уже в армии стал невероятно популярен, выступая перед солдатами.
Юрий Никулин с пятнадцати лет начал собирать анекдоты. У него было несколько толстенных тетрадей с анекдотами.
Вот один анекдот, который он послал в письме своим родителям перед самой демобилизацией: В трамвай заходит пьяненький мужчина с рюмкой водки в руке.
Кондуктор строго спрашивает: -А за проезд!?
Мужчина: -О! За проезд!
Это письмо было датировано 20-м июня 1941 года.
Через два дня началась война. Вместо демобилизации будущего артиста ждали фронтовые окопы. Артиллерийский полк, в котором служил Юрий Никулин, оказался на одном из самых тяжелых направлений. Немцы окружили Ленинград.
Зенитчикам, оборонявшим город, пришлось вступить в смертельную схватку не только с ними, но и с другим беспощадным врагом - голодом.
По воспоминаниям Никулина, в городе было страшнее, чем на передовой — холодно и голодно, люди умирали прямо на улице, крысы, регулярные обстрелы. Однажды зашел в гости к тете, отдал все припасы — немного сухого гороха и 50 граммов табака. Через месяц она умерла.
Он был солдатом войны без особых званий и наград. Единственную боевую медаль “За отвагу” получил, когда его батарея во время мощной танковой атаки задержала движение врага.
-Самое страшное - это не бомбежки, не обстрелы и даже не рукопашная. Самое страшное - это когда на тебя идут танки. Потому что ты понимаешь, что ничего с этим поделать не можешь.
И есть ощущение обреченности и страха. Это длится минуту или около того. Потом ты начинаешь понимать, что оттого, что ты ничего не можешь сделать и причины боятся нет.
Просто надо сделать то, что можно сделать. А там будь что будет.
Из воспоминаний Юрия Никулина.
Победу встретил у латышского села Джуксте. Заняв огневую позицию, солдаты уснули, а утром узнали о капитуляции Германии.
За время службы удостоен медалей «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».
Воспоминания об этом периоде были столь ужасны, что даже годы спустя он едва не терял сознание, когда в памяти вставали картины пережитого. Юрий Никулин с трудом соглашался играть военные роли.
Потому что возвращались все ощущения ожидания постоянного налета, танковой атаки. Вспоминалось, как натирала шею шинель, как хлопала по спине винтовка, как все время хотелось есть. И становилось нехорошо до дурноты.
После войны, когда я уже вернулся домой, мне было тяжело приходить в семьи моих погибших друзей. У меня было чувство вины перед ними, что я живой, а они нет.
Юрий Никулин.
Веселить публику Никулин учился после войны у знаменитого клоуна Карандаша в Студии клоунады при Московском государственном цирке на Цветном бульваре. В 1950 году в цирке появился новый клоунский дуэт: Юрик и Миша. Никулин и Шуйдин.
Они вместе объездили множество стран, делили гостиницы и гримерки и навсегда остались в истории цирка самой успешной клоунской парой. Но это была только видимость.
Когда Юрию Никулину было уже 36, его неожиданно пригласили сниматься в кино, подработать в небольшом эпизоде в фильме “Девушка с гитарой”
Нет комментариев