Алексей Разлацкий был интересным и необычным парнем. Еще во время учебы в школе он получил прозвище «Философ», а в институте его прозвали «Автобусом». В студенческие годы Алексей участвовал в команде КВН и даже принимал участие в конкурсе, проиграв команде Юлия Гусмана. Разлацкий увлекался поэзией и выпустил в 1965 и 1970 гг. два сборника собственных стихов в Куйбышевском книжном издательстве, стал членом жюри Грушинского фестиваля. В те годы стихосложением интересовались многие молодые люди, но Разлацкий пошел дальше поэзии и перешел к изучению социальных и политических проблем современного советского общества. Он видел, что реальная социально-политическая система, сложившаяся в Советском Союзе, мало напоминает тот идеал, за который боролись большевики революционных лет. Разлацкий постепенно убеждался в несоциалистической природе советского государства, в кардинальном отступлении руководства КПСС от основных положений марксизма. Именно «предательством идеалов марксизма-ленинизма», по мнению Разлацкого, и объяснялись те социально-экономические проблемы, с которыми сталкивалось население Советского Союза вследствие политики партии и государства. Укрепляясь в своих критических взглядах, Разлацкий искал единомышленников для повседневной агитационной работы, не забывая о теоретическом поиске. В 1976 г. он написал две работы — «Кому отвечать?» и «Манифест революционно-коммунистического движения», содержавших критику политического курса партии и государства. В 1979 году появился «Второй коммунистический манифест» — наиболее заметная и фундаментальная работа Алексея Разлацкого, получившая впоследствии широкую известность. Естественно, что все труды Разлацкого были рукописными, поскольку сам Алексей, будучи осведомленным о том, что перепечатывание подобной литературы на машинке влечет за собой уголовное преследование, настаивал на переписывании от руки. В этом случае оставался шанс на то, что можно будет сослаться на написание работы исключительно для собственного пользования.
Советский Союз погубит класс бюрократов
«Второй коммунистический манифест» стал программным трудом организации «Рабочий центр». В нем Разлацкий давал анализ современного ему советского строя, утверждая, что он уже не имеет ничего общего с социализмом, а правящая в стране КПСС — с коммунистической партией. Он утверждал, что КПСС превратилась в антинародную организацию, тормозящую развитие страны и прогнозировал, что лет через десять Советский Союз, по вине руководства правящей партии, окажется в тупике. Как видим, прогнозы Алексея Разлацкого оказались вполне себе реалистичными. Как раз через десять лет после написания манифеста, в 1989 году, СССР уже находился в глубоком кризисе, а спустя еще два года прекратил свое существование. И ответственность за это несут именно высшие руководители советского государства и коммунистической партии, большая часть которых благополучно перестроилась и восприняла идеологию рынка и так называемой «западной демократии». Почва же для «сдачи» Советского Союза закладывалась как раз в 1960-е — 1970-е годы, когда формировался и укреплялся слой безыдейной партийной, государственной номенклатуры, хозяйственных работников, отделенных от народа привилегиями и стремившихся к еще более сытой жизни, к обретению недоступных «западных» благ. Для этого слоя советского общества социализм был скорее вредным препятствием для реализации собственных корыстных помыслов и когда представился удобный случай, они с радостью отказались от коммунистической идеологии, хотя еще совсем недавно клеймили каждого «несогласного с линией партии».
«Контрреволюционный переворот произошел, — писал Алексей Разлацкий в своем манифесте. — При глубоко капиталистической сущности порожденного им общественного уклада, форма общества, его структура приобрела весьма своеобразные черты. Отношения Администрации и трудящихся моментально деградировали до уровня феодальных. Полновластие в распределении благ, полновластное владение всем народным хозяйством освободило Администрацию от угрозы какого бы то ни было конкурентного экономического давления, — а значит стала не нужна погоня за максимальной прибылью и сопутствующее ей развитие производства» (Разлацкий А.Б. Второй коммунистический манифест). По мнению Разлацкого, Советский Союз перестал быть социалистическим государством и превратился в государство феодальное, в котором номенклатурная верхушка обладает привилегиями и представляет собой совершенно иной класс, нежели основная масса трудящегося советского населения. Отправной точкой конца диктатуры пролетариата в Советском Союзе, по мнению Разлацкого, следовало считать смерть Сталина. Именно десталинизация оставила советскую партийную и государственную номенклатуру без всякого контроля и быстро сделала ее безнаказанной, существующей и действующей в собственных интересах, а не в интересах рабочего класса и других базовых слоев советского общества. В Китае, по мнению теоретика «Рабочего центра», события развивались по аналогичному сценарию — вслед за смертью Мао Цзэдуна страна стала сворачивать на капиталистические рельсы. Как мы видим, в обоих случаях Разлацкий оказался прав, хотя и писал свою работу за 12 лет до распада СССР.
Исторический опыт, по мнению Разлацкого, свидетельствует о том, что даже победа социалистической революции не гарантирует рабочему классу окончательный поворот к строительству коммунизма. Когда рабочий класс не способен принять на себя исполнение важнейших политических и социальных функций, не самоорганизуется и не контролирует процессы распределения общественных благ, то неизбежно происходит возрождение буржуазии и возвращение к капиталистическим отношениям. Кстати, капитализм, согласно «Второму коммунистическому манифесту», присутствовал в любом социалистическом обществе и проявлялся в постепенном перерождении административного класса в буржуазию. Когда рабочие препоручали отправление важнейших политических и административных функций «классу управленцев» (здесь самобытный Разлацкий практически говорил в унисон с зарубежными социологами — авторами концепций о «классе менеджеров», с работами которых он вряд ли мог ознакомиться в годы своей деятельности), то последний рано или поздно, сконцентрировав в своих руках всю полноту власти, приступал к возвращению капиталистических отношений. Соответственно, как писал Разлацкий, без участия рабочих в реальном управлении государством и экономикой возвращение капиталистических отношений оказывается неизбежным.
Ближайшим соратником Алексея Разлацкого по организации группы «Рабочий центр» стал Григорий Зиновьевич Исаев. Он родился в 1943 году в селе Садовое Саратовской области, с 1960 по 1962 гг. работал слесарем в Куйбышевском депо, а после армейской службы поступил в Куйбышевский политехнический институт, который окончил через пять лет, в 1970 году, по специальности «инженер-механик». По распределению Исаев оказался на Заводе имени Масленникова в должности мастера, а отработав положенные два года, перешел на должность слесаря — ремонтника. В 1973 году Исаев стал одним из ведущих участников Рабочего центра.
Дело Разлацкого — Исаева
В 1981 г. оперативникам КГБ удалось выйти на след нескольких организаторов Партии диктатуры пролетариата. Кстати, вычислить их удалось чисто случайно. Григорий Исаев в интервью одной из газет вспоминал, что дал одну из работ Разлацкого для переписки своему товарищу, посвященному в курс дел. А тот, в свою очередь, попросил помочь с перепиской свою девушку, с которой впоследствии поссорился. Так вот девушка знакомого отправилась в органы госбезопасности с текстом, данным для переписки, и «заложила» своего друга. Так органы вышли на куйбышевских подпольщиков и установили за ними наружное наблюдение. Но поскольку в организации действовала строгая конспирация, вычислить, даже при условии наружного наблюдения, удалось далеко не всех. Подавляющее большинство участников и сочувствующих так и остались невыявленными. Но даже в этом случае на участников организации не было собрано необходимых доказательств их противоправной деятельности, достаточных для ареста и предъявления обвинения.
Ситуация изменилась в конце 1981 г. Как известно, в это время активизировала свою деятельность рабочая «Солидарность» в Польше и советское руководство, опасаясь роста оппозиционного движения в Советском Союзе, решило действовать. Тем более, что 13 декабря 1981 г. в Польше было введено военное положение в связи с выступлениями рабочих.
Приказ об аресте лидеров «Рабочего центра» 14 декабря 1981 г. отдал сам Председатель КГБ СССР Юрий Андропов.
В Куйбышеве были арестованы граждане СССР Разлацкий Алексей Борисович 1935 года рождения и Исаев Григорий Зиновьевич 1943 года рождения. Произошло это 15 декабря 1981 года. В семь часов утра за ними одновременно приехали оперативные сотрудники УКГБ по Куйбышевской области и работники прокуратуры. О расследовании дела начальник Управления КГБ СССР по Куйбышевской области еженедельно информировал лично Председателя КГБ СССР Андропова. В ноябре 1982 г. оба руководителя «Рабочего центра» получили внушительные сроки лишения свободы. Алексей Борисович Разлацкий был приговорен к 7 годам лишения свободы и 5 годам ссылки, а Григорий Зиновьевич Исаев — к 6 годам лишения свободы и 5 годам ссылки. После приговора Алексей Разлацкий был этапирован в Мордовскую АССР — в печально известный Потьмалаг, а Григорий Исаев — в Пермскую область, где ему предстояло отбывать заключение в ИТК-36 — «Сканинском штрафном лагере».
Комментарии 4
Сталин намеревался отстранить партию от хозяйственной деятельности и уменьшить роль компартии в управлении страной , Но не дали! Отравили , оговорили оболгали !