Согласно официальным материалам, с 29 сентября АвтоВАЗ переводит сотрудников на четырёхдневный график работы. Такой режим планируется сохранить на протяжении полугода — до конца марта 2026 года. Однако руководство оставляет за собой право вернуть прежний режим раньше, если положение на рынке улучшится. Об этом сообщил вице-президент по персоналу и социальной политике АвтоВАЗа Дмитрий Михаленко.
Причины изменений
Необходимость перехода на сокращённую рабочую неделю связана с общей ситуацией в отрасли:
- высокая ключевая ставка;
- ужесточение требований регулятора к автокредитованию;
- снижение доступности займов.
По словам представителей компании, окончательные решения будут приниматься на основании анализа экономических тенденций, динамики ключевой ставки и уровня доступности кредитов.
Эксперты говорят, в 2024–2025 годах спрос на легковые и особенно на грузовые автомобили заметно упал. Основная причина — слишком высокие ставки по автокредитам и лизингу, из-за которых покупатели и компании не спешат брать новые машины. Кроме того, экономика в целом замедлилась и бизнес стал меньше инвестировать в технику. На рынке грузовиков ситуация осложнилась ещё и тем, что автопарк уже во многом насыщен, а у малого и среднего бизнеса, а также у региональных подрядчиков стало меньше заказов и потребности в новой технике.
Из-за высокой ключевой ставки многие компании начали массово возвращать в лизинговые фирмы ранее взятые машины — их число превысило десять тысяч. При этом на складах скопилось слишком много импортных грузовиков, которые завезли ещё в 2024 году. Сейчас таких нереализованных машин более тридцати тысяч, и это только усиливает кризис на рынке, считает доцент РЭУ имени Плеханова Анатолий Колесников.
Положение АвтоВАЗа на рынке
Сегодня компания переживает непростой период. На российском автомобильном рынке усиливается конкуренция, особенно со стороны китайских производителей. В результате доля продаж LADA постепенно сокращается, а популярность иностранных марок растёт.
Ситуация у других автопроизводителей
Не только АВТОВАЗ сталкивается с подобными трудностями. Сокращение рабочих графиков коснулось и других крупных игроков:
ГАЗ также сообщил о вынужденном переходе на четырёхдневную неделю. Основной причиной стало падение спроса на коммерческий транспорт. Так, в первой половине 2025 года продажи среднетоннажных грузовиков снизились почти на 40%, лёгких коммерческих автомобилей — на 30%, автобусов — на 60%.
КАМАЗ также перевёл сотрудников на сокращённый режим работы. Компания зафиксировала падение российского рынка грузовиков почти на 60%, что привело к снижению собственных продаж примерно на 30% (без учёта гособоронзаказа).
На четырёхдневной неделе КАМАЗ и ГАЗ работают с 1 августа.
Некоторые специалисты отмечают, что подобные меры являются вынужденными и носят антикризисный характер. Они позволяют автопроизводителям сократить издержки и сохранить базовый уровень производственной активности.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1