Различают:
Сва-дхарму — индивидуальную дхарму, зависящую от положения человека: его врожденной природы, наклонностей, качеств, обязанностей в обществе, семейного положения, возраста и пр..
Санатана-дхарму — вечную, универсальную дхарму всех живых существ как духовных душ., путь самоосознания своей Духовной природы
Нарушение дхармы порождает страдания, внутренний конфликт,
беспокойства и разрушение как личности, так и обществаВозвращение к дхарме (законам, описанным в Ведах)
— это поддержание и восстановление гармонии, порядка и баланса как на уровне личной жизни, так и в обществе и космосе. Практический смысл исполнения дхармы:
Понимание дхармы помогает осознать важность следования своему долгу и принципам справедливости.
На практике это выражается в этическом поведении, выполнении обязанностей, поддержании гармонии в семье и обществе.
В моменты жизненных кризисов возвращение к дхарме помогает восстановить внутренний баланс и правильное направление.
На практике возвращение к дхарме достигается через садхану: соблюдение этических норм, практику медитации, выполнение обязанностей (карма-йога) и развитие бхакти. Источники, посвящённые учению о возвращении к дхарме:
Бхагавад-гита — писание о дхарме, где Кришна указывает, что высшая форма дхармы — это полное предание Богу и служение Ему с любовью и преданностью (бхакти).
Пураны и эпосы (например, Махабхарата) — в них говорится, что в моменты хаоса и упадка дхармы Бог восстанавливает её, защищая праведных и наказывая неправедных.Основные принципы ДХАРМЫ, которые требуют изучения и применения в своей жизни:
Осознавать свою дхарму и жить по ней.
Даже обычная повседневная деятельность становится частью дхармы, если совершается с правильной мотивацией и пониманием своей роли в этом мире.Гармонизировать поведение с законами дхармы, что ведёт к очищению кармы и духовному развитию.
Восстановление ДХАРМЫ дает уравновешивание гун — саттвы, раджаса и тамаса
— и как следствие - возвращение к состоянию гармонии и освобождению от страданий (мокша).
Нет комментариев