Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечено всеобщим обязательным начальным образованием, бесплатным образованием до 7 класса включительно, а также системой государственных стипендий студентам высших учебных заведений, которые показали отличные результаты в учебе; проведением занятий на родном языке; а также бесплатной профессиональной подготовкой рабочих в сфере технического обслуживания и в области сельского хозяйства, проводимой на заводах, фабриках, колхозах и МТС.
Однако встает вопрос: каким образом можно достигнуть высокого уровня производства, и еще важнее - как его следует поддерживать на этом уровне? Совершенно ясно, что высокопродуктивное общество должно быть оборудовано по последнему слову техники. А для достижения определенного уровня техники и для ее эффективного использования необходимо обеспечить высокий уровень образования населения.
В начале этого предприятия задача огромна, а силы, которые должны ее решить, – мизерны. Основным приоритетом в то время стало образование, что отлично показано в работе мелкобуржуазного английского писателя, занимавшегося изучением Советской системы образования:
“Задача строительства современного, индустриального социалистического общества на руинах Российской Империи осуществлялась ценой человеческих жизней с беспощадностью, которая хорошо известна. Но никакие жестокость и беспощадность не могли быть достаточными сами по себе, так как успех начинаний масштаба пятилетних планов зависел от образования в той же степени, что и от рабочей силы и экономических ресурсов. Стояла задача обеспечения страны новой армией инженеров, ученых, технических работников всех видов... необходимо было использовать все доступные источники талантов, и единственным способом удовлетворения этих потребностей было развитие плановой системы массового образования.” (Грант, стр.20. см библиографию)
В царской России образование масс не являлось ни необходимым, ни желательным, так как капитализм в то время был слабо развит и не нуждался в грамотном рабочем классе, а образование заставляло людей надеяться на лучшую жизнь, которой царская Россия не могла предоставить. В результате этого 73% населения царской России (включая детей от 9 лет) были безграмотными. Только четверть детей школьного возраста посещала учебные заведения.
Образование в Советской России, кроме повышения производительности труда, также ставило перед собой цель подготовки достойных граждан коммунистического общества, изменив их отношение к труду и собственности, в особенности потому, что при капитализме это отношение было иным, и люди по-прежнему цеплялись за старые привычки.
Последним, но достаточно важным условием было повышение политической грамотности населения с целью развития высокого уровня классового сознания для формирования передового отряда продолжающейся классовой борьбы. Грант пишет: “...Советское общество... требует “политического сознания” масс. Это больше, чем простой конформизм, которому даже легче поддаться, чем невежеству. Бездумное подчинение не сработает; здесь требуется единство, основывающееся на знаниях и понимании политической теории, иными словами, конформизм в положительном смысле”. (с.23-24).
Таким образом, вопрос образования является критическим для сохранения коммунизма и его развития на пути к высшей стадии. Как говорил Ленин: “Без обучения нет знаний, а без знаний нет коммунизма”.
Именно поэтому во время первых двух пятилеток советские люди приложили все усилия к тому, чтобы обеспечить высокую продуктивность производства, догнав, таким образом, большинство развитых империалистических держав. Они понимали, что диктатура пролетариата в СССР была бы сметена путем военного вмешательства империалистических держав, если приложенные усилия не приведут к успеху. При этом огромные средства тратились на образование - обучение взрослых и детей. В период между 1917 и 1937 годом 40 млн. взрослых научились читать! Число школьников и студентов образовательных учреждений выросло с 8 млн. в 1914 году до 47 млн. в 1938-39 гг. Посещение средней школы увеличилось с менее, чем 1 млн. в 1914 году до 12 млн. в 1938-39 гг. Число студентов вузов выросло с 112 000 в 1914 году до 601 000 в 1938-39 гг. За двадцать лет в СССР было построено в 20 раз больше школ, чем за 200 лет существования самодержавия.
Помимо обеспечения образования в школах, в Советском Союзе было организовано образование для работающих граждан. С. Соболев (Член Академии Наук СССР и Верховного Совета РСФСР) писал в “Труд и досуг советской молодежи” (“Советский Союз говорит сам за себя”. сс.229-230):
“Обширная система курсов и кружков предлагает широкий спектр образовательных мероприятий, направленных на развитие высоких профессиональных навыков, необходимых для той или иной специальности”.
“Система профессиональной подготовки в учреждениях, напрямую связанных с фабриками и заводами, функционировала в СССР на протяжении 15 лет. Высококвалифицированные работники всех сфер производства и транспорта проходили бесплатную подготовку в подобных учреждениях. Учащиеся таких учебных заведений получали общее образование на уровне средней школы, а также навыки, необходимые для выбранной ими профессии под наблюдением высококвалифицированных инструкторов”.
“Со времени их образования учреждения профподготовки выпустили более 2 млн. квалифицированных рабочих в различных областях промышленности. Многие из выпускников после окончания становились высококвалифицированными мастерами своей профессии, достигая выдающихся результатов в трудовом производстве”.
Помимо среднего образования, также существовали неограниченные возможности для получения рабочими высшего образования на заочном и вечернем отделениях университетов, где периодически проводили семинары и лекции для работающих студентов... В 1959 году Грант увидел, как работает подобная система образования. Студенты заочных и вечерних отделений в 1959 году составляли 45% всех студентов (39% из них были студентами заочного отделения).
Однако, предоставить всеобщее образование - это одно, а его качество - совершенно другое. Каким же оно было? Возможно, ученики обучались основам правописания, чтения и арифметики, достаточными лишь для того, чтобы прочесть руководство к эксплуатации оборудования и отмерить нужное количество сырья? Или же это было образование, нацеленное на понимание природы и общества? Было ли это обременительным занятием запоминания обширного количества фактов, не связанных определенным образом или подготовка к сложным ситуациям и вопросам, с которыми сталкивается общество и человечество в целом?
Книга Дианы Левин “Дети в Советской России” позволит нам увидеть как работала система образования в сталинском СССР. (Faber & Faber Ltd., 1942 г). Диана Левин работала учителем в московской школе с 1938 г. по 1942 г., до этого 7 лет проработав учителем математики в Великобритании. Школа, где она преподавала, была обычной советской школой, единственной особенностью которой было то, что преподавание велось на английском языке. Школа с преподаванием на английском языке появилась потому, что Советская Конституция гарантировала детям образование на родном языке, а в то время было достаточно детей, чей родной язык был английским: это были либо дети американских или английских специалистов, работающих в СССР, либо дети рабочих, которые в свое время работали за границей. Таким детям было легче обучаться на английском языке. В остальном школьная программа не отличалась от той, что преподавалась в русскоязычных школах. Использовались те же учебники, но переведенные на английский язык. Также, методы преподавания и дисциплины ничем не отличались от других школ. Ясно, что школа, в которой работала Диана Левин, была хорошей школой среди множества подобных, хоть и не все школы в то время могли достичь подобных высоких стандартов.
Поначалу Диана Левин рассказывает о методах, используемых для обеспечения высокого уровня образования, что может показаться человеку, выросшему в буржуазном обществе, чем-то напоминающим демагогию Маргарет Тэтчер, но при внимательном рассмотрении становится ясна разница между пустыми рассуждениями о необходимости высоких стандартов в образовании (они имели целью переложить ответственность за проблемы в обществе на учителей, ничего не делая при этом для того, чтобы улучшить условия жизни людей в обществе, в конце концов, какой смысл предлагать высокие стандарты образования рабочему классу, если судьба последних быть безработными или выполнять низкоквалифицированную работу?) и опытом Советского Союза, где достижение высоких стандартов образования было насущной необходимостью.
Отрывок из статьи Ella Rule.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев