Режиссёры: Александр Пантелеев, Донат Пашковский, Анатолий Долинов. Сценаристы: Анатолий Луначарский, Александр Пантелеев.
Первая советская кинопостановка Петроградского Кинокомитета («Ленфильм»).
Первая сценарная работа Анатолия Луначарского.
Фильм сохранился не полностью.
*
А.В.Луначарский появляется в первых кадрах фильма как нарком просвещения.
В роли профессора Хрустина снялся председатель Петроградского кинокомитета Дмитрий Лещенко.
Содержание
В Петроградском университете на кафедре химии читает лекции профессор Хрустин. Он с первых дней революции стал на сторону пролетариата. Старший сын профессора, в прошлом юнкер — враг революции. Младший сын, гимназист — стоит на распутье.
В порядке уплотнения, в одну из комнат квартиры профессора вселяют рабочего Пульникова с дочерью.
Старший сын профессора относится к подселенцам с открытой враждебностью. А недоброжелательное отношение к рабочему со стороны жены профессора и сына-гимназиста вскоре проходит.
Квартиру профессора начинают посещать рабочие завода. Вскоре квартира уже не может вместить всех желающих послушать профессора, и он начинает читать лекции в рабочем клубе.
Младший сын профессора и дочь рабочего, полюбив друг друга, решают пожениться.
В ролях:
Дмитрий Лещенко — профессор Хрустин
Иван Лерский — слесарь Пульников
Анатолий Луначарский — нарком
и другие...
ОТЗЫВЫ
#
Alex
Данный фильм уникален тем, что он является одним из первых советских фильмов. Это самое начало эпохи агитационно-пропагандистских фильмов. В 1922 году В.И.Ленин скажет наркому просвещения Анатолию Луначарскому: «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино».
Фильм интересен своей детской наивностью в попытках объяснить важность в жилищном вопросе такой меры, как уплотнение. Здесь интеллигент (профессор) идет всеми силами на встречу рабочему классу (рабочим, жившим до революции в подвале), он не просто спокойно отказывается от «излишков» жилплощади, но и ведет культурную работу среди новых жильцов. В конце концов профессор даже не против обручения своей дочери с простым рабочим из подвала.
В любом случае этот фильм стоит посмотреть людям, интересующимся как историей России в целом, так и историей кино в частности.
#
Петр
Режиссером фильма стал Александр Петрович Пантелеев. Это был актер Александринского театра, причем далеко не ведущий. Поскольку его работа в театре была не слишком напряженной, параллельно он занимался тем, что ставил фильмы. Начал он в 1909 году в фирме «Минотавр», снимал за городом, преимущественно уголовные драмы. Фильмов он снял очень много: по официальным данным, около тридцати, а по его собственным словам, около пятидесяти, но ни одна из его дореволюционных картин не сохранилась. Известны названия некоторых из них, например «Дерево смерти, или Кровожадная Сусанна».
Работать над фильмом он позвал двух соавторов, связанных с Александринкой: очень крупного театрального режиссера Анатолия Долинова, не имевшего большого опыта в кино, и Доната Пашковского — человека, который одним из первых принял советскую власть и в 1918 году стал председателем Временного комитета Александринского театра.
Исполнителей мы знаем только двоих. Во-первых, Дмитрий Лещенко, глава кинокомитета, играет профессора (то есть фактически самого себя), в квартиру к которому вселяют семью рабочих. А рабочего играет Иван Лерский, действительно очень крупный актер Александринки. Кто играет остальные роли, мы не знаем.
В начале фильма еще появляется Луначарский, но он даже не играет, а просто изображает сам себя. Вообще, Луначарский был в этом смысле довольно демократичен и часто позволял себя снимать. В 1920-х годах даже был такой мультфильм — «Обиженные буквы». Там обиженные буквы убегают из учебника грамматики и идут жаловаться наркому Луначарскому (не нарисованному, а хроникальному), который тоже играл сам себя.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев