Горшки редко орнаментировались, их украшением служили узкие концентрические круги или цепочка из неглубоких ямочек, треугольничков, выдавленных вокруг венчика или на плечиках сосуда. Блестящая свинцовая глазурь, придававшая привлекательный вид только что изготовленному сосуду, накладывалась на горшок с утилитарными целями — придать сосуду прочность, влагоустойчивость. Отсутствие украшений было обусловлено назначением горшка: быть всегда в печке, лишь ненадолго в будни показываться на столе во время завтрака или обеда.
В крестьянском доме было около десятка и более горшков разных размеров. В одних варили жидкие похлебки, в других — каши, в третьих — картофель, четвертые предназначались для кипячения воды и т. п. Их приобретали у гончаров, развозивших товар по деревням, покупали на ярмарках. Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Если горшок давал трещину, его оплетали берестой и употребляли для хранения продуктов. Про такой горшок в русской деревне была загадка: «Был ребенок — не знал пеленок, стар стал — пеленаться стал».
Горшок — предмет бытовой, утилитарный, в обрядовой жизни русского народа приобрел дополнительные ритуальные функции.
Ученые считают, что это один из самых ритуализованных предметов домашней хозяйственной утвари. В поверьях народа горшок осмыслялся как живое антропоморфное существо, у которого есть горло, ручка, носик, черепок (череп). Горшки принято делить на горшки, несущие в себе женское начало, и горшки с заложенной в них мужской сущностью.
Так, в южных губерниях Европейской России хозяйка, покупая горшок, старалась определить его родо-половую принадлежность: является он горшком или горшицей. Считалось, что в горшице сваренная еда будет более вкусной, чем в горшке.
Интересно также отметить, что в народном сознании четко проводится параллель между судьбой горшка и судьбой человека. Это находит свое выражение в загадках, где рассказывается о рождении горшка, его жизни и смерти, а также в таких параллелях, как «ломаный горшок — брошенная жена», «девки — посуда аховая: и не увидишь, как разобьется» и т. п.
Горшок нашел себе довольно широкое применение в погребальной обрядности. Так, на большей части территории Европейской России был распространен обычай разбивать горшки при выносе из дома покойников. Этот обычай воспринимался как констатация ухода человека из жизни, дома, деревни. В Олонецкой губ. эта идея выражалась несколько иначе.
После похорон горшок, наполненный в доме умершего горячими углями, ставился вверх дном на могилу, при этом угли рассыпались и гасли. Кроме того, покойника через два часа после смерти обмывали водой, взятой из нового горшка. После употребления его уносили подальше от дома и закапывали в землю или бросали в воду. Считалось, что в горшке с водой сосредотачивается последняя жизненная сила человека, которую сливают во время обмывания покойника. Если такой горшок оставить в доме, то покойник будет возвращаться с того света и путать живущих в избе людей.
Горшок использовался также как атрибут некоторых обрядовых действий на свадьбах. Так, по обычаю, «свадебщики» во главе с дружкой и свашками утром приходили бить горшки к помещению, где проходила первая брачная ночь молодых, пока они еще не вышли. Битье горшков воспринималось как демонстрация перелома в судьбе девушки и парня, ставших женщиной и мужчиной.
В поверьях русского народа горшок часто выступал как оберег. В Вятской губ., например, чтобы предохранить кур от ястребов и ворон, на забор вешали вверх дном старый горшок. Это делалось обязательно в Великий четверг до восхода солнца, когда были особенно сильны колдовские чары. Горшок в этом случае как бы впитывал их в себя, получал дополнительную волшебную силу.
Источник
http://sueverija.narod.ru/Kollekcii/Keramika/Gorshki.htm
#старина #глина #посуда
Комментарии 3
ГОРШОК м. (от горншек, горнчек, горнец. умалит. от горн) округлый, облый глиняный сосуд различного вида, выжженный на огне. Корчага, южн. макитра, самый большой горшок, репкой, с узким дном; горшки или корчаги плавильные, стекловарные, более или менее таковы же; горшок щаной, тамб. естальник, ряз. егольник, того же вида, равно кашник, —чек, но только поменьше. Горшочки называются: махотка, горшенятко, малыш. Высокие горшки, узкогорлые, для молока: глек, балакирь, кринка, горнушка, горлач. Горшок, обвитый берестой, пеленаный, для сухих припасов, молостов. Горшок с носком, подойник; с двумя носками и ручками, рукомойник или баран, для подвеса.
ГОРШОК
Коли за ужином весь горшок каши или щей дочиста выедят, то заутро будет вёдро.
Горшок легко выкипает через край — к ненастью.
Под горшок в хлеву подкладывают камень и говорят: "Гложи, волк, свои бока", — чтобы волк не съел коровы.
ГОРШОК, кувшин — наиболее ритуализированные предметы домашней утвари, связанные с символикой печи и земли и воспринимаемые как вместилище души и духов. Горшок для варева был конечной точкой ряда действий предметов и разделов природы, обеспечивающих благополучие земледельца: соха, вспаханная земля, семена, ростки, роса и дождь, серп, «кош» для увоза снопов, жерновки для размола, печь и горшок для изготовления еды. Каша и хлеб испокон века считались ритуальной пищей и обязательной частью жертвоприношений различным божествам плодородия (рожаницам, Роду и пр.). Существовали даже специальные виды каши, имевшие особое ритуальное назначение: «кутья», «коливо» (из пшеничных зерен) и пр. Варилась кутья в горшке, и в горшке же или в миске подавалась на праздничный стол, либо относилась на кладбище в «домовину» при поминовении умерших.
Важнейшей особенностью горшка и посуды в целом является антропоморфизм, что проявляется и на уровне лексики (горло, ручк...ЕщёКраткая энциклопедия славянской мифологии
ГОРШОК, кувшин — наиболее ритуализированные предметы домашней утвари, связанные с символикой печи и земли и воспринимаемые как вместилище души и духов. Горшок для варева был конечной точкой ряда действий предметов и разделов природы, обеспечивающих благополучие земледельца: соха, вспаханная земля, семена, ростки, роса и дождь, серп, «кош» для увоза снопов, жерновки для размола, печь и горшок для изготовления еды. Каша и хлеб испокон века считались ритуальной пищей и обязательной частью жертвоприношений различным божествам плодородия (рожаницам, Роду и пр.). Существовали даже специальные виды каши, имевшие особое ритуальное назначение: «кутья», «коливо» (из пшеничных зерен) и пр. Варилась кутья в горшке, и в горшке же или в миске подавалась на праздничный стол, либо относилась на кладбище в «домовину» при поминовении умерших.
Важнейшей особенностью горшка и посуды в целом является антропоморфизм, что проявляется и на уровне лексики (горло, ручка, носик и т.п.), и в поверьях, приписывающих посуде рождение и смерть. Горшки и вообще посуда в народном представлении различались по «роду» и «полу», и хозяйки, покупая новый горшок, постукивали его и прислушивались к звуку, полагая, что если звук глухой, то это горшок — борщ в нем не будет удаваться; если же звук тонкий, звонкий, — горщица: все сваренное в нем будет вкусно.