Первостепенные задачи.
Петренко стоял в коридоре генштаба напротив массивной деревянной двери с табличкой, на которой черными буквами на золотистой подложке было выбито «генерал-лейтенант Городец И.С.». Возле кабинета стояли несколько удобных стульев-кресел, но посидеть в них Андрею не довелось. В коридорах туда-сюда сновали разные армейские чины в погонах полковников и генералов, и капитан постоянно вскакивал со стула, чтобы отдать очередному проходящему воинское приветствие, пока совсем не забил на сиденья. Инструктаж был назначен на 11:00. Оставалось несколько минут до назначенного времени, когда к кабинету генерала подошли два человека в форме ВВС - майор и капитан. Они посмотрели на Петренко и, кивнув ему, осторожно произнесли:
- Здравия желаю.
- Здравия желаю, - ответил Андрей.
По всему было видно, что лётчики командированные. Глаза их настороженно бегали по длинному коридору, и также как и Андрей они напрягались и «козыряли» каждому проходящему мимо офицеру.
Наконец дверь кабинета открылась, и в коридор вынырнул невысокий человек интеллигентного вида: аккуратно зализанная прическа, тонкие усики, холеное лицо, наглаженная форма с погонами подполковника. Он бегло осмотрел ожидающих у двери людей, после чего вежливо произнес:
- Товарищи офицеры, Иван Сергеевич ждет вас. Прошу в кабинет.
Дверь в кабинет оказалась двойной. За массивным столом у зашторенного окна в кресле сидел человек в военной форме плотного телосложения с волевым, даже властным выражением лица. По правую руку от него расположился на стуле седой мужчина на вид лет шестидесяти в гражданской одежде и теребил в руках шариковую ручку, периодически постукивая ей о лежащую перед ним папку. Увидев генерала, Андрей приложил руку к фуражке и поспешил доложить:
- Товарищ генерал-лейтенант, капитан Петренко прибыл для полу…
- Отставить! - перебил его генерал. - Садитесь,- произнес он и указал на места за столом.
Все три командированных офицера заняли места по левую руку от хозяина кабинета, а холеный подполковник сел напротив них возле человека в штатском.
Генерал начал без прелюдий:
- У нас ситуация, требующая нашего с вами оперативного вмешательства. Сразу скажу, что все вы подпишите обязательства о неразглашении. Все мы с этого момента являемся одной командой, выполняющей одну задачу, но каждый отвечает за свой профиль работы. Поэтому прежде чем начнем, представлю каждого из вас друг другу.
Генерал пододвинул ближе к себе лежащую на столе папку с грифом «секретно», раскрыл ее и что-то поискал в ней глазами. Затем продолжил:
- Капитан Петренко…
Андрей, услышав свою фамилию, встал со стула:
- Я!
Генерал пренебрежительно махнул рукой:
- Не встаем.
Андрей опустился на стул.
- Капитан Петренко. Андрей Валерьевич. Старший выездной группы, в его подчинении группы эвакуации и охраны, а также оба пилота. - Городец перевел взгляд с Петренко на летчиков. - Майор Шмаков Сергей Алексеевич и капитан Харлан Александр Николаевич, первый и второй пилоты соответственно. Оба недавно вернулись из ДРА, опыт полетов колоссальный. Это состав выездной группы. Далее…
Генерал немного откинулся в кресле и остановил взгляд на человеке в гражданке:
- Профессор Яковенко Владимир Васильевич, - тот кивнул в ответ. - Наш консультант в этой миссии.
Андрей понял, что дело, на которое он подрядился, может быть совсем не той специфики, которую он предполагал, раз уж ученый профессор будет консультировать их в ходе выполнения задачи. Хотя советы компетентных людей никогда не бывают лишними. Некоторые вопросы по цели командировки возникли еще вчера после встречи с Завадским, и теперь добавились еще несколько - кого и куда эвакуировать, что охранять? Про пилотов тоже пока неясно. Ничего, собственно, пока не ясно. Но надо подождать полной информации.
- Ну и подполковник Долинин Игорь Николаевич, мой помощник. - Генерал закрыл и отодвинул папку, после чего опять перевел взгляд на Петренко и летчиков. - Общее руководство этой миссией возложена на меня. У нас будет прямой канал связи, нештатные ситуации и проблемы на месте - сразу выход на меня. Надеюсь, этот пункт понятен.
Офицеры дружно кивнули.
- Вопросы по другим пунктам после получения инструктажа и постановки задач, включая вопросы, относящиеся к компетенции профессора. А сейчас подполковник Долинин введет вас в курс дела подробнее. - Генерал отъехал немного в сторону от стола и кивнул помощнику. - Давай, Игорь.
Подполковник Долинин встал из-за стола и раздал офицерам на подпись обязательства о неразглашении. Затем, аккуратно обогнув генерала, подошел к окну и раздвинул шторы. То, что изначально Петренко принял за зашторенное окно, им вовсе не оказалось. В кабинете вообще, получается, не было окон. За шторами скрывалась карта. По бокам карты для лучшего обзора были расположены лампы дневного света, под картой полочка с указкой. Карта была большой и крупномасштабной, поэтому прекрасно было видно, что львиную ее долю занимала центральная часть Украинской ССР¹, части Белорусской ССР и РСФСР². Прямо по центру карты палитрой цветов выделялся участок Киевской области и черные буквы названий городов, которые в последний месяц не сходили со страниц газет и экранов телевизоров - Чернобыль и Припять. Ни Петренко, ни пилоты не обратили внимания на еще одно название, которое красовалось на карте недалеко от известных городов - Лиманск-13.
- Товарищи офицеры, - начал подполковник, - карта только для служебного пользования, позднее вы ее изучите. Чернобыльский район Киевской области - наша с вами зона интереса.
Подполковник обозначил указкой окружность на карте и постучал ей по точке на местности.
- Здесь расположен закрытый город, которому дано название Лиманск-13. Именно он и является конечной точкой вашего маршрута. - Долинин посмотрел в лица офицеров, в которых читалась сосредоточенность. - Вы не слышали о Лиманске, так как он не фигурирует в открытых источниках. Поэтому я донесу до вас информацию, являющуюся засекреченной, в пределах объема, необходимого для выполнения миссии, само собой. Этот небольшой город с населением чуть более трех тысяч человек имеет особый статус и подчиняется напрямую федеральному руководству. Как и Припять, Лиманск был построен целенаправленно, но, так сказать, для другой области энергетики. Там находится передовой научно-исследовательский институт, - подполковник ткнул указкой в квадратик на севере городка. - Институт обеспечивает деятельность радиозавода, который входит в его структуру, и осуществляет эксплуатацию и обслуживание РЛС³, необходимой для производственных нужд завода и передачи данных в федеральный центр.
Долинин ткнул указкой еще в два соседних квадратика на карте, после чего отошел от нее на шаг:
- Охрану института и его производственных мощностей осуществляет специализированное подразделение, которое постоянно находилось на связи с центром. Ключевое слово - находилось. 4 мая связь пропала и с армейским руководством на месте, и с НИИ⁴. Задача выездной группы…
- Подожди, Игорь, - перебил подполковника генерал. - Я думаю, сначала Владимиру Васильевичу необходимо дополнить информацию по ситуации в Лиманске.
- Благодарю, Иван Сергеевич, - ученый оживился и заерзал на стуле. - Итак, коллеги. - последнее слово профессор особенно выделил, растянув в слове двойную «л». - Вопросы мне можно и нужно задавать сразу по мере изложения информации, чтобы вас ничего не смущало и не оказалось недопонятым. Вы не против? - взглянул на генерала деятель науки.
- Да, разумеется, - буркнул генерал.
- Ну, значит вот в такой доверительной манере мы и продолжим наше с вами общение, товарищи. - Нарочито улыбчиво обратился профессор к офицерам. - Лиманск-13 был построен как наукоград, обеспечивающий работу НИИ «Радиоволна». Город необходим был в первую очередь для размещения ученых и их семей, технического и обслуживающего персонала, ну и ваших военных для охраны, - Яковенко бросил взгляд на генерала. - Связь Москвы с институтом в Лиманске-13 была постоянной до недавнего времени. В день аварии на АЭС профессор Круглов связался с центром и сообщил, что их приборы не фиксируют повышение радиоактивного фона в городе. И далее, в течение следующей недели, они исправно слали отчеты, в которых показатели радиации не превышали 60 микрорентген в час. Это было очень странно, так как в момент аварии на само́й ЧАЭС все имеющиеся на станции дозиметры с пределом измерения в 1000 ренген моментально вышли из строя, что говорит только обо дном - реальные уровни радиации значительно превышали возможности измерительной техники на атомной станции. А «Роза Ветров» вообще отражает, что именно Лиманск-13 и близлежащие села оказывались в зоне максимального радиоактивного заражения.
- Разрешите? - перебил монолог ученого Шмаков - А сколько километров от ЧАЭС до Лиманска?
- Чуть менее восьми, - ответил профессор.
- Тогда почему при начатой общей эвакуации в десятикилометровой зоне сотрудники НИИ не были эвакуированы? Из города вообще была эвакуация населения?
Яковенко нервно стрельнул глазами на генерала, но моментально перевел взгляд обратно на майора и улыбнулся:
- Очень хорошо, молодой человек, что вопросы в нашей дискуссии имеют место быть. Как сказал, уважаемый коллега, товарищ подполковник, до четвертого мая связь с Лиманском-13 была устойчивой, в отчетах цифры показывали относительно безопасный радиационный фон. В срочной эвакуации самого города при таких показателях необходимости не было, хотя штатно к этому было всё готово. А работа научной группы на местах была крайне важна.
- А не могли ученые передавать ложные показатели? - спросил Петренко профессора. - Или приборы вышли из строя под воздействием высокой радиации, как на атомной станции?
- Что Вы? Что Вы? - поспешил заверить Яковенко. - Вся аппаратура, установленная в НИИ имеет дублирующие приборы у нас для дополнительного контроля, в том числе и по радиационному фону. Их показания с момента аварии на АЭС и до момента потери связи с незначительными колебаниями показывали относительно безопасные величины радиации. А по поводу Вашего заявления об умышленном сокрытии данных, в институте работают не просто ученые мужи, а настоящие светила науки. Они живут своей профессией. И уверяю Вас, что не стоит даже допускать мысли о подобном в отношении советских ученых, настоящих патриотов, полностью посвятивших себя своей стране и своему делу.
- Как такое возможно, что в восьми километрах от эпицентра остался безопасный уровень радиации? - задал очередной вопрос Петренко.
Профессор шумно выдохнул:
- Вероятность этого явления может быть обусловлена сочетанием нескольких факторов. Во-первых, между АЭС и Лиманском-13 располагается Лиманский заповедник, довольно обширный лесной массив, стоящий на пути распространения радиоактивных потоков по векторной диаграмме. Он-то и создал некий естественный барьер для распространения радиоактивных частиц на запад. Деревья, особенно хвойные, очень хорошо поглощают и накапливают радионуклиды в своих тканях. Во-вторых, река, протекающая между заповедником и городом, может частично, так сказать, оскуднить бета-излучение от станции, накопив в себе короткоживущие изотопы, такие как теллур-132 и йод-131. Но здесь эффект незначительный, и его стоит учитывать только вкупе с другими условиями… - Профессор немного замялся, окинув взглядом всех присутствующих. - Ну и в-третьих, я думаю самое значительное, здесь уже заслуга РЛС. Характерный тип излучения от РЛС в Лиманске-13 мог значительно затормозить и ослабить поток радиационного заражения.
- Но вдруг антенна вышла из строя, поэтому связь пропала, - не унимался Петренко, - и тогда радиация в Лиманске достигла критического уровня?
- Дублирующая аппаратура в Москве до сих пор характеризует уровень радиационного фона в самом Лиманске-13 как зону повышенного внимания с величиной до 75 микрорентген в час, не более. Хотя после потери связи с НИИ сама величина колебания на приборах заметно сократилась, что дает опасения, что приборы могут передавать не совсем точные данные, - вздохнул профессор. - Это вам и предстоит выяснить на месте. А заодно и разыскать ученых.
Яковенко открыл папку и достал четыре листа бумаги. На каждом из них была фотография ученого и немного данных о нем:
- Пожалуйста, товарищи, - ученый протянул листы офицерам поближе. - Профессора́, доктора́ наук - Круглов Валентин Юрьевич, руководитель НИИ «Радиоволна», Кириченко Антон Павлович - его заместитель, Болтенко Алексей Петрович и Белоконь Иван Тарасович - руководители проектов.
Офицеры внимательно разглядывали фото ученых и передавали по очереди листы друг другу.
- Скажите, а почему Лиманск-13? - вдруг произнес капитан Харлан. - Что означает цифра в названии?
Генерал Городец несколько схмурил брови и придвинулся в кресле к столу. Но профессор Яковенко с присущей ему легкой улыбкой тут же ответил на вопрос:
- Эта цифра, молодой человек, означает количество значимых секретных проектов, над которыми трудятся десятки ученых.
- Но почему тогда Вы дали нам фотографии только четверых? - удивился Харлан.
- Итак! - прихлопнув по столу ладонью, прервал возможный ответ Городец. - Я думаю, Владимир Васильевич достаточно предоставил информации со своей стороны.
Профессор покорно пожал плечами и откинулся на спинку стула.
- Задачи выездной группы! - продолжил генерал. - Вылет завтра в 5 утра из Чкаловского на Рославль, там дозаправка в в/ч⁵. Далее через Белоруссию курсом на Мозырь и от Мозыря прямиком идете на Лиманск. Место для посадки борта на площадке у госпиталя. Там недалеко до НИИ. Попытайтесь на месте наладить радиосвязь и вообще контакт с нашим подразделением охраны. Пилоты остаются в кабине, покидать вертолет только в случае необходимости. Петренко, у борта выставляешь караул из двух человек. С остальной группой разыскать в Лиманске указанных ученых, в особенности профессора Круглова. С их помощью извлечь из РЛС генераторы сигналов, блоки обработки сигналов и передатчики. Складируешь всё это компактно там же на РЛС и оставляешь усиленный караул, людей в караул по максимуму. С оставшимися бойцами организуешь эвакуацию четырех ученых и членов их семей, помогаешь посадке-погрузке в вертолет. Караул у вертолета потом снимаешь в конвой с эвакуируемой группой, отправляешь бортом в Мозырь. Шмаков, доставляешь конвой в Мозырь и там ждешь дальнейших указаний. Петренко, с армейской охраной института или без них организуешь после отлета борта перенос извлеченной из РЛС аппаратуры в госпиталь ближе к площадке для вертолета. У тебя будет план-задание, подписанное мной, по которому на момент эвакуации подразделение охраны НИИ переходит в твое подчинение. В госпитале организуешь охрану генераторов, передатчиков и блоков обработки, выставляешь караул. Далее ждешь прибытия борта из Мозыря и дальнейших указаний.
Генерал немного откинулся на спинку кресла и продолжил уже, понизив тон:
- Этот план на случай автономной работы, если мы потеряем связь с вами в Лиманске или на подходе к нему. Если не удастся найти ученых, что крайне нежелательно, борт отправляется в Мозырь пустой. Петренко со своими бойцами организует охрану РЛС, не извлекая аппаратуру, и ждет борт со специалистами и дальнейшими указаниями. Если же нам повезет и связь никуда не исчезнет, выездную группу на всех этапах выполнения задачи буду вести я, по каждому выполненному пункту мне доклад и действовать в соответствии с дальнейшими моими указаниями. Вопросы?!
Офицеры переваривали полученную информацию.
- Разрешите, товарищ генерал-лейтенант? - спросил Шмаков.
Генерал кивнул.
- Почему связь пропала четвертого мая, и до сих пор не был налажен контакт и не организован ни один рейс туда? - продолжил майор.
- Вопрос не относится к выполнению миссии, - отрезал генерал. - Еще вопросы?
- Почему группа летит из Чкаловска? - задал вопрос второй пилот Харлан. - Неужели нет групп эвакуации ближе к Лиманску?
- Как я сказал, - недовольно вздохнул генерал, - миссия секретная. И максимум, на что согласилось военно-политическое руководство, это привлечь основные ресурсы только для решения второстепенных задач и только после выполнения нашей первостепенной задачи. Вся информация и задачи нашей группы не должны уйти дальше этого кабинета. Это ясно?
- Так точно! - хором ответили офицеры.
- Товарищ генерал-лейтенант, - обратился и Петренко, - что если окажется, что в Лиманске сильное радиационное заражение, и эвакуировать там будет некого?
- Вопрос, который я ждал, капитан! - кивнул довольно Городец. - Вам будут выданы средства защиты, позволяющие некоторое время находиться в зоне высокой радиации. В этом случае вы должны своими силами извлечь аппаратуру из РЛС как получится, но по возможности аккуратно, загрузить в борт и немедленно покинуть опасную зону. Еще раз акцентирую, самостоятельно вынимаете приборы только в случае высокой радиации, когда не будет возможности привлечь ученых. Борт при таком варианте в Мозырь не летит. Его будут ждать на полевом аэродроме под Ельском для обработки, координаты будут в полетном задании. Еще вопросы?
- Разрешите вопрос? - продолжил Петренко. - Если же в Лиманске окажутся живые люди, их эвакуировать следующими рейсами вертолета вместе с аппаратурой?
- Население Лиманска не является первостепенной задачей и целью вашей миссии, - сухо произнес генерал. - Это второстепенная задача, заниматься которой будут совершенно другие подразделения. Ваша задача - ученые и оборудование РЛС.
Генерал обвел взглядом всех присутствующих, потом быстро взглянул на наручные часы и обратился к профессору:
- Владимир Васильевич, нам нужно идти. Все вопросы по материальному обеспечению по всем направлениям, документам, связи и согласованию всех моментов на этапах маршрута- заканчивал совещание Городец, - задавать подполковнику Долинину. Это зона его ответственности, и он удовлетворит все ваши запросы. Карту изучить здесь в кабинете, дубликата карты у вас на руках не будет. После выполнения задания, а я уверен, что так и будет, вас всех ждут госнаграды и личная благодарность от меня и руководства страны со всеми вытекающими. На этом всё. Товарищи офицеры!
Генерал встал с кресла, его примеру последовали остальные члены совещания, кроме подполковника. Он всё это время так и стоял у карты с указкой в руках. Городец кивнул профессору, который успел попрощаться с присутствующими, и вместе они вышли в боковую дверь возле карты, которую сразу не заметили ни летчики, ни Петренко. Кабинет был спаренный, а может имел дополнительный выход в нужный коридор. Когда дверь закрылась, подполковник Долинин обратился к оставшимся:
- Товарищи офицеры, продолжим! Прошу к карте!
__________________________________________________________
1- Советская Социалистическая Республика2 - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика3 - радиолокационная станция4 - научно-исследовательский институт5- войсковая часть
Нет комментариев