А когда поехали вместе в Ялту, Зоя под диктовку Вознесенского написана заявление о разводе: «В связи с тем, что у меня образовалась другая семья, прошу развести нас».
Подруги Зои Богуславской были уверены: она никогда не станет женой Вознесенского, всё ограничится лишь красивым, но скоротечным романом. Но они расписались в 1964 году,
Самые крепкие узы
Муж Зои, конструктор ЭВМ, лауреат Сталинской премии Борис Каган, пытался ее остановить: «Что ты творишь? У нас ребенок, семья!"
Он предложил ей встретиться в этом же ресторане ровно через год, в это же время: "Вот увидишь, ничего у вас не выйдет, больше года ты не выдержишь".
От налаженной обеспеченной жизни Зоя уходила в бедность, неустроенность.
Они долго скитались по съемным углам, было безденежье, Хрущев грозился выгнать Вознесенского из СССР.
Первое время они жили на скромную зарплату Зои. Было трудно, иногда ей казалось: бывший муж прав, больше года она не выдержит.
Вознесенский решил написать заявление о выделении его семье жилплощади. Квартиру в результате они получили благодаря содействию Сергея Михалкова, стоявшего во главе Московской писательской организации.
После их заселения в квартире, кажется, побывали все знакомые, осведомлённые о романе Вознесенского и Богуславской.
Но ещё больше было телефонных звонков. Андрею Андреевичу рассказывали подробности личной жизни его супруги, Зое Борисовне не только рассказывали, но ещё и угрожали многочисленные поклонницы поэта. Она же оставалась выше всей этой суеты, понимая, что вокруг мужа всегда будут женщины. Растрачивать свою жизнь на страдания и ревность было бы глупо, ведь вокруг так много всего интересного.
Как признавалась позже сама Зоя Богуславская, их семья, несмотря ни на что, всегда оставалась их крепостью и оплотом «в океане житейских будней». Их брачные узы оказались очень крепкими. Она стала для Вознесенского первой и единственной женой. Она была уверена в его преданности. Да, были в его жизни романы и увлечения, были женщины и звёзды, но это могло бы иметь значение только в том случае, если бы он решил уйти из семьи.
Зоя Борисовна не устраивала истерик и скандалов, она понимала, что ему нужны музы, вспышки, озарения. Терпела? Нет, просто жила, творила, помогала по мере сил, и была занята собственным творчеством. Но при этом она никогда не держала его, не собиралась вести за него свою войну, отпускала.
Зоя Богуславская мужественно перенесла даже роман Андрея Вознесенского с актрисой Татьяной Лавровой. Их чувства поэт увековечил в пронзительном стихотворении, которое было положено на музыку и до сих пор звучит в рок-опере «Юнона и Авось». Татьяна Лаврова надеялась на то, что Вознесенский уйдёт к ней от жены. Но он всё равно остался со своей Зоей.
Зоя Богуславская знала об увлечении своего супруга. Однако ей хватило такта и мудрости и не разрушить брак.
Сам Вознесенский и представить себе не мог, что в какой-то момент Зои не окажется с ним рядом.
Однажды она ушла на два с лишним месяца. Поняла, что перестала быть божеством для мужа, и исчезла.
Андрей Вознесенский искал её и не находил. Никто не мог ему сказать, куда пропала его Зоя. Конечно, он её нашёл и больше никогда не преставал восхищаться женщиной, которая была рядом с ним.
Выдержали всё. И они прожили гораздо дольше года – сорок пять лет. И только смерть разлучила этот союз, хотя все остальные союзы рушились на глазах:
Но вот все «поменялись», кроме нас с Андреем. Таких крепких семейных уз не оказалось ни у кого.
Всяко было — и дождь и радуги,
горизонт мне являл немилость.
Изменяли друзья злорадно.
Сам себе надоел, зараза.
Только ты не переменилась
В последние годы болезнь Паркинсона совершенно изменила их жизнь. Зоя Богуславская стала не только его женой, но фактически, руками, глазами и голосом. Она не сетовала на судьбу и не жаловалась на трудности, а просто всегда была с ним рядом.
В то недолгое время, когда ей приходилось отлучаться по делам, всегда оставалась на связи с Леночкой, сиделкой больного мужа. Звонила, справлялась о самочувствии, не позволяла себе ни на секунду отвлечься от мыслей о любимом человеке.
15 лет она вела неравный бой с болезнью супруга и поддерживала в Андрее Вознесенском вкус к жизни, заставляла чувствовать его необходимость.
Она не сдавалась сама и не позволяла сдаваться супругу. Они постоянно искали специалистов по болезни Паркинсона, находили новые лекарства, массажистов, консультантов. Андрей Андреевич верил, что она его спасёт, сумеет помочь и рядом с ней ничего плохого не случится.
Он умер на руках у любящей жены, а она осталась, чтобы снова и снова читать его стихи и не давать людям забыть величие и талант её мужа. Гениального поэта Андрея Вознесенского.
В стихах, опубликованных ниже, "неумолимы зрачки её льдистые" - это про Зою, холодную, льдисто-равнодушную к Вознесенскому.
И это его молитва Владимирской иконе Божией матери, самой древней и самой почитаемой на Руси.
Среди верующих принято считать, что эта икона чудотворная, что Богородица обязательно услышит возданную ей молитву и, без сомнения, вымолит у своего божественного сына ниспошления чуда.
Вознесенский считает, что вымолить снисхождения Зои столь же тяжело, как просить о снисхождении Господнем.
Как показала дальнейшая жизнь Богуславской и Вознесенского, матерь Владимирская "умолила".
А может быть, это тоже одно из её чудес?.
Молитва.
(из поэмы «Оза»)
Матерь Владимирская, единственная,
Первой молитвой - молитвой последнею,-
Я умоляю, стань нашей посредницей! -
Неумолимы зрачки ее льдистые!
Я не кощунствую! Просто - нет силы.
Жизнь забери и успехи минутные,
Наихрустальнейший голос в России -
Мне ни к чему это.
Видишь: лежу, почернел как кикимора.
Все безысходно, осталось одно лишь -
Грохнись ей в ноги, Матерь Владимирская,-
Может, умолишь! Может, умолишь!
ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ
Широкую известность Богуславская получила благодаря статьям «Девушкой можно быть раз в жизни», а также «Брижит Бардо – последняя суперстар». Последняя статья впервые появилась в «Литературной газете», после чего публикация была перепечатана во многих европейских газетах и журналах. Достаточно интересным образом была написана первая статья Богуславской. Писательница создала этот материал после встречи с выпускницами нью-йоркской школы. Богуславская спросила одну из девушек, замужем ли она. Ученица ответила, что ей спешить пока некуда.
Благодаря успеху первых публикаций Богуславская стала известной писательницей. Ее славу укрепили последующие произведения – рассказы и повести «Защита», «700 новыми». Вскоре Богуславская представила роман под названием «Американки».
В 1960-х годах Зоя Борисовна продолжила писать статьи о кинематографе и театре, а ее самыми известными работами той поры принято считать монографии о Вере Пановой и Леониде Леонове. В 1967-м году состоялся дебют писательницы в художественной литературе. Богуславская опубликовала повесть под названием «И завтра», которая впервые появилась в журнале «Знамя». Практически сразу повесть была переведена во Франции.
Примерно в это время Богуславская становится создателем и руководителем Ассоциации женщин-писательниц сначала в России, а потом открывает подобную организацию и в Париже. Писательница была принята в Исполком Русского Пен-центра, занималась редакторской работой.
Комментарии 57