Мединскому покажите. «ДОРОГА ЖИЗНИ»
23 апреля 1942 года (четверг), последний груз ледовой трассы:
«Официально ледовая дорога прекратила свое существование в полдень 21 апреля. Но еще два дня движение на ней по особому разрешению продолжалось.
Сегодня в сторону Ленинграда был отправлен последний груз — 64 тонны лука. 5 километров от восточного берега Ладоги везли его на машинах, затем перегрузили на повозки. Когда до конца пути оставалось не более километра, пришлось отказаться и от гужевого транспорта. Лук, этот последний дар ледовой дороги, люди несли на плечах».
В этот же день, через Ладожское озеро в Ленинград возвращался военный корреспондент газеты «На страже Родины» Ариф Сапаров. Согласно записи в его дневнике, этот последний груз людям пришлось нести всю дорогу – 30 км на себе:
«...в лучах сияющего весеннего солнца, отражаемого многоцветными бликами талой воды, почти полностью покрывшей ледяную корку, еще сковывавшую озеро, двигалось непривычное множество человеческих фигур. Незабываемое и странное было это зрелище. Вереница людей, отягощенных мешками, торбами, рюкзаками, заполненными репчатым луком, растянулась на несколько километров.
Это были совершенно разные люди — пожилые и юные, мужчины и женщины, армейские и гражданские. Более полутора тысяч человек. Двигались группами, по пять-семь носильщиков в связке — каждый последующий привязывался канатом или ремнями к поясу впереди идущего. Если, не дай бог, лед надломится и кто-то провалится, остальные успеют вытащить его из воды…
Шли медленно, осторожно, с трудом находя твердую опору под ногами. Идти ведь приходилось по колено, а то и по пояс в воде. Но двигались упрямо и непрерывно: ведь каждая остановка могла стать гибельной.
Разведчики, хорошо знавшие ледяную трассу, вооружившись специальными шестами, старались предупредить о вновь образовавшихся полыньях. Без их навыков и решительности мы бы просто пропали...»
На фото: Утонувший во время Великой Отечественной войны грузовик на дне Ладожского озера.
#вов
Комментарии 4