К международному дню чая 15 декабря
«Смеркалось, на столе блистая
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился лёгкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам тёмною струёю
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал…
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
На улице крепчают морозы, и нет ничего лучше в такую погоду, чем согреться чашкой-другой ароматного горячего чая. Тем более, что есть повод поговорить о нем подробнее! Международный день отмечается ежегодно -15 декабря.
Чай один из самых популярных напитков в мире, его знают и любят на каждом континенте. Само слово "чай" пришло из тюркских языков (северокитайского cha). Родиной чая принято считать Юго-Западный Китай и примыкающие к нему районы Верхней Бирмы и Северного Вьетнама. О том, как был обнаружен дикорастущий чай, рассказывают легенды Китая, Индии, Японии. По одной из них, чай возник во времена творения Земли и Неба, его связывают с именем Государя Солнца Янь-ди. По другой, император Южного Китая Чен Нунг (III тысячелетие до н.э.) однажды попробовал напиток, который случайно получился из листьев, нечаянно попавших в кипяток. Напиток оказался настолько ароматным и вкусным, что император приказал собрать и сохранить эти листья и издал указ о применении его по всей стране. Историки подтверждают, что чай был известен в Китае уже в период троецарствия (220-280 годы). А выращивание его как культуры относится к 350 году.
Как тут не вспомнить Мацуо Басё:
*** Все листья сорвали сборщицы...
Откуда им знать, что для чайных кустов
Они - словно ветер осени!
***
К хворостяной лачуге
Вихрь горстку листьев подбросил —
Воды вскипячу для чая.
***
На пути в Суруга
Аромат цветущих померанцев,
Запах листьев чая...
***
Пьет свой утренний чай
Настоятель в спокойствии важном.
Хризантемы в саду.
В Европу чай был завезен в 16-17 веках португальцами и голландцами. Укоренившись в Нидерландах, употребление чая превратилось в настоящую традицию - послеобеденное чаепитие. В 1664 году купцы Ост-Индской английской компании привезли в дар королю два фунта чая. Дар был принят, напиток оценен по достоинству, и началось триумфальное шествие чая, сначала как предмета роскоши, доступной далеко не всем, а позднее – как традиционного напитка для всех.
В России началом «чайной» истории можно считать 1638 год, когда российский посол Василий Старков привёз чай в подарок от западномонгольского Алтын-хана. Восточный сосед буквально навязал 64 кг чая в обмен на соболиные шкурки. Посол чувствовал себя глубоко обманутым, когда представил перед царем ханский подарок в виде «каких-то листьев». «Как так? Обменять пушнину и серебро на 2 пуда какой-то сенной трухи?». Но вскоре ситуация обернулась иной стороной. «Не знаем, листья какого дерева или травы, но варят их в воде» — отчитался Старков перед государем. Царь Михаил Федорович пригласил бояр на дегустацию «сушеных листьев» — все сидевшие за столом были очарованы ароматным бодрящим напитком. Да и царь не остался равнодушным.
Сейчас трудно представить себе наши праздничные и будние дни без чаепития. Сегодня каждый может найти этот ароматный напиток по душе. А сколько же сортов чая существует на Земле? Сотни, тысячи?… А на самом деле единственный в ботаническом отношении вид чайного растения, при различной обработке и дает нам это многообразие чаёв. Принято выделять четыре основных типа: чёрный, зелёный, красный и жёлтый. И не потому, что окрас чаёв как в сухом или заваренном виде, как думают многие. Цвет является лишь внешним отражением различий в биохимических процессах обработки чайного листа, что в итоге сказывается на химическом составе и вкусовых особенностях каждого типа чая.
Если при производстве чёрных чаёв чайный лист проходит такую обработку, как завяливание, скручивание, ферментация и сушка, то при производстве зелёного чая всего две стадии – скручивание и сушка. Красный и жёлтый чаи являются промежуточными типами между чёрным и зелёным. Интересно? Тогда советую прочитать Какудзо Окакура «Книга чая». Легендарная книга, написанная в 1906 и впервые опубликованная в 1911 г, раскроет многие тайны в познании философии и культа потребления этого древнейшего напитка. Занимательно и с национальной изюминкой! Хотите ближе к российской действительности, тогда книга В.В. Похлебкина «Чай и водка в истории России», о судьбе двух национальных русских напитков или «Искусство чайного стола» Н. П. Ивашкевича, где можно познакомиться с традициями чаепития с древнейших времен до наших дней и полезными свойствами чая.
Восточная чайная церемония в своей основе направлена на само углубление человека, общение со своим внутренним миром. Она как бы вырывает его из будничной суеты. Способы самой заварки чая и его подачи на стол - это подготовка почвы для отстранения от всего суетного. Русская же церемония чаепития направлена на получение абсолютно противоположного эффекта - объединения духовного мира людей, собранных за столом, раскрытия каждой отдельной души перед обществом, семьей, друзьями, получение новых знаний. Чаепитие создает условия для задушевного разговора.
Откровенный разговор непосредственно с собеседником, а тем более с несколькими собеседниками, всегда сложен психологически. Это усугубляется еще тем, что за столом находятся, как правило, несколько возрастных групп - от детей до прадедушек и прабабушек. Детей сдерживает традиция почтения к взрослым, их родителей - почитание своих родителей. Неосторожное замечание, столкновение двух мнений подчас разрушает доверительность беседы, и говорящий замолкает и уходит "в себя". Для создания духа демократичности был необходим некий "молчаливый собеседник", глядя на которого, и, обращаясь к которому, можно было бы высказать самое сокровенное, не боясь быть непонятым. Эта роль отводится в русском чаепитии самовару. Такой предмет на столе был необходим для русской церемонии чаепития. И его изобрели на рубеже XVIII века русские мастера. Самовар вошел в каждый дом. Самовар стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Этот предмет вошел в классику русской литературы и искусства как непременный атрибут семейного покоя. Он сам стал объектом художественного интереса, и целый ряд мастеров декоративно-прикладного искусства принимали участие в создании его декоративного убранства.
Чай и впрямь занимает особое место в истории и жизни России. Стоит только вспомнить, сколько замечательных картин написано у нас на тему чайной церемонии. Тут вам и Константин Коровин. «За чайным столом», и одна из самых узнаваемых «чайных» картин «Купчиха за чаем» Б. Кустодиева
РУССКИЙ ЧАЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КЛАССИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ.
Традиция пить чай неразрывно связана с жизнью людей, с событиями, происходящими в ней. Это – часть их мироздания. И она не осталась незамеченной русскими классиками, которые воспели чайный напиток в своих произведениях. Любимую русскую традицию чаепития русские писатели не могли обойти вниманием. Прочитав некоторые произведения, мы можем узнать, как пили чай в старину.. Вечернее чаепитие было не чуждо дворянскому сословию, проживавшему в своей усадьбе в деревне. Чай подавали со сладостями, сливками в уютной семейной атмосфере. Этот момент отмечают исследователи чайных традиций.
С чая Пушкин начинает свое произведение – «Станционный смотритель». Рассказ ведется от лица проезжавший мимо незнакомца, который останавливается на станции. Чай подан дочерью смотрителя Дуней. Все вместе они наслаждаются напитком и ведут неторопливую беседу. Чай, словно за руку, приводит нас в мир главных героев. Чай из самовара пили и в «Метели». Он служил зарядом бодрости ранним утром у помещиков. Пушкин вносил чайные традиции очень умело, подчеркивая парой строк реалии жизни той эпохи.
ЧАЙ У ГОГОЛЯ
Гоголь ясно дает понять, что чаепитие было довольно дорогим удовольствием, и позволить его себе мог не каждый. Главный герой повести «Шинель» Акакий, переходя к экономному расходованию средств, в первую очередь отказал себе в чае. В качестве сопутствующего угощения мелкие чиновники Петербурга могли себе позволить только дешевые сухари. Дамы в «Записках сумасшедшего» добавляли в чай сливки. Чай является важной деталью образа жизни героев «Мертвых душ». То, что Чичиков, распивая чай с Коробочкой, самостоятельно вливает «фруктовую» в чайную чашку, подчеркивает его отношение к хозяйке. Он переходит в наступление и каких-либо церемоний в разговоре не будет.
ЛЮБИТЕЛЬ ЧАЯ Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ
Современники Федора Михайловича отмечали его пристрастие к чайному напитку. Писатель предпочитал крепко-заваренный чай и непременно сладкий. Быть может, именно поэтому чаепитие часто встречается на страницах его произведений. Особенно в «Братьях Карамазовых». Чай как бы подготавливает нас к тому, что произойдет далее. Алеша и Иван встречаются в трактире. Иван уже отобедал и завершал свою трапезу чашкой чая. Вместе с Алешей они пьют чай с вареньем. В последующих эпизодах чай является связывающим звеном в общении героев.
ЧАЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЛЕРМОНТОВА В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» рассказчик называет чай и чугунный чайник «единственной отрадой в путешествиях по Кавказу». Постоянно пьют чай герои Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Перечитывая страницы любимых русских романов, понимаешь, как прочно чаепитие вошло в жизнь русского народа, став непременным атрибутом каждого дня.
Как вкусно описано чаепитие у П. Мельникова-Печерского «В лесах»
«Аксинья Захаровна как поздоровалась с гостями, так и за чай. Уткой переваливаясь с боку на бок, толстая Матрена втащила в горницу и поставила на стол самовар; ради торжественного случая был он вычищен кислотой и как жар горел. На другом столе были расставлены заедки, какими по старому обычаю прежде повсюду, во всех домах угощали гостей перед сбитнем и взварцем, замененными теперь чаем. Этот обычай еще сохранился по городам в купеческих домах, куда не совсем еще проникли новомодные обычаи, по скитам, у тысячников и вообще сколько-нибудь у зажиточных простолюдинов. Заедки были разложены на тарелках и расставлены по столу. Тут были разные сласти: конфеты, пастила, разные пряники, орехи грецкие, американские, волошские и миндальные, фисташки, изюм, урюк, винные ягоды, киевское варенье, финики, яблоки свежие и моченые с брусникой, и вместе с тем икра салфеточная прямо из Астрахани, донской балык, провесная шемая, белорыбица, ветчина, грибы в уксусе...».
А у Вяземского:
«Час дружеских бесед у чайного стола!
Хозяйке молодой и честь и похвала!
По-православному, не на манер немецкий,
Не жидкий, как вода или напиток детский,
Но Русью веющий, но сочный, но густой,
Душистый льется чай янтарную струей».
А.Н. Островский «Замоскворечье в праздник»
«От обедни все идут домой чай пить, и пьют часов до девяти. Потом купцы едут в город тоже чай пить…», В четыре часа по всему Замоскворечью слышен ропот самоваров; Замоскворечье просыпается и потягивается. Если это летом, то в домах открываются все окна для прохлады, у открытого окна вокруг кипящего самовара составляются семейные картины. Идя по улице в этот час дня, вы можете любоваться этими картинами направо и налево. Вот направо, у широко распахнутого окна, купец с окладистой бородой, в красной рубашке для легкости, с невозмутимым хладнокровием уничтожает кипящую влагу, изредка поглаживая свой корпус в разных направлениях: это значит по душе пошло, то есть по всем жилкам. А вот налево чиновник, полузакрытый еранью, в татарском халате, с трубкой Жукова табаку, то хлебнет чаю, то затянется и пустит дым колечками. Потом и чай убирают, а пившие оный остаются у окон прохладиться и подышать свежим воздухом».
И Александр Блок:
«Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар.
Давай-ка наколем лучины –
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину,
За то, чтобы жить не спеша!
Авось и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!»
А вот стихотворение Булата Окуджавы
ЧАЕПИТИЕ НА АРБАТЕ
Пейте чай, мой друг старинный,
забывая бег минут.
Желтой свечкой старинной
я украшу ваш уют.
Не грустите о поленьях,
о камине и огне...
Плед шотландский на коленях,
занавеска на окне.
Самовар, как бас из хора,
напевает в вашу честь.
Даже чашка из фарфора
у меня, представьте, есть.
В жизни выбора не много:
кому - день, а кому - ночь.
Две дороги от порога:
одна - в дом, другая - прочь.
Нынче мы - в дому прогретом,
а не в поле фронтовом,
не в шинелях,
и об этом
лучше как-нибудь потом.
Мы не будем наши раны
пересчитывать опять.
Просто будем, как ни странно,
улыбаться и молчать.
Я для вас, мой друг, смешаю
в самый редкостный букет
пять различных видов чая
по рецептам прежних лет.
Кипятком крутым, бурлящим
эту смесь залью для вас,
чтоб былое с настоящим
не сливалось хоть сейчас.
Настояться дам немножко,
осторожно процежу
и серебряную ложку
рядом с чашкой положу.
Это тоже вдохновенье...
Но, склонившись над столом,
на какое-то мгновенье
все же вспомним о былом:
над безумною рекою
пулеметный ливень сек,
и холодною щекою
смерть касалась наших щек.
В битве выбор прост до боли:
или пан, или пропал...
А потом, живые, в поле
мы устроили привал.
Нет, не то чтоб пировали,
а, очухавшись слегка,
просто душу согревали
кипятком из котелка.
Разве есть напиток краше?
Благодарствуй, котелок!
Но встревал в блаженство наше
чей-то горький монолог:
"Как бы ни были вы святы,
как ни праведно житье,
вы с ума сошли, солдаты:
это - дрянь, а не питье!
Вас забывчивость погубит,
равнодушье вас убьет:
тот, кто крепкий чай разлюбит,
сам предаст и не поймет..."
Вы представьте, друг любезный,
как казались нам смешны
парадоксы те из бездны
фронтового сатаны.
В самом деле, что - крученый
чайный лист - трава и сор
пред планетой, обреченной
на страданье и разор?
Что - напиток именитый?..
Но, средь крови и разлук,
целый мир полузабытый
перед нами ожил вдруг.
Был он теплый и прекрасный...
Как обида нас ни жгла,
та сентенция напрасной,
очевидно, не была.
Я клянусь вам, друг мой давний,
не случайны с древних лет
эти чашки, эти ставни,
полумрак и старый плед,
и счастливый час покоя,
и заварки колдовство,
и завидное такое
мирной ночи торжество;
разговор, текущий скупо,
и как будто даже скука,
но... не скука – естество
Даже звери и насекомые не представляют себе настоящего праздничного застолья без чаепития. Одна из самых известных героинь Корнея Чуковского, Муха-Цокотуха в день своих именин потчует дорогих гостей именно этим ароматным напитком:
«Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар И купила самовар: “Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу! Тараканы прибегали, Все стаканы выпивали, А букашки — По три чашки С молоком И крендельком: Нынче Муха-Цокотуха Именинница
А вот у сказочника Геннадия Цыферова книжка так и называется – «Как лягушки чай пили». Как? А очень просто: «Вечером у синей-синей реки из белых-белых кувшинок пили чай зелёные лягушки». Ни добавить, ни убавить. Завораживающая картина.
Безумное чаепитие
Кто уж точно знал толк в чаепитии, так это Льюис Кэрролл. Седьмая глава «Алисы в Стране чудес» так и называется – «Безумное чаепитие»:
«Около дома под деревом стоял накрытый стол, а за столом пили чай Мартовский Заяц и Болванщик; между ними крепко спала Мышь-Соня. Болванщик и Заяц облокотились на нее, словно на подушку, и разговаривали через ее голову».
Шляпник (он же Болванщик), Мартовский Заяц, спящая Соня и случайно зашедшая на огонек Алиса пили чай с молоком и ели бутерброды со сливочным маслом. Участники безумного чаепития постоянно пересаживались с места на место, пели песни, рассказывали истории и загадывали загадки.
Чаепитие в воздухе
Есть в детской литературе и еще одно безумное чаепитие – в воздухе. В одну прекрасную пятницу Мэри Поппинс, главная героиня знаменитой сказки Памелы Трэверс, приводит Джейн и Майкла в гости к мистеру Паррику:
«Мэри Поппинс отворила дверь, и перед ними возникла большая светлая комната. В дальнем ее конце ярко горел камин, а посередине стоял огромный стол, накрытый для чая. Тут были и печенье, и пирожки, и целые горы всевозможных бутербродов, и даже большой сливовый торт, покрытый нежной розовой глазурью».
Сам мистер Паррик парил под потолком и читал газету, положив ногу на ногу. Этот веселый человек летал всякий раз, когда его день рождения приходился на пятницу. В этот день смех и даже мимолетная улыбка наполняли мистера Паррика веселящим газом, и он поднимался в воздух. Джейн и Майкл безудержно хохотали и тоже взлетали, удобно устраиваясь под потолком. И только невозмутимая Мэри Поппинс взлетала без улыбки, захватив с собой накрытый стол.
Лесное чаепитие
Люси Пэвенси из книги Клайва Льюиса «Хроники Нарнии» попадает в волшебную страну, пройдя через платяной шкаф. Там девочка знакомится с фавном мистером Тумнусом, который зовет ее на чай:
«Чего только не было на столе! И яйца всмятку – по яйцу для каждого из них, – и поджаренный хлеб, и сардины, и масло, и мед, и облитый сахарной глазурью пирог. А когда Люси устала есть, фавн начал рассказывать ей о жизни в лесу». Люси еще не знала, какими неприятностями могло обернуться для нее это чаепитие, окажись мистер Тумнус менее благородным. Ее брату, Эдмунду, повезло меньше, и он встретил Белую Колдунью…
Еще одно неожиданное чаепитие случилось в книжке Джуди Кэрр «Тигр, который пришел выпить чаю».
Необычный проголодавшийся гость постучался однажды в дверь к девочке Соне и ее маме. Не волнуйтесь, все закончилось благополучно.
«Тигр тут же прошел на кухню и сел за стол. «Хотите бутерброд?» – предложила Сонина мама. Но тигр не просто взял бутерброд. Он схватил все бутерброды, которые были на тарелке и проглотил их – ам».
Тигр съел все, что было, и даже выпил воду из крана. Но гостеприимные хозяйки не остались голодными, потому что с работы вернулся папа. Ни один тигр не пострадал. Все папы тоже целы.
Кулинарно-культурологическое путешествие можно совершить вместе с книгой Ким Уилсон «Чай с Джейн Остин».
Название говорит само за себя: книга полна выдержек из романов и писем Джейн Остин, старинных гравюр и рисунков, а также рецептов XVIII-XIX веков.
Повесть «Долгий путь к чаепитию» английского мастера сатиры и «черной утопии» Энтони Берджесса – это изящная пародия на знаменитую «Алису в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. Заснув на уроке истории, английский школьник попадает в некую страну абсурда, проходит там через множество испытаний и возвращается в реальный мир, обремененный новыми знаниями и томимый единственным желанием. Вы уже догадались, каким? Конечно, выпить, наконец-то, чашечку чая!

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев