В справочниках этот священнослужитель значится как архиепископ Харьковский и Богодуховский Леонид. Но в Великой Отечественной войне он принимал участие по своим гражданским именем — Илья Христофорович Лобачёв.
архиепископ Харьковский и Богодуховский Леонид.
Уроженец села Черная Грязь в ближнем Подмосковье еще до революции успел стать послушником Чудова монастыря, а в 1925 году принял монашеский постриг. После этого, будучи иеромонахом, отец Леонид служил в приходских храмах Ярославской епархии. В 1930-м он был возведен в сан архимандрита.
Однако вскоре после этого его церковное служение оборвалось: монаха-священника арестовали «за антисоветскую агитацию» и на 4 года отправили в исправительно-трудовые лагеря. После освобождения, чтобы не навлечь на свою голову новые репрессии, Лобачёву пришлось вернуться к мирским делам. Имея хорошее образование, он поступил работать в одно из подразделений Центрального морского управления, а позднее трудился экономистом в Управлении канала Москва – Волга.
Именно оттуда, с гражданской должности, «потаенный архимандрит» после того, как началась Великая Отечественная, ушел добровольцем в Красную Армию. Воевать с гитлеровцами ему довелось главным образом в артиллерии. Илья Лобачёв участвовал в боях под Сталинградом, в 1943 году был ранен.
Позднее архимандрит Леонид вспоминал:
«В июльские дни 1943 г. наша часть уже была гвардейской, а 23 августа 1943 г. она водрузила знамя свободы над многострадальным Харьковом. Боевая армия крепла, в ней было большое число Героев Советского Союза, и наша гвардейская часть несла знамя через всю Украину и одной из первых, преследуя врага, с жестокими битвами прошла через Румынию, Трансильванию; она несла свои знамена над горными вершинами Карпат, Трансильванских Альп, над Венгерской долиной, перешагнула десятки рек, участвовала в сражениях за Будапешт, штурмом овладела главным городом Словакии – Братиславой, громила гитлеровцев в Австрии и в своем победном шествии дошла до столицы братской Чехословакии – Праги».
К 1944 году он дослужился до звания гвардии старшины. Военные подвиги этого воина были отмечены орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги» и еще несколькими наградами.
Лишь после окончания Второй мировой, демобилизовавшись из армии, отец Леонид смог вернуться к церковному служению. Начиная с 1946 года он являлся клириком нескольких московских храмов. А в конце 1940-х возглавлял первую со времени революции Русскую духовную миссию в Иерусалиме. В 1960 году бывший старшина-артиллерист был возведен в сан архиепископа.
Сотни священников в Великую Отечественную войну героически защищали РодинуВ России не принято говорить о вкладе священнослужителей в Победу. Наш рассказ о них, о тех батюшках, кто разделил со своим народом всю жуть войны и был верен Родине.
Подвиг попов в Великой Отечественной войне рыночным умом не понять. Судите сами. Они защищали Родину, которая, казалось бы, предала их и безжалостно уничтожала вплоть до войны.
Только в 1937 году были арестованы 136 900 православных священников и церковнослужителей, из них расстреляны 85 300. В 1938 году арестованы 28 300 клириков, расстреляны - 21 500. В 1939 году из 1500 арестованных расстреляли 900. За 1940 - 1941 годы арестованы 9100 клириков, расстреляны - 3000.
И вот чудом выживших, отбывших срок в лагерях, тюрьмах и ссылках, лишенных своих приходов в августе 1941-го Родина призывает в строй. Но может ли священнослужитель, пусть и лишенный прихода, взять в руки оружие и идти убивать?
Священная война
Обиженным священникам нужно было лишь затаиться, когда военкоматы атаковали рвавшиеся на фронт добровольцы. Или сдаться в плен. Что иные и делали. А потом, как прототип героя фильма «Поп», священник-власовец Алексей Ионов, эвакуироваться с семьей в Германию, затем перебраться в США, влиться в ряды РПЦЗ и сегодня с помощью кинематографа прослыть в России праведником, якобы отправленным в ГУЛАГ. Но как ни окал старательно актер Сергей Маковецкий, изображая сельского батюшку, фильм в прокате с треском провалился.
Настоящие русские священнослужители не потрафляли врагу и не лицемерили, прикрываясь ветхозаветной заповедью «Не убий», а руководствовались другой заповедью Христа: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя». И молились за своих гонителей-коммунистов, как и Иисус молился за распинавших его иудеев и «умывших руки» римлян: «Не ведают, чего творят».
- Православная наша церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг, - в первый же день войны писал в своем воззвании глава РПЦ митрополит Сергий (Страгородский), ныне критикуемый за содействие «красным бесам». - А если молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями насчет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена Родине и своему пастырскому долгу.
Попы, дьяконы, певчие, псаломщики, как некогда и герои Куликовской битвы монахи-богатыри Пересвет и Ослябя, встали на защиту русского народа, отлично понимая, почему для немцев все мы были русские, вне зависимости от национальности и вероисповедания.
Никто не вел отдельного учета этому пополнению Красной Армии и его подвигам. Протоиерей Николай Агафонов, автор книги «Ратные подвиги православного духовенства», собирая свидетельства по крупицам, утверждает, что «многие сотни отбывших срок священнослужителей в армии стали танкистами, артиллеристами, пехотинцами». Более сотни были награждены медалями и орденами. 40 священников удостоены медалей «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы». Более 50 были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Несколько десятков получили медали «Партизан Великой Отечественной войны». А сколько героев-солдат и боевых офицеров, в тяжелую минуту дав такое слово Богу, после войны стали священниками или монахами. И гордо 9 Мая прикалывали к рясам ордена и медали.
Комментарии 3