За время войны Ивана Леонова трижды считали погибшим. Первый
раз это случилось в апреле 1942 года под Москвой. Юный выпускник Армавирской школы пилотов вылетел на своё первое боевое задание на истребителе ЛаГГ-3, прикрывая наши бомбардировщики. В том бою Иван Леонов сбил свой первый вражеский самолёт Ju-88. Когда возвращались, командир звена по радио передал новичку, что его самолёт горит. Леонов попытался сбить пламя - безрезультатно. Командир приказал прыгать. Но раскрыть парашют Леонову удалось лишь в 300 метрах от
земли. Получился невольный затяжной прыжок. При приземлении он сильно подвернул ногу. Местные мальчишки на руках отнесли лётчика в село. Старушка - знахарка, которую привёл председатель колхоза, вправила вывих. Через несколько дней Леонов возвратился на аэродром. К тому времени его уже считали погибшим, решив, что парашют так и не раскрылся.
Вскоре И. А. Леонов был направлен в город Арзамас для
переучивания на самолёт Ла-5. По окончании учёбы он прибыл в город Щигры на Орловско - Курской дуге. Сопровождая штурмовики Ил-2 и бомбардировщик Пе-2, Леонов совершил 50 боевых вылетов. За это время он записал на свой счёт 7 самолётов противника, в том числе 5, сбитых им лично, и 2 - в групповых боях. 15 июля 1943 года в воздушном бою он получил тяжёлое ранение.
В тот день он и его ведущий старший лейтенант Шестак возвращались
с аэрофоторазведки и нарвались на группу FW-190. Во время неравного боя ведущий и ведомый потеряли друг друга из виду. Четвёрка "Фоккеров" взяла самолёт Леонова в "клещи". Уходя от прицельного огня, он бросал истребитель из стороны в сторону и вдруг почувствовал, что левое плечо занемело. Посмотрел на руку: она безжизненно свалилась с сектора газа, плетью повиснув вдоль сиденья, залитого кровью. Объятый пламенем самолёт стал неуправляем и вошёл в штопор. Иван почувствовал, что теряет сознание, но самолёт сумел покинуть.
Очнулся через минуту - другую на высоте примерно 1000 метров.
Вокруг царила тишина, и только легонько шуршал парашют. Немецкие лётчики решили добить его. Они изрешетили парашют, но не попали. Он приземлился на нейтральной полосе, в заросший кувшинками и тиной сельский пруд. И это спасло ему жизнь, поскольку пробитый парашют на последних сотнях метров почти не тормозил падение.
Иван снова потерял сознание и лишь намного позже узнал обстоятельства своего спасения. Оказалось, что неподалеку от него приземлился один из сбитых вражеских лётчиков, и немцы с передовой пытались его вытащить. Одновременно на помощь Леонову поспешили наши бойцы. Между поисковыми группами завязался бой, в результате
которого противник был отброшен, а Леонова в бессознательном состоянии вытащили из пруда и доставили в расположение советских войск.
Пока довезли до медсанбата, а оттуда - до полевого госпиталя,
развилась газовая гангрена в руке, и её пришлось ампутировать по самое плечо. Много месяцев провел Иван Леонов в госпитале. Снаряд, перебивший руку, раздробил бронеспинку сиденья пилота, осколки которой впились в плечо и пробили лёгкое. Четыре самых крупных врачам удалось извлечь, а 12 - до сих пор носит в себе фронтовик.
Месяцы, проведённые в госпитале, Леонов не терял даром. Он хотел
летать, однако управлять самолётом без руки ещё не удавалось никому. Его направили на корректировочный пост 1-й Воздушной армии, которой командовал прославленный лётчик Михаил Громов. Однажды на пост прибыл сам командарм, и Иван попросился летать. Громов опешил: "Ты же однорукий !". Леонов отрезал: "Был бы двурукий, Вас не просил бы". Командарм обещал подумать. Через неделю Леонов отправился в
штаб армии и снова повторил свою просьбу. В тот же день командарм распорядился выделить ему для тренировок самолёт По-2, а через 5 суток устроить экзамен.
Ещё в госпитале Иван разработал несколько приспособлений для
управления сектором газа без левой руки. Из тонкого листа алюминия смастерили наплечник, приделали к нему шарнир, подсоединяющийся к ручке сектора газа. В тот же день Леонов впервые взлетел после долгого перерыва. И началась боевая работа, правда, теперь уже на По-2 в 33-й эскадрилье связи 1-й Воздушной армии: доставка печати на передовую, перевозка раненых, воздушные рейсы в тыл врага к партизанам.
В конце 1944 года, возвращаясь из вражеского тыла на небольшой
высоте, Леонов попал под обстрел вражеских автоматчиков и был ранен в ногу. Чувствуя, что теряет сознание, Иван посадил самолёт на поле сразу за передовой.
Наши бойцы на танке отвезли лётчика в медсанбат. Потом снова был госпиталь.В полку его какое - то время считали погибшим. Именно в те дни в дивизию пришла выписка из Указа Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Леонову звания Героя Советского Союза. И кто - то из штабистов на бумаге начертал резолюцию: "Награда не вручена в связи с гибелью". Однако всё это выяснилось лишь через полвека. Указом Президента Российской Федерации от 16 февраля 1995
года Ивану Антоновичу Леонову было присвоено звание Героя Российской Федерации.
После ранения в ногу Леонов выбыл из лётного состава. Его перевели
на работу в штаб 900-го Оршанского истребительного авиационного полка.
В 1946 году он был демобилизован. Работал в системе "Трудовые
резервы" воспитателем, директором ФЗО. В 1948 году ЦК ВЛКСМ направил И. А. Леонова на работу в Мценский, а затем Тельченский район Орловской области. Вернувшись в родные места, Леонов увлёкся мотоциклетным спортом и, несмотря на отсутствие руки, занимал призовые места на чемпионатах области по мотокроссу. Позднее стал
судьей республиканской категории по этому виду спорта.
Герой Российской Федерации И. А. Леонов награждён орденами
Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, медалью "За отвагу", "За оборону Москвы", "За взятие Кенигсберга", многими другими медалями.
Он - почётный гражданин Шаблыкинского района Орловской области, почётный член РОСТО. За уникальный подвиг и участие в боях на самолётах с одной рукой занесён в Книгу рекордов Гиннесса. Именем лётчика И. А. Леонова названы улицы в городе Орле и одном из посёлков в Шаблыкинском районе.
Иван Антонович Леонов - заядлый автолюбитель. Пишет книги
воспоминаний, повести, рассказы, стихи. Увлекается пчеловодством и садоводством.
Живёт в Туле. Является членом Союза писателей. Его перу принадлежат книга "Назван человеком из Легенды" (1998 - 1999) и сборник "Поэмы и
стихи" (1999).
О нём самом написано 5 книг: "В небе над Курском" (Воронеж,
1989), "Первый выпуск Армавирской школы" (М. Тегенев, Краснодар, 1983), "Земля Пересвета" (В. Роднов, Приупское издательство, 1984), "Колокол на Долгом лугу" (В. Овчинников, Молодая Гвардия, 1989), "Десна" (В. Роднов, Брянск, 1995).
Однажды у генерал-полковника авиации М.М.Громова спросили, почему он не пишет книгу о своей героической жизни. На это Михаил Михайлович ответил так: «А что в ней героического? Я прожил ее вполсилы. Героизм
для меня - в преодолении невозможного. Я знаю такого человека, который
жил и живет по сей день по закону невозможного - это Иван Антонович
Леонов…»
#жзл
Нет комментариев