Вряд ли кто—то отважится назвать мотоцикл банальным «средством передвижения». На дорожном полотне за ревущим двухколесным всадником постоянно остается шлейф из бесшабашной свободы, недоуменных и завистливых взглядов и вереница медлительных и по—стариковски плетущихся седанов, хэтчей и прочих кроссоверов. Какая скука все эти Hyundai Solaris, Honda Accord и даже BMW X5. Не зря же один из самых ярких персонажей современного киношного мейнстрийма доктор Хаус, бунтарь и нонконформист, обзавелся именно мотоциклом. Кстати, ездил он на Honda CBR1000RR Respol Replica 2005. Мощная и технологичная штучка — под стать юмору Хауса. Мои же первые шаги на мотоциклетном поприще были, скорее, драматичными.
Человек, оседлавший советский «Урал» или «Днепр» без коляски был для меня кем-то сродни всаднику апокалипсиса. На таких махинах я не ездил, однако мини-апокалипсис для себя и не только умудрился устроить трижды. В первый раз я улетел с «Восхода» — вспоминать об этом случае я не люблю, думаю его тогдашний хозяин — тоже. Поездка вышла недолгой, бессмысленной и беспощадной, в особенности для крышки картера из которой после моего падения начало сочиться масло из пробоины. Дальше больше. Нас было трое. «Иж Юпитер» с пристегнутой коляской чуть ли не с корнем вырвал дерево на обочине, оставив после себя рваный пенек сантиметров десять в диаметре. Вдоволь насмеявшись над кульбитом поневоле катапультировавшегося пассажира коляски, мы отбуксировали «четверку» в гараж, на ходу придумывая историю для родителей хозяина байка о том, как съехали в кювет, спасая жизнь незадачливой собаки, перебегавшей дорогу. Третий мотоконфуз был гораздо безобиднее предыдущих — я просто не вписался в поворот и заехал в картошку на все том же четвертом «Юпитере». Эх, если бы молодость знала… Именно наличию знаний о том, на каком мотоцикле лучше ездить, чтобы не оставлять после себя пеньки и лужи разлитого масла или что-нибудь в подобном духе, должно поспособствовать это руководство.
В отличие от советских мотолюбителей сегодня видавшему виды байкеру есть где разгуляться: на дорогах представлено великое множество типов мотоциклов. Тук тебе и классика, и круизеры, и спортбайки, и нейкеды, и турьеры, эндуро, супермото — плюс всевозможные «метисы», так что ряд можно продолжать долго.
Засматриваясь на эффектные спортбайки с обвесами, не стоит забывать, что к езде по разбитым дорогам, которых у нас великое множество, они совершенно не приспособлены. Мало того, эти самые яркие и прекрасные обвесы падут первой жертвой твоего падения. А они непременно будут — эти самые падения, и хорошо бы, чтобы они обошлись без жертв, по крайней мере, физических. Вообще, мотоциклы — эта такая штука, где не уместны всяческие рисования и выпендреж. Поэтому, каким бы сильным не было желание прослыть «первый парнем на деревне», прагматизм и инстинкт самосохранения — самые лучшие друзья при выборе первого мотоцикла. Так вот отсутствие мало-мальски вменяемого опыта вождения — это и есть определяющий фактор выбора. Быстрые и тяжелые мотоциклы оставим для опытных байкеров. Нам нужен такой, который можно легко удержать ногами от падения, в случае чего поднять с земли в одиночку и без посторонней помощи дотолкать на своих двоих пару-тройку километров, потому что и такое, возможно, придется когда-то делать. Многие помнят, как в детстве самоотверженно катались на взрослых великах, хотя ноги тогда доставали лишь до педалей, а не до заветной земли. С мотоциклом такие фокусы не пройдут: зелеными ладошками и коленками уже не отделаешься — ноги мотоседока должны доставать до земли и быть надежной опорой. Только так и никак иначе. Посадка и положение рук тоже не должны вызывать дискомфорт — выруливать еще неумелыми руками с затекшими запястьями не самое приятное и безопасное действо. Покупать скоростную моторакету с литровым двигателем есть смысл, если ты тот самый бессмертный и бесстрашный Логан-Росомаха из франшизы «Люди-Х» — нам же, простым смертным, лучше вначале получать ускорение от двигателя кубиков на сто двадцать пять.
Визуальная сторона, конечно, имеет большое значение. В противном случае долгожданные покатушки не принесут должного удовольствия. Не стоит покупать мотоцикл, который не очень нравится внешне. Помнишь джинсы, которые ты, купив второпях, одел всего пару раз? Так вот мотоцикл — это покупка совсем другого уровня, и разочарование будет совершенно иных масштабов. Для того чтобы избежать ненужных торгово-психологических маневров, можно разузнать где поблизости тусуют байкеры твоего города. Дальше все просто. Подходишь и вежливо просишь «померить» байк, то есть посидеть на нем. Если ты сделаешь это не так, как герой Арнольда Шварцнегера в фильме «Терминатор 2: Судный день» — все будет хорошо, и ты поймешь, насколько для тебя удобен железный конь, которого ты заприметил.
Вдоволь насидевшись, насмотревшись и начитавшись обзоров и отзывов можно приступать к покупке. Не будем рассуждать о том, как классно купить новенький байк в салоне, а потом вечером, вернувшись домой после самой первой обкатки, любоваться им в лучах заходящего солнца. Всю эту неземную красотищу оставим на потом. Первый мотоцикл не должен быть дорогим: главные его качества — это надежность и простота в управлении и эксплуатации. При таком раскладе самый лучший вариант — приобретение мотоцикла у хорошего знакомого или его товарища. Если такого социального бонуса нет, то можно купить подержанный мотоцикл в салоне. Реальное его состояние будет определить не так уж просто, потому что, скорее всего, умелые парни ловко замаскировали его проблемы, но зато такая покупка сопровождается гарантией. Есть вариант заказа подержанного байка в салоне, в таком случае можно предварительно обговорить его состояние. В любом случае при покупке нужно внимательно читать договор. Вариант с приобретением мотоцикла по объявлению — самый рисковый, потому что гарантий в таком случае нет вообще никаких, и, если ты не экстрасенс, то велика вероятность попасть на недобросовестного продавца. Но не будем о грустном, а остановимся на варианте, когда на сделку есть возможность взять с собой бывалого мотоциклиста, все-таки найти такового гораздо проще, чем потом мучиться с совершенно «уставшим» железным конем.
Итак. Прежде всего, нужно посмотреть документы на технику. Данные с бумажек сверяем с номером на раме, номером двигателя и годом выпуска, который можно найти на тормозных шлангах и на дисках, на обратной стороне пластиковой облицовки или на ободе спицованного колеса. Нужно тщательно осмотреть наружность байка, особое внимание уделив следам от падений, наличие которых дело, как правило, обязательное, а отсутствие — скорее, подозрительное. Лучше уточнить информацию о падениях, к чему они привели, и что было сделано после.
Колеса должны легко вращаться, если это происходит с усилием, то либо их прихватывают колодки, либо ступичные подшипники выходят на пенсию. Если колеса литые, то на них не должно быть трещин.
Заглядываем с фонариком в бензобак, в котором не должно быть никакой ржавчины, то же самое можно сказать и в отношении цепи — никакой коррозии. Взявшись за середину цепи, можно проверить ее натяжение — ход 2-3 сантиметра является нормальным. Износ цепи проверяем, потянув ее от задней звезды. Если отходит на несколько миллиметров, то она изношена примерно на четверть. Повреждений и следов кустарной сварки на раме быть не должно. Нужно осмотреть вилку: следов масла на перьях после надавливания не должно быть. Вообще любые подтеки масла или тосола должны насторожить и быть, как минимум, предметом торга. К слову сказать, моторное масло должно пахнуть только маслом и ничем другим, если в нем чувствуется запах бензина — это очень плохо, если оно пахнет горелым и имеет черный или грязный цвет — лучше не рассматривать такой вариант покупки.
Мотоцикл перед тестированием не должен быть прогретым, потому что так можно упустить из виду неприятные нюансы, которые позже дадут о себе знать. Заведя мотор, удостоверимся, что делается это просто и его звук на холостых оборотах ровный. Газуем и одобрительно киваем, если на поворот ручки газа двигатель откликается без задержек. Цвет выхлопа должен быть прозрачным. Если из трубы вырываются синие или черные клубы — этот экземпляр изрядно «убит», а его ремонт может обойтись в половину стоимости байка. Выжимаем сцепление, ход его должен быть ровным и без закусываний. Если на мотоцикле установлен радиатор, дожидаемся включения вентилятора. Скручиваем сиденье и смотрим в каком состоянии аккумулятор, далее открываем крышку предохранителей, и если среди них нет поплавившихся, то хорошо — проводка нигде не замыкает.
Необходимо прокатиться и проверить работу тормозов, подвески и коробки передач. Осматриваем резину, потому что новая стоит денег и времени на приобретение и установку. Не забываем проверить световые приборы и сигнализацию, если она установлена. Вообще гораздо важнее уделить внимание общему состоянию мотоцикла, не зацикливаясь на внешних моментах. Часто бывает, что внешне искусственно освеженный мотоцикл находится в не самом лучшем техническом состоянии, да и внешний вид требует меньших затрат. Но с другой стороны, мотоцикл давно не знавший мойки, скорее всего, выдаст не очень ответственного хозяина, который вряд ли уделял должное внимание технике и вовремя менял расходники. Вообще, хорошо бы уделить должное внимание продавцу. Чем он старше, тем лучше: скорее всего он не изнурял своего коня экстремальными нагрузками и ухаживал за ним.
Если хозяин не доверит мотоцикл для пробной поездки, нужно попросить, чтобы он сам сел за руль и проехаться километров десять. Удостоверившись в том, что внутренний голос не противится покупке, забираем байк, но самолично его лучше не перегонять, потому что процесс первой покупки и осмотра достаточно стрессовый, а перенервничав лучше за руль не садиться.
Немного бюрократии с оформлением мотоцикла, и вот она, пора долгожданных покатушек. Необходимо всего взять для себя за правило не кататься в чем есть, а приобрести комплект защиты, в который должны входить шлем, перчатки, мотокуртка с защитой локтей и плеч, защита на ноги и специальная обувь. Выкручивая в очередной раз ручку газа, помни: все, что удерживает тебя на этой бренной земле — это пятно контакта размером меньше листа бумаги из принтера. Если на улице слишком жарко для защитной амуниции, то этот прекрасный вечер лучше потратить на составление списка «вещи, которые я люблю в этой жизни» — тем более, что в этом списке теперь есть твой любимый мотоцикл.
Комментарии 1