Генерал-лейтенант М.С.Шумилов , командир 11-го стрелкового корпуса 8-й армии ПрибОВО –
"План обороны государственной границы до штаба и меня, как командира корпуса, не был доведен"
В Западном ОВО генерала армии Д.Г.Павлова практически ни один командир, особенно в районе Бреста, понятия не имел о том, что к началу войны в округе разработан новый "план прикрытия"
.Генерал-майор В.С.Попов, командир 28-го стрелкового корпуса 4-й армии ЗапОВО -"
План обороны государственной границы до меня доведен не был"
Полковник А.С.Кислицын, начальник штаба 22-й танковой дивизии 14-го механизированного корпуса ЗапОВО -
"Примерно в марте-апреле 1941 года командир дивизии, я ...были вызваны в штаб 4-й армии, г.Кобрин. В течении 2-3 суток мы разработали план поднятия дивизии по боевой тревоге ...Усиление дивизии не планировалось. Было категорически запрещено ознакамливать с содержанием разработанных документов даже командиров полков и дивизионных частей. Оборудование наблюдательных и командных пунктов в районе сосредоточения соединения производить не разрешалось..."
Кстати, полковник Кислицын также сообщил очень прелюбопытные сведения -
"...за две недели до войны были получены из штаба 4-й армии совершенно секретная инструкция и распоряжение об изъятии боекомплектов из танков и хранения его на складе НЗ..."
ЦАМО СССР, Ф.15, оп.977441, д.2, л.371
А маршал Захаров вспоминал, что еще
15 мая 1941 года ГШ отдал распоряжение в войска, разрешающее держать боезапас непосредственно в танках ...
Распоряжение изымать боеприпасы поступило из штаба 4-й армии, начальником которого был полковник Л.М.Сандалов. Командующим армией был генерал-майор А.А.Коробков. Странное, очень мягко говоря, распоряжение...
Полковник Кислицын обратился к командиру дивизии генерал-майору В.П.Пуганову с вопросом о непонятной инструкции и распоряжении - дивизия приграничная, изымать боеприпасы - преступление! А если война?
Кислицын сказал о необходимости срочно доложить об этом командующему армией Коробкову, но командир дивизии Пуганов почему-то отказался и не стал докладывать командарму...
К слову - генерал-майор Пуганов погибнет в бою 24 июня, сгорит в танке.
Отметил полковник Кислицын, что когда он обратился к Сандалову с вопросом, мол,
как же так рядовые машинистки будут знать планы действий дивизии, а командиры - нет? Почему?
На это Сандалов безапелляционно ответил - "Им положено знать, а командирам полков не положено". Какие могут быть комментарии?
Генерал-майор Ф.Н.Смехотворов, командир 135-й стрелковой дивизии 27-го стрелкового корпуса 5-й армии Киевского ОВО -
"План обороны государственной границы до меня и командиров частей 135 стр.дивизии доведен не был"
Генерал-майор Г.И.Шерстюк, командир 45-й стрелковой дивизии 15-го стрелкового корпуса КОВО -
"План обороны госграницы со стороны штабов 15-го стрелкового корпуса и 5-й армии до меня, как командира 45-го стрелковой дивизии, никем и никогда не доводился, боевые действия дивизии развертывал по ориентировочному плану, разработанному мной и начальником штаба полковником Чумаковым..."
Полковник П.А.Новичков, начальник штаба 62-й стрелковой дивизии 15-го стрелкового корпуса КОВО -
"Конкретных задач по обороне государственной границы дивизия не имела. Армейским планом лишь ориентировочно для дивизии намечалась полоса обороны по фронту и в глубину...
Генерал-майор П.И.Абрамидзе, командир 72-й горно-стрелковой дивизии 8-го корпуса 26-й армии КОВО -
"До вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз, я и командиры частей моего соединения не знали содержания мобилизационного плана, так называемого - МП-41 года..."
Генерал-майор С.В.Горохов, начальник штаба 99-й стрелковой дивизии 8-го стрелкового корпуса 26-й армии КОВО -
"План обороны государственной границы был получен в части касающейся 99-й сд был получен нами зимой (февраль-март месяц 1941 года) в штабе 26-й армии в опечатанном конверте и с нами проработан не был..."
Генерал-майор Н.С.Кузнецов, начальник артиллерии 9-й армии
" С планом обороны госграницы ознакомлен не был"
Какой следует вывод?
В войсках так и не было разработанных новых "Планов Прикрытия" (ПП) после того, как в начале мая 1941 года в округа пришли директивы наркомата обороны и ГШ на разработку новых планов обороны и прикрытия государственной границы. Сами планы были на уровне штабов округов, но вот с доведением их до командиров происходили какие-то странности.
В большинстве своем те же командиры дивизий новых планов в глаза не видели. Любопытно, что им даже запрещали старшие начальники интересоваться такими планами вообще!
В итоге в ПрибОВО, в КОВО и особенно в ЗапОВО войска вступали в войну, имея на руках устаревшие планы, которые уже не соответствовали складывающейся обстановке.
Но новые планы были планами не активной обороны, задачей которой было измотать и обескровить противника, а планами немедленного ответно-встречного контрудара, наступления.
Развертывание советских войск было больше похоже для нанесения превентивного удара или под немедленный встречно-лобовой контрудар. Никто из генералитета во главе с Тимошенко, Жуковым особо и не намеревался отрабатывать вопросы обороны, воевать надо именно наступлением!
Новые ПП округов требовалось отправить в ГШ и Наркомат обороны на утверждение в конце мая-начале июня. Их и отправили. Но на подпись к наркому обороны они попали только к 20-м числам июня! Что, кому-то очень хотелось, чтобы новые ПП толком не знали командиры на местах? И, соответственно, узнав - могли и вопросы поставить. И в Кремль информация могла дойти...
Любопытно, что после совещания в Кремле 24 мая 1941 года, куда были вызваны командующие округами, была проведена в Генштабе командно-штабная игра, где совершенно не отрабатывали никаких ответно-встречных наступательных операций. Но странно, что на местах (в том же КОВО) к ним как раз готовились!
Интересное замечание высказал маршал Захаров -
"Проведенный анализ показывает, что разработанные на основе директив наркома обороны планы прикрытия в приграничных военных округах не соответствовали рассмотренным ранее рабочим документам по стратегическому развертыванию Вооруженных Сил!"
Получается, что Генштаб в мае 1941 года, отправляя в западные приграничные округа директивы на разработку новых ПП, исказил суть уже имеющихся и одобренных Сталиным.
А были ли вообще планы на оборону? 19 мая 1956 года в своем письме Пленуму ЦК КПСС Жуков написал -
"У Генерального штаба не было законченных и утвержденных правительством оперативного и мобилизационного планов"
Приплыли ... Со дня на день должна начаться война, но никаких планов на ведение именно оборонительных боевых действий у Генерального штаба, подготовленных, спущенных в войска и отработанных на месте - нет.
Самое любопытное, мобилизационный план от 12 февраля 1941 года был, в марте 1941 года его утвердило Правительство СССР. Жуков не знал об этом или, как впрочем и довольно часто, просто "соврамши"?
Об этом в следующих статьях.
#СталинИВойна
Комментарии 8