В Саратов, по выданному директором училища направлению, он поехал не один, а вместе с обоими друзьями, Тимофеем и Александром. Благодаря отличному аттестату, экзамены сдавать не пришлось, ребят зачислили в техникум сразу. В заявлении о приёме Юра написал:
"Желаю повышать свои знания в области литейного производства и принести как можно больше пользы своей Родине".
Как и предполагалось, в техникуме Гагарин не только не бросил спорт, но стал заниматься им ещё активнее. Вскоре его выбрали секретарем местного спортивного общества «Трудовые резервы».
При этом он был ещё и членом бюро комсомольской организации. Он вообще никогда не отлынивал от общественной работы. Но денег она не приносила, поэтому жил Юра достаточно скромно. Ему очень хотелось приехать на каникулы домой в новом костюме. Для того, чтобы заработать на обновку он согласился подработать летом физруком в детдомовском лагере.
Впрочем, сказать «согласился» было бы не совсем правильно. Потому, что работа ему нравилась. Детей он любил совершенно искренне, и умел обращаться даже с самыми бесшабашными.
Мужчин в лагере было только двое, физрук Юра и слепой баянист Иван Алексеевич. Разумеется, справиться с несколькими десятками сорванцов, почуявших за городом свободу от надоевших преподавателей, было сложно.
К счастью, руководила лагерем старая, закалённая в педагогических схватках завуч детского дома Елена Александровна. Как-то, когда вожатые собрались после отбоя у лагерного костра, она очень просто и понятно рассказала Юре, как ему, молодому ещё комсомольцу, можно стать героем:
- Ты вот думаешь, геройство – это так сложно? Нет, вовсе не сложно. Надо просто воспитать в себе строжайшую дисциплину и с ней уже идти по жизни. Запомни: от дисциплины до геройства – всего один шаг.
Юра запомнил.
В Саратовском техникуме его увлечение физикой, привитое в школе Львом Беспаловым, ещё более усилилось. Благо тут ее преподавал не меньший энтузиаст педагогического дела, Николай Иванович Москвин. Он часто говорил:
— Техник не может не знать физики, земной шар вращается по законам физики.
Именно он предложил Гагарину подготовить для физического кружка доклад на тему «К. Э. Циолковский и его учение о ракетных двигателях и межпланетных путешествиях».
О Циолковском Юре рассказывал ещё Беспалов, но тогда юноша не относился к калужскому мечтателю серьёзно. Все, что тот писал в своих полуфантастических книгах казалось не просто далёким, а нереально далёким. Но тут, когда студент начал перечитывать его труду, внезапно оказалось, что все гораздо интереснее, а главное – ближе, чем ему когда-то казалось.
Циолковский писал, что за винтовыми самолётами придут самолёты реактивные – и вот они уже вовсю летают. Говорил, что следом будут ракеты – и вот они уже спокойно покоряют стратосферу. Следующим этапом, по словам учёного, должен был стать полет человека в космос. Теперь Гагарин уже реально поверил в то, что это невероятное в своем геройстве путешествие вполне возможно. Свой доклад он закончил словами Циолковского, которые запомнил наизусть и часто потом повторял:
«Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».
«... именно с этого дня, - вспоминал он потом, - у меня появилась новая болезнь, которой нет названия в медицине, — неудержимая тяга в космос. Чувство это было неясное, неосознанное, но оно уже жило во мне, тревожило, не давало покоя».
В самый разгар первого полугодия по техникуму разнеслась весть о том, что в Саратовский аэроклуб принимают старшекурсников. Трое друзей, которых в техникуме величали не иначе, как «москвичами», тут же написали заявления, прошли медкомиссию и приступили к занятиям. До поры – исключительно теоретическим.
Днём Юрий занимался в техникуме, вечером – в аэроклубе, а по ночам готовил дипломный проект по теме «разработка литейного цеха крупносерийного производства на девять тысяч тонн литья в год». Так что можно смело сказать, что к перегрузкам он приобщился ещё задолго до своего знаменитого полёта.
Весной 1955 года он совершил первый в своей жизни прыжок с парашютом. Этот первый прыжок совпал для него и с первым полётом вообще: до этого Юра видел самолёты только со стороны. На аэродром для первого прыжка приехали сразу две группы – юношеская и девичья. Первым прыгать выпало Гагарину. Когда «По-2» набрал нужную высоту, курсант вышел на крыло и, крепко уцепившись за бортик кабины, посмотрел вниз, на далёкую землю.
— Не дрейфь, Юрий, - подбодрил его инструктор, - девчонки снизу смотрят! Готов? Ну, пошёл!
И ОН ПОШЁЛ
.
После того, как группы отпрыгали своё, тот же инструктор предложил курсанту полетать с ним на «Яке». Разумеется, Юрий согласился. А спустя несколько минут чуть не пожалел о своём согласии: неожиданно Дмитрий Павлович, как звали инструктора, начал выполнять фигуры самого высшего пилотажа, от простых виражей, до «мёртвых петель».
-Ну что, завтра ещё полетаем? - спросил он, когда Гагарин с пришалевшими глазами вылез из самолёта.
-Да я хоть круглые сутки готов летать, - ответил курсант.
Ответ инструктору явно понравился.
Через несколько дней Гагарин на «отлично» сдал дипломный проект и получил диплом «техника-литейщика». Курс разъехался: кто домой, кто сразу на работу, в Магнитогорск, в Донбасс, на Дальний Восток.
А Юрий остался в Саратове, при аэроклубе. Жил в палатке, недалеко от аэродрома и летал почти каждый день. На «Як-18», конечно с инструктором, сначала сзади, а потом и за штурвалом. В июле Гагарин совершил первый свой совершенно самостоятельный полет. «Як», на котором он поднялся в воздух, был выкрашен в ярко-жёлтый цвет и имел на фюзеляже номер «6».
3 августа имя Гагарина впервые появилось в периодической печати. Непонятно почему, но из множества курсантов корреспондент Саратовской комсомольской газеты «Заря молодёжи» выбрал для статьи «День на аэродроме» именно Юрия.
В нескольких строках говорилось о том, что курсант Юрий Гагарин успешно осваивает летную науку и уже самостоятельно управляет тренировочным самолётом. К статье прилагалось фото героя в кокпите «Яка». Газета хоть и была «многотиражной», а достать ее оказалось непросто: Юра потратил на это неделю.
Найденный, наконец, в городе экземпляр был им тщательно упакован в конверт и отправлен домой, родителям. В ответном послании мать написала:
«Мы гордимся, сынок… Но ты, смотри, не зазнавайся…»
Он и старался не зазнаваться. Очень старался. Хотя это и было сложно.
Геройская подготовка
В начале октября пришла пора сдать очередной выпускной экзамен, теперь уже в аэроклубе. Результат получился неплохой:
• самолёт «Як-18» — «отлично»;
• мотор — «отлично»;
• самолётовождение — «отлично»;
• аэродинамика — «отлично»;
• общая оценка выпускной комиссии — «отлично»
С таким аттестатом перед Юрием были открыты двери всех летных училищ СССР. Многие из его товарищей пошли в гражданскую авиацию. Возможно, так бы поступил и Юра, но 27 октября к нему пришла повестка из Октябрьского райвоенкомата города Саратова. По направлению родного аэроклуба он отправился в Чкалов (так до 1957 года назывался Оренбург), в 1-е Чкаловское военно-авиационное училище лётчиков имени К. Е. Ворошилова.
Комментарии 34
Он сказал:,,
Поехали!!!"