«Внимание! Показывает Москва. Начинаем первую телевизионную передачу»: такими простыми словами 29 апреля 1931 года в Советском Союзе началась эра телевидения. К тому времени в некоторых наиболее развитых странах уже проводились как опытные, так и регулярные передачи механического ТВ. Но когда немецкая станция «Кёнигсвустерхаузен» запустила передачи, которые уверенно принимались даже на европейской территории СССР, устранить отставание в этой важной области государственные деятели поручили сразу нескольким научным организациям. Наибольших успехов добилась лаборатория телевидения Всесоюзного электротехнического института (ВЭИ).
Весьма благоприятные возможности для решения проблемы советского телевидения в ВЭИ создались к концу 1920-х годов. Ученые развивали необходимые вакуумно-технологические направления, активно работал коллектив лаборатории ультракоротких волн.
В 1929 году профессором Павлом Шмаковым была создана лаборатория телевидения. Ее основной задачей была отработка комплекса оборудования системы телевидения, в которой развертка изображения осуществляется с помощью диска Нипкова (вращающегося диска с малыми отверстиями, расположенными по спирали).
Многим радиолюбителям известен принцип действия этого диска. Расположен он между объектом и фотоэлементом. При этом каждую строку изображения проходит только одно отверстие, а другое начинает свое движение по следующей строке тогда, когда предыдущее отверстие уже закончило развёртку. В приёмнике источник света, соединенный с фотоэлементом и меняющий свою яркость в зависимости от яркости объекта, также закрыт диском с аналогичными отверстиями и вращается строго синхронно с диском передающего устройства.
Разработка передающий части системы осуществлялась под руководством инженера В.И. Архангельского, а приёмного устройства — инженером Н.Н. Васильевым и его сотрудниками. Задача учёных и конструкторов существенно облегчалась тем, что в ВЭИ П.В. Тимофеевым были созданы фотоэлементы (основные приборы в механических телепередатчиках), a A. M. Шемаевым — неоновые лампы, которые были важнейшими компонентами передающей и приёмной аппаратуры. Поэтому и решена она была всего за год.
Первое изображение человеческого лица было получено 5 января 1931 года, а спустя 4 месяца — 2 мая — на волне 56,6 м. состоялась первая публичная демонстрация объекта в движении через передатчик ВЭИ (параметры передатчика были: 30 строк разложения, 12, 5 кадров в секунду, полоса видеочастот 7500 Гц). Эта передача была принята в Ленинграде (инженерами Гаухманом и Затворицким).
В 30-е годы об этом эксперименте писали немного. Упоминание о произошедшем 29 апреля 1931 года в первой в истории телевизионной студии нашлось только в журнале «Радиофронт».
«В небольшой комнате стоял огромный диск с объективом и зрительной трубой. Перед объективом передающей камеры сидела женщина в зеленом платье и с зеленой помадой на губах» — отмечала советская пресса.
Секрет такой «красоты» заключался в фотоэлементах с калиевыми катодами. Они очень плохо воспроизводили красную составляющую спектра, поэтому при первых опытах по передаче изображений живых лиц и приходилось применять такой странный грим.
«Если сопоставить спектральную характеристику упомянутого фотоэлемента с кривой видности, то можно определить, что в красно-оранжевой области его чувствительность недостаточна примерно в четыре раза, в зелёной практически оптимальна, а в синей — избыточна в пять раз. Через несколько лет упорной работы лаборатория П.В. Тимофеева устранила этот недостаток, более того, освоила инфракрасный участок с целью создания приборов ночного видения», — говорится в статье «На заре отечественного телевидения», опубликованной журналом «Электросвязь: история и современность» (№ 4 2007 г.).
В том, что день работников телевидения отмечают не в апреле, а в мае, заключен особый здравый смысл. Ведь по сути, первая пробная передача телевизионного изображения была осуществлена по радио.
Сообщение об этом было передано радиостанцией Всесоюзного электротехнического института в Москве: «29 апреля на волне 56 и 6 десятых метра будут передаваться изображения живого лица и фотографии». В дальнейшем, по договору с Народным комиссариатом связи, телевизионная аппаратура переехала в Московский радиотехнический узел на Никольской улице, и с октября 1931 г. начались регулярные телевизионные передачи через московские радиостанции.
По простоте устройства телевизор с диском Нипкова был доступен многим радиолюбителям. Развертка статичного изображения на составные элементы не имеет звукового сопровождения, поэтому в ходу у многих был каламбур: говорили не телевидение, а «теловиденье». Полноценным — то есть с изображением и звуком — телевидение станет уже спустя три года.
Газета «Правда» в октябре 1934 писала: «Обладатель радиоприемника может теперь не только прослушать оперу, концерт или сообщение о событии, но и увидеть его. Два раза в пятидневку две радиостанции будут передавать в эфир не только звук, но и изображение». Правда, «Правда» при этом не уточняла, что для этого требуется уже специальный аппарат — приемник, который вскоре получит привычное теперь название — телевизор. Осенью 1934 года таких аппаратов в стране было всего около 300.
Вот как в 1937 году писал об этих передачах журнал «Новости искусства»: «…Начинается передача. На экране телевизора вспыхивает звездочка. Она трепещет, уплотняется, становится все более и более четкой. Настройка закончена. На экране появляется женщина… Специальные костюмы, непривычный грим, сцена в 12 квадратных метров и необозримый зрительный зал в одну шестую часть мира — все это необычно, все это говорит о том, что мы находимся у истоков нового искусства, еще более массового даже, чем кино».
Разносторонняя работа, проведенная лабораторией ВЭИ в области телевидения, сыграла большую роль в деле подъема творческой инициативы радиолюбительского актива, приобщения широких масс населения СССР к телевидению. За все эти работы начальник лаборатории В.И. Архангельский в 1940 году был награждён Всесоюзным радиокомитетом Почётной грамотой.
Первые телеприемники советские радиолюбители конструировали
самостоятельно. Первая промышленная модель — Б-2 — была создана в 1932 году на Ленинградском заводе имени Козицкого (по имени изобретателя — А. Я. Брейбарта), но в массовое производство и продажу поступила только в 1935 году. Чтобы оценить масштаб этого выпуска, приведем цитату из журнала «Радиофронт»: «Текущий год будет первым годом крупносерийного выпуска телевизоров. Их в 1935 году будет выпущено 2000 штук, из них 500 штук в виде готовых изделий и 1500 — в виде полного комплекта деталей для радиолюбителей».
Поэтому телевизор, без ложной скромности, был предметом роскоши. Но каков был восторг первых телезрителей! Тот же «Радиофронт» опубликовал письмо жителя Красноярска, который с восторгом рассказал о том, что во время телесеанса различил движения гимнаста, а в конце даже понял, мужчина это или женщина!
Параллельно с механическим, развивалось и электронное телевидение, которое работает с помощью кинескопов. Их созданием занимались трое советских ученых: Катков, Розинг и Зворыкин
Первые телевизоры с использованием кинескопа и сциллографической трубки были огромными. Ящик весом около 150 кг. устанавливали в Домах культуры. Жители окрестных домов собирались посмотреть телевизор несколько раз в неделю. Вход на телесеансы был платным, как в кино. Позволить себе такое удовольствие могли только жители столицы.
Дальнейшее развитие телевизионной техники прервала Великая Отечественная война — по меньшей мере — на десяток лет. Серийное производство первого электронного индивидуального телевизора — КВН-49 — началось конце 40-х годов. Его название — первые буквы фамилий разработчиков этого аппарата — В. К. Кенигсона, Н. М. Варшавского и И. А. Николаевского.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1