Все материалы есть в свободном доступе в интернете, а именно:
Сводки Советского Информационного Бюро;
Постановления Президиума Верховного Совета;
Постановления Совета Народных Комиссаров;
Приказы, директивы и донесения НКВД и НКГБ СССР;
Постановления Государственного Комитета обороны;
Приказы и директивы Народного Комиссариата Обороны;
Приказы и директивы Ставки Верховного Главнокомандования;
Тексты переговоров Верховного Главнокомандующего и Начальника Генерального Штаба Красной Армии с командующими фронтов и
армий;
Приказы Генерального Штаба Красной Армии;
Документы местных партийных и советских органов власти;
Донесения о деятельности партизанских соединений на оккупированной территории;
Оперативные и разведывательные сводки, боевые донесения и приказы фронтов и армий, а также их тыловых служб.
1. Разведка.
Те данные, которые поступали от внешней разведки в большинстве своем противоречили друг другу или были, мягко говоря, не достоверными. К примеру, от агента «Корсиканец» (министерство авиации) поступила информация, что разработаны планы бомбардировок Москвы и Баку. Вот только не было на вооружении Люфтваффе таких самолетов, которые могли пролететь 1-2 тысячи километров, отбомбиться и вернуться обратно, даже если бы аэродромы находились на самой границе.
Вся остальная информация от разведки за рубежом собиралась, систематизировалась и сравнивалась с данными разведки приграничных округов. И только после этого попадала на стол высшего руководства станы. Кроме этого, была еще и разведка приграничных округов, которая КАЖДЫЙ день доносила вышестоящему руководству о скоплении войск и техники на сопредельной территории, а также строительных работах (аэродромы, дороги, развертывание ремонтных баз).
Вот на нее реакция, как руководства Красной Армии, так и руководства страны, была практически молниеносная. В приграничные округа (из внутренних) подтягивались войска, на базе существующих частей формировались либо новые части, либо более крупные части. Промышленность с каждым месяцем наращивала производство новых типов вооружения. Строились оборонительные рубежи, как на границе, так и в глубине страны. В Поволжье, на Урале, в Сибири и Средней Азии создавались площадки для планировавшихся к эвакуации предприятий из западных районов страны. Кстати говоря, исходя из уточненных планов стратегического развертывания вооруженных сил Советского Союза от 11.03.1941 года, Германия, Финляндия, Румыния и Венгрия к середине марта на западных границах СССР располагали 10.800 танков и 11.600 самолетов, а не 4.000 танков и 4.000 самолетов, о которых нам говорит официальная историография. Кроме того, к этому нужно добавить 1.200 танков и 3.000 самолетов, сосредоточенных Японской армией в Манчжурии.
2. Угроза войны на несколько направлений.
Существовала реальная опасность, что СССР будет вести войну не на одном западном направлении, а также на Дальнем Востоке против Японии, а еще и на ЮГЕ. Да-да, именно на юге. Дело в том, что и в турецком и в иранском руководстве были очень сильны прогерманские настроения, и они были не прочь забрать себе часть территории СССР. Именно поэтому в августе 1941 года в Иран были введены 2 армии (одна из Закавказья, одна из Средней Азии).
По поводу Дальнего Востока. Красная Армия всю войну держала в составе Дальневосточного фронта (не округа, а фронта) до 30-35 дивизий. И только один раз, в сентябре-октябре 1941 года, 5-6 дивизий были перебазированы в район Москвы. Но на Дальнем Востоке большинство мобилизованных после 22 июня 1941 года направлялось в новые формирования Дальневосточного фронта! Дело в том, что по донесениям штаба Дальневосточного фронта и погранвойск, Японская армия и Маньчжоу-го в Манчжурии держали до 60-ти дивизий, и в любое время могли этой группировкой перейти границу СССР. Причем данная группировка не претерпела изменения своего численного состава вплоть до 8 августа 1945 года.
3. У многих может возникнуть вопрос, почему не была проведена мобилизация до 22 июня?
Во-первых, численность Красной Армии с 1 января 1939 г. по 22 июня 1941 года была увеличена в 2,5 раза (с 2 до 5 млн. человек). В связи с этим увеличением численности наступил «кадровый голод» в младшем, среднем, да и высшем командном составе. В итоге многими корпусами и дивизиями командовали полковники (были случаи, когда командиром дивизии становился подполковник или даже майор), многими полками и бригадами командовали капитаны, многими батальонами командовали лейтенанты (только что окончившие военное училище), а многими ротами командовали сержанты и старшины (которым присвоили офицерское звание).
Во-вторых, армию нужно вооружить современной техникой, одеть обуть, накормить (3 раза в день), снабдить горючим и боеприпасами.
Причем около половины всей техники будет учебной, которую войска каждый день будут эксплуатировать для обучения бойцов и командиров каждый день. Добавьте к этому запасные части ко всем видам вооружения, а еще ремонтные мастерские непосредственно в войсках (которые нужно укомплектовать грамотным инженерно-техническим персоналом).
Но не стоит забывать, что кроме военной техники, техника нужна народному хозяйству для промышленности, сельского хозяйства, строительства зданий, сооружений, дорог и другой инфраструктуры (водопровод, канализация, электроснабжение, связь и пр.). Ведь если при отсутствии крупномасштабной войны пустить на вооружение армии и флота существенные ресурсы, то народное хозяйство будет ощущать дефицит в технике, и о строительстве новых предприятий, инфраструктуры и снабжения сельского хозяйства техникой, можно будет забыть.
Тем не менее, увеличивающуюся армию планомерно вооружали и перевооружали новой техникой. Кроме того, существовала угроза бомбардировок английской авиацией нефтепромыслов Баку с ближневосточных аэродромов.
4. Большое количество танков и самолетов в РККА
На вооружении РККА (и Осавиахима) действительно было около 20.000 танков и 20.000 самолетов. Но нужно учесть несколько аспектов, а именно:
а) почти, что половина этой «армады» танков и самолетов была учебной, на ней учились танкисты, летчики, механики;
б) в 1940 году началось перевооружение армии. На вооружение были приняты новые типы танков и самолетов. Старые типы военной техники снимались с производства (включая производство запасных частей), что вело к переводу вышедших из строя танков и самолетов в разряд запасных частей для оставшихся в строю.
К этому нужно добавить, то что большая часть автомобильного и тракторного парка была использована в народном хозяйстве и переходила в ведение КА сразу после начала мобилизации.
С началом эвакуации промышленности поставки техники и запасных частей и вооружения резко сократился. И если стрелковое вооружение начали производить чуть ли не в каждой мастерской, то для производства танков и самолетов нужны были крупные предприятия работающие постоянно на полную мощность. Плюс к этому смежные предприятия поставляющие те или иные комплектующие или сырье.
А вот когда эвакуированная промышленность заработала на полную мощность (ко второй половине 1942 года), то представилась возможность по выпуску сравняться, а потом и превзойти промышленность Германии, Польши, Чехословакии, Румынии, Венгрии, Франции, Голландии, Норвегии, Франции, т.е. тех стран которые были оккупированы либо были союзниками Германии в войне.
5. Что происходило накануне и 22 июня на западной границе?
15 июня 1941 г. (после сообщения ТАСС от 14 июня 1941 г.) поступил приказ НКО – с 17-го июня в полной боевой готовности выдвинуть армии прикрытия для занятия предполья на расстоянии 1-го ночного перехода от границы, и начать подготовку к приведению подвижных соединений (механизированных и кавалерийских корпусов) в полную боевую готовность, а также подготовку к мобилизации.
В Ленинградском округе основные силы армий прикрытия (по плану прикрытия МП-41) заняли предполье в непосредственной близости к границе с Финляндией. Балтийский флот, находящийся в оперативном подчинении ЛВО был приведен в полную боевую готовность. В южном секторе (район Луги, Нарвы, Таллина), укрепленные районы на старой границе, также были приведены в боевую готовность, и предполье между и перед укрепленными районами начало заполняться войсками.
22 июня, на базе ЛВО был образован Северный Фронт, и после объявления мобилизации стали формироваться дополнительные части, а также часть техники из народного хозяйства поступила в войска. До перехода немецко-финских войск в наступление велось Усовершенствование оборонительных рубежей. Часть сил южного сектора стала передаваться Северо-Западному фронту для занятия тыловых оборонительных рубежей, на тех направлениях, где противник прорывал фронт.
Начиная с 29 июня немецко-финские войска перешли в наступление, но на протяжении нескольких дней (а на некоторых участках нескольких недель) войска Северного фронта удерживали рубеж госграницы и постоянно контратаковали прорвавшегося противника и отбрасывали его на финскую территорию. Только тогда, когда противник, путем мобилизации всего финского населения в возрасте от 18 до 45 лет и переброски из Германии и Норвегии немецких частей, нарастил свою численность до 3-5-кратного превосходства в живой силе и технике, на некоторых участках удалось потеснить войска Северного фронта. Основная часть резервов направлялась на Лужский и Нарвский рубеж, для защиты подступов Таллина и подкрепления Северо-Западного фронта. Также с 22 июня по 2 декабря героически оборонялся гарнизон полуострова Ханко и его военно-морской базы. Кстати говоря, при эвакуации гарнизона в начале декабря ни один корабль и ни одно судно не были потоплены под воздействием артиллерии и авиации противника, а только от мин.
Только к сентябрю немецко-финским войскам удалось захватить Карельский перешеек (до линии Маннергейма), а также часть Карелии, но дальше дефиле между Ладожским и Онежским озерами и дефиле между Онежским озером и Выгозеро до 1944 года продвинуть так и не смогли.
В Прибалтийском округе приказ НКО выполнялся, но 22-го июня 3-я ТГ Вермахта (Гот) ударила в стык Северо-Западного (Прибалтийский ВО) и Западного (Белорусский ВО) фронтов. В итоге механизированный корпус немцев смял фланговую дивизию 3-й армии Западного фронта (Кузнецов), а фланговая дивизия Северо-Западного фронта (Литовская) и вовсе разбежалась. ТГ Гота рванула в образовавшуюся (более 50 км) брешь на Вильнюс с дальнейшим охватом Минска с Севера.
В то же время 4-я ТГ Вермахта (Гепнер) ударила на Шауляйском направлении.
Командование же Северо-Западным фронтом, имеющимися 2-я механизированными корпусами, нанесло контрудар против пехотных частей наступавшими на Рижском направлении. В результате основные части Северо-Западного фронта оказались окруженными и прижатыми к Балтийскому морю.
Ситуацию начали выправлять части Северного фронта (сосредоточенные южнее Ленинграда), создав два рубежа обороны: 1-й – на р. Западная Двина и в южной части Эстонии, и 2-й на Лужском и Нарвском рубежах.
10 июля руководство всем Северо-Западным направлением взял в свои руки Заместитель СНК (Вице-премьер) по всему Военно-промышленному комплексу страны и бывший Нарком Обороны Климент Ворошилов. В результате его руководства, до начала сентября, было приостановлено движение войск противника в Эстонии (оборона Таллина, островов Эзель и Даго), а также на Лужском и Нарвском рубежах, и налажено изматывание их активной обороной.
Только тогда, когда группа армии «Север» была усилена частями 3 ТГ, ей удалось прорвать Лужский оборонительный рубеж и выйти к Шлиссельбургу.
В Белорусском же округе командующий (Павлов) и штаб округа после отдачи приказа, его выполнение не проконтролировали. В итоге, на направлении главного удара 2-й ТГ Вермахта (Гудериан) 3 дивизии 4-й армии (Коробков), вместо того, чтобы занять предполье слева и справа от Бреста, до утра 22-го июля оставались в самом Бресте и начали выход из города уже под артиллерийским огнем противника.
Авиация Западного фронта (Белорусского ВО) не была рассредоточена по полевым аэродромам (как того требовала директива НКО от 17 июня). Кроме того начинала подниматься в воздух когда авиабомбы уже падали на аэродромы базирования. В итоге авиация Западного фронта в первый день войны потеряла (по разным данным) от 40 до 50% своих самолетов.
Два механизированных корпуса были направлены против пехотных частей противника, и только 23-24 июня были перенаправлены против танковых и механизированных частей противника. В итоге, совершив 300 км. марш (без авиационного прикрытия), у механизированных корпусов просто-напросто кончилось горючее. Понеся большие потери во время марша и после того, как закончилось горючее, механизированные корпуса превратились к 25 июня в стрелковые дивизии (если не сказать хуже). В результате перечисленных провалов армии Западного фронта оказались в окружении, были сильно потрепаны, а уцелевшие части выходили из окружения до второй половины июля – первой половины августа.
25-го июля на рубеже Могилев – Витебск началось сосредоточение 3-х армий второго и третьего эшелона (под общим руководством Буденного). 30 июня руководство Западного фронта было снято со своих постов (в дальнейшем осуждено за халатность, потерю управления войсками, в результате которого войска попали в окружение, оставление противнику большого количества техники и боеприпасов).
3 июля руководство Западным фронтом пришлось взять в свои руки Наркому обороны Тимошенко, который в течении 2-х месяцев приостановил отступление и измотал активной обороной войска противника.
Совсем иная ситуация была на Украине и в Молдавии (Юго-Западный и Южный фронты).
С 17 по 22 июня основные силы армий прикрытия заняли предполье в непосредственной близости к границе.
После начала боевых действий 22-го июня в те районы, где наметился главный удар танковых и механизированных частей противника, были направлены подвижные соединения (механизированные и кавалерийские корпуса), но т.к. время сосредоточения в одном или нескольких районах было разным, приходилось вводить данные соединения по частям. В противном случае, при ожидании сосредоточения данных соединений, части противника могли смять стрелковые части армий прикрытия и выйти на оперативный простор по тылам всего Юго-Западного, а в дальнейшем и Южного фронтов. В результате 24-29 июня развернулось крупнейшее за всю историю войн танковое сражение в районе Дубно – Броды – Луцк. А на второстепенных участках фронта части РККА в результате контратак и контрударов либо восстанавливали линию фронта по линии государственной границы, либо переходили ее.
В итоге приграничного сражения на Украине и в Молдавии, с первых часов войны был сорван план молниеносной войны, а самая мощная группировка противника, находясь под ежедневным прессом контратак то на одном, то на другом участке, сумела продвинуться лишь до Днепра и остановиться на этом рубеже вплоть до начала сентября. Продвижение обеспечивалось только постоянным превосходством в живой силе и технике (местами оно доходило до 3-4-х кратного) путем постоянного подтягивания резервов.
С 5 августа по 16 октября продолжалась героическая оборона Одессы с постоянным подавляющим превосходством в живой силе и технике у противника. К началу октября против 4-х дивизий Одесского оборонительного района действовала немецко-румынская группировка в 20 дивизий. Даже при таком превосходстве и нескольких штурмах Одессу взять не удалось. Только прорыв на крымский полуостров (войсками в Крыму командовал тот же самый Кузнецов, который в начале войны командовал войсками Северо-Западного фронта) вынудил Ставку ВГК отдать приказ об эвакуации Одессы (не только войск, но и большей части гражданского населения, сколько успели). При эвакуации было потеряно лишь одно вспомогательное судно замыкающее конвой от авиациии противника. После того как последний корабль отчалил из Одесского порта, немецко-румынские части еще сутки обстреливали артиллерией оставленные частями Красной Армии позиции. Эвакуированные из Одессы части составили основной костяк гарнизона Севастополя.
Комментарии 11
полное название — «Закон по обеспечению защиты Соединённых Штатов», ( An Act to Promote the Defense of the United States)
принятый Конгрессом США 11 марта 1941 года. Там имеется ряд положений определяющих страну агрессора. Следовательно никакой помощи,официальной помощи по линии ленд лиза, страна агрессор просто не смогла бы получить.