Чтобы вовремя попасть на аэродром, он спал до полуночи не более двух часов, а потом «дежурил» на пустой улице возле ограды массивного особняка аэроклуба, чтобы не пропустить служебный автобус.
Но когда домой, в Гжатск написал, что хочет стать летчиком, строгий отец проворчал: «Дурью мается, кабы дела не знал никакого, а то профессию заимел верную — литейщик. Летчик — он что за птица? Пока летает — хорошо, а перестанет — куда попрет? Опять переучивайся».
Но Анна Тимофеевна, мама, во всех его делах и мечтах самый преданный друг, сразу поддержала. В ответ на его сомнения, что летное Оренбургское училище — одно из старейших в стране, отбор там очень строгий, сказала:
— Кого ж им принимать, как не таких, как ты? Здоровьем Бог не обидел, да и все табели по учебе у тебя с отличием… А летчик — это же так высоко.
И он стал курсантом ЧВАУЛ, Чкаловского военного авиационного училища летчиков. Сердечко радостно екнуло, когда увидел на стене главного корпуса портреты выпускников, прославленных летчиков – Серов, Громов, Бахчиванджи, Юмашев, Полбин... Сто тридцать Героев Советского Союза… Позже, став самым знаменитым человеком планеты, на вопрос: «Какие узы связывают с Оренбургом?» — ответит: «Самые прочные и славные.
Там прошла юность.
Окончил училище, научился неплохо летать, встретил любимую. Оренбург дал мне многое — и семью, и власть над самолетом».
Юрий Гагарин знал, что не будь страстной преданности другой мечте другого человека — неизвестно, был бы у нас спутник, космические корабли и сам Гагарин. Королев отдал своей мечте почти четверть века.
Он был реалистом и величайшим романтиком. В самом начале у его мечты были противники.
Скептики, говорили, что полет в космос — идея преждевременная, а те, кто считал, что это возможно, не представляли возвращения на Землю, ибо при торможении в плотных слоях атмосферы температура до 10 тысяч градусов, сплошные неизвестные.
Безвестный Гагарин еще сидел в сурдобарокамере и кружился на центрифуге, а Королев по шестнадцать часов в сутки усовершенствовал и создавал первую космическую кооперацию: двигатели, систему заправки топливом, стартовое устройство, автоматику управления, слежение за ракетой в полете, производство и испытание всех систем. И весь груз ответственности брал на себя.
Был воистину уникален: универсальный инженер и проектант, незаурядный организатор и конструктор, технолог и производственник, политик и экономист, стратег, тактик и дипломат.
Все его ближайшие помощники и ответственные работники ходили в выговорах, как и в орденах. Его творческий заряд, работоспособность притягивали всех, кто был рядом.
Только 12 апреля 1956 года было принято решение о создании космодрома. Байконур. Цикл работ расписан не по дням и часам — по минутам. Вековую степь пересекли линии электропередач, скоростные автомобильные магистрали. А вокруг был зной, пылевые смерчи, солнце их не пробивало. В палатках и бараках сражались с хозяевами пустыни — с сусликами.
И прежде чем свершился подвиг Гагарина, был подвиг строителей Байконура.
На звездные часы человечества работали тысячи и тысячи людей. Объем работ по проекту строительства Байконура был рассчитан на семь лет. Королев выполнил их за два года, но это был ежедневный подвиг. Когда корабль с Гагариным пошел над Тихим океаном — у Королева покатились слезы. Их у него еще никто не видел.
А пока что в руках Гагарина представление к присвоению звания лейтенанта по окончании училища и неплохая аттестация: «Летную программу усвоил успешно. Летать любит, летает смело и уверенно».
Право выбора места дальнейшей службы — за ним. Училище закончено по первому разряду. Он уже женат на Вале Горячевой. Она — еще студентка. Ему предлагают остаться в училище инструктором, мол, сразу все проблемы будут решены, с квартирой, с карьерой.
Комментарии 31
наша светлая,яркая,чистая звезда,он погиб как настоящий лётчикк,ушёл навсегда в своё небо.Светлая Память Герою Космоса
На руках весь мир его носил!"
… Он улыбнулся звездам и мирам,
Смоленский парень, космонавт планеты.
ПОМНИМ И ЛЮБИМ СВЕТЛАЯ И ДОБРАЯ ПАМЯТЬ