:
«К исходу 2.8 обстановка на Сталинградском фронте нами оценивается следующим образом:
1. Стремясь овладеть Сталинградом с запада, противник 23.7 начал наступление против правого фланга 62-й армии, прорвал ее фронт и, распространившись силами 4—5 пд, двух мд и двух тд, вышел на р. Дон, на участок Малоголубка (вероятно, следует Малоголубая), Липо-Логовский, создал брешь между 21-й и 62-й армиями шириной до 40—45 км и поставил под угрозу правый фланг 62-й армии и ее коммуникации.
В результате этого наступления противника сильно пострадали три стрелковых дивизии 62-й армии (192, 196 и 184-я) и понесла большие потери 33-я гвардейская сд.
Кроме того, отражая наступление противника, мы вынуждены были бросить в бой несформированные 1-ю и 4-ю танковые армии.
В результате всех мероприятий противнику нанесены большие потери, ограничено дальнейшее продвижение его по овладению плацдармом на западном берегу р. Дон, но противник не уничтожен и дальнейшая угроза 62-й армии не ликвидирована. Положение в стыке 21-й и 62-й армий остается очень серьезным для всей 62-й армии и для обороны Сталинграда в западном секторе в целом.
2. Еще большую опасность приобрела группировка противника, находящаяся в стыке 21-й и 62-й армий, в связи с тем, что противник предпринял наступление в центре 64-й армии в районе Нижне-Чирская, стремясь наноситъ удар на северо-восток вдоль западного берега р. Дон, с целью выйти на тылы 62-й армии и отрезать ее от переправ в районе Калач.
Наступление противника против центра 64-й армии вынудило армию отойти на р. Чир, а 229 сд этой же армии понесла большие потери.
Следовательно, оба эти направления наступления противника с запада на Сталинград требуют от нас или ввода новых сил для уничтожения прорвавшегося противника или заблаговременного отвода 62-й армии из полуокруженного положения, в котором она оказалась, центром и левым флангом.
3. Последние события на участке 51-й армии, которые привели к прорыву фронта и почти беспрепятственному продвижению противника вдоль железной дороги на северо-восток, еще больше осложнили положение на всех участках обороны Сталинградского фронта тем, что вынуждают нас отвлекать часть своих сил на юг от главного западного направления.
К исходу 2.8 мелкие танковые части противника подошли к Котельниковский.
Оценивая создавшуюся обстановку, мы считаем, что наибольшая опасность для обороны Сталинграда, требующая неотложных и энергичных мер с нашей стороны, — это группировка противника в стыке 21-й и 62-й армий. Против этой группировки противника в самый короткий срок нам придется бросить несколько резервных дивизий для ликвидации ее и восстановления положения.
Второй по важности является группировка противника в районе Нижне-Чирская и на участке 51-й армии, требующими от нас сильного прикрытия и расхода для этой цели несколько свежих дивизий фронтового резерва…» (ЦАМО, ф. 220, оп. 220, д. 22, л. 64-70. Подлинник).
Фото: Хрущёв Н.С., член Военного совета Сталинградского фронта, беседует с новым пополнением, прибывшим на защиту Сталинграда. 1942 г.
#документы СБ
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев