На улице Центральной, ныне Мелик-Карамова, стояла Черномысовская неполная средняя школа.
Летом 1979 года мы с сестрой Лидией Александровной были в Сургуте, навестили нашу новую и старую школы, зашли в парк и увидели печальную картину: все деревья и кустарники поломаны, нет забора, вокруг кучи мусора и битого стекла. Ушли мы с тяжелым чувством, так много труда и сил было вложено в него…»,
- читаю воспоминания ветерана педагогического труда, отличника народного образования, Евлалии Кошкаровой.
Эти строки были написаны 30 лет назад после того, как Евлалия Александровна переступила порог Черномысовской школы-семилетки.
Как утверждают старые жители Сургута, школа, в которой находилось четыре классных комнаты, была построена в начале 30-х годов прошлого столетия спецпереселенцами в тяжелейших условиях. Рядом было возведено подобное здание под общежитие для банновских детей, впоследствии там размещались школьные классы. Из дневниковых записей почетного гражданина города Сургута Флегонта Показаньева:
«10 класс. Сентябрь 1940г.- июнь 1941 г. Всю зиму жил в банновском колхозном интернате на Черном Мысу. Это был новый деревянный дом на две половины – для ребят и девочек, между ними – столовая и комната для технички. Она же повар. В столовой же и уроки учили. Колхоз выделял немного продуктов, и родители привозили. Ученики от 5 до 10 класса жили и питались вместе... Дрова теперь уже подвозили из колхоза с Банного, воду подвозил местный житель по договоренности с колхозом. Старшеклассники оказывали помощь в хозяйстве нашей «гостиницы» Марии Дягилевой. В комнатах путем самообслуживания поддерживался порядок. Жить стало легче. Голод уже не терзал, но угнетала вопиющая бедность одежды».
Первым директором неполной средней школы был Прокопий Прокопьевич Пугно, затем занимали руководящую должность Нина Михайловна Чащина, Владимир Михайлович Кочетков, Александр Федорович Шандыров.
По архивным данным и воспоминаниям старожилов школа славилась трудовым воспитанием учеников, в частности, работой пришкольного участка и кружка юннатов, созданного в 1953 году. На участке под руководством Евлалии Александровны Кошкаровой проводились требуемые по программе практические занятия. Выращивалось до 50 видов зерновых и овощных культур, до 25-30 видов цветов. В кружке постоянно занималось 20-25 человек. В зимнее время изучали теорию по уходу за растениями, готовили семена к посеву, выращивали в юннатском уголке и по классам цветы, рассаду. В летнее время велась кропотливая работа по уходу за растениями. За юннатами закреплялись культуры, за которыми они ухаживали, вели наблюдения. Условия работы были трудные, особенно в первые годы. Земля неплодородная – песок, много пришлось возить, носить на носилках и в мешках перегноя. Воду носили на коромыслах из-под горы (около полукилометра), только спустя много лет вырыли колодец.
Проводилась опытническая работа по заданию Ханты-Мансийского опорного пункта по акклиматизации и сортоиспытанию растений. Участок считался лучшим в городе, поэтому во время конференции проводились экскурсии для учителей.
Ежегодно осенью организовывали «Праздник урожая», на котором подводились итоги проделанной работы, устраивались выставки, награждали лучших юннатов подарками и грамотами.
Также во время прохождения производственной практики ребята работали в колхозе по уходу за животными.
Хорошо было в школе поставлено домоводство, где давались навыки рукоделия, кройки и шитья, основные навыки кулинарии.
Уроки труда с мальчишками много лет вел Александр Васильевич Филимонов - человек, влюбленный в свое дело и пользующийся уважением у школьников. Он учил их выпиливать, выжигать, резать по дереву, работать на станках. Изделия, изготовленные учащимися, много раз демонстрировали на выставках.
Во времена небогатого тогда еще централизованного оснащения школьных мастерских Александр Васильевич создал на базе своего кабинета производственный цех по выпуску изделий из древесины и металла путем их ручной, художественной, токарной и даже горячей обработки. «
Второй раз в жизни я увидел кузницу, оснащенную древнейшими мехами, современным электровентиляционным поддувом, причудливой формы клещами-захватами, различными поддержками, матрицами и оправками. И, что вызвало мое не меньшее восхищение, настоящей в полный размер, кузнечной наковальней»,
- вспоминает коллега Филимонова Виктор Прохорович Исаков. –
В школьных мастерских Филимонова выпускались кованые четырехгранные шпили и скобы для строителей рыбокомбината, кернеры, бородки и зубила для работы в мастерских. Кронциркули и нутромеры, долота и стамески, ножи-косяки для резьбы по дереву, резцы для токарной обработки металла из самокала и многое другое, что находило применение как на производстве, так и в домашнем хозяйстве».
Из древесины изготавливались разнообразные полочки и шкафчики, табуреты и скамеечки, подсвечники и светильники. А также модели кораблей, автомобилей, вездеходов и самолетов. Как правило, все эти поделки состояли из деталей, выточенных на токарном станке, элементов, украшенных рельефной художественной резьбой. Александр Васильевич сам был непревзойденным токарем и резчиком по дереву, имел большой дар художественной фантазии.
Рассказывали, что когда у кого-то в Сургуте появилась первая стиральная машина, его жена Маруся, увидев ее в работе и оценив агрегат по достоинству, сказала Александру: «Хочу стирать как они». И через неделю стирала. Как они. Супруг сделал ей стиральную машину.
Много труда было приложено учащимися и коллективом учителей для закладки и выращивания школьного парка.
«А «зеленый патруль»?! Было и такое. Дети с помощью взрослых высаживали деревья, но были хулиганишки, которые в общем деле не участвовали, но исподтишка гадили. Для этого существовал этот патруль. С зелеными повязками гордо прохаживались по длинной улице, наблюдая за порядком. Почему сейчас этого нет? И почему современные дети почти не участвуют в высадке саженцев? Нам, в нашем далеком детстве было интересно жить, не было телевизора и интернета, но были дела, скучно никогда не было
, - рассказала бывшая ученица школы Вера Тояркова.
Часто проводились субботники в колхозе, на рыбозаводе, в школе. В летнее время многие учащиеся устраивались на работу, чтобы помочь семье. Из старших классов формировались бригады для ремонта школы, оборудования спортплощадок.
Людмила Захарова zaharova@novygorod.ru Кстати После выхода в свет закона об общем семилетнем образовании, проблема всеобуча была действительно проблемой. После войны многие дети остались без отцов, в семьях – нужда, поэтому некоторые бросали школу и устраивались на работу. После принятых мер недисциплинированных и не желающих учиться даже исключали, но школа принимала меры по их трудоустройству.
Справка «НГ» Несмотря на трудные условия, внеклассных и внешкольных мероприятий проводилось много. Это были праздничные концерты и предметные вечера, кружковая работа, «огоньки», КВН, встречи с участниками Великой Отечественной войны и ветеранами труда. Ребята участвовали в смотрах художественной самодеятельности (школа неоднократно занимала призовые места). Очень интересно проходили военизированные игры, к которым долго готовились, разрабатывали маршруты.
Людмила Захарова (СИА-ПРЕСС)
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4