1 февраля 1930 года вышло Постановление ЦИК и СНК "О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством". Начало массовой коллективизации.
Ликвидация кулачества как класса в СССР на базе коллективизации сельского хозяйства явилась одним из важнейших социально-экономических и политических преобразований в нашей стране. Однако вопрос о том, как Коммунистическая партия в конкретно-исторических условиях теоретически разрабатывала формы и методы ликвидации класса деревенских эксплуататоров и практически это осуществляла, освещен в советской исторической литературе еще недостаточно. Опубликованные до середины 50-х годов работы по данной теме1 имеют общий недостаток: в них не использован ряд важных документов, мало конкретного материала. Поэтому классовая борьба в деревне, процесс ликвидации кулачества как класса в них рассмотрены довольно бегло. Ряд работ, появившихся в печати во второй половине 50-х годов, содержит много материалов и новых документов2 по интересующему нас вопросу, но это лишь начало глубокого и планомерного исследования различных сторон данной проблемы.
Всестороннее освещение этой проблемы важно также и потому, что буржуазные идеологи извращают сущность и цели коллективизации, игнорируют причины, вызвавшие необходимость ликвидации кулачества как класса. Особенно резким нападкам подвергается политика ликвидации кулачества как класса. Реакционные западные историки, искажая историю социалистического строительства в СССР, пытаются доказать "необоснованность" политики Советского государства в отношении кулачества. Они, как правило, отрицают наличие кулаков в советской деревне того периода. Так, Л. Шапиро, приводя данные о социальном составе советской деревни 1928 г., утверждает, что между беднотой, середняками и кулаками нельзя было провести четкого разграничения и что кулаки не эксплуатировали чужой труд3 . Касаясь судьбы бывших кулаков в СССР, Э. Ганиш (ФРГ) пишет, что они "были обречены на голодную смерть", а Г. Раух (ФРГ) утверждает, что судьбой кулаков "стала безысходная нужда"4 . Все эти извращения социалистического преобразования сельского хозяйства и ликвидации в СССР кулачества как класса объясняются тем, что буржуазные идеологи стараются всячески дискредитировать ход социалистического строительства в СССР.
Ликвидация кулачества как класса в СССР была обусловлена необходимостью проведения коллективизации сельского хозяйства. Нельзя было дальше базировать народное хозяйство на двух противоположных началах: на крупной, социалистической промышленности и на отсталом мелкотоварном крестьянском хозяйстве, которое являлось базой роста в деревне в большей степени капитализма, чем социализма.
Обострение международной обстановки, резкое отставание сельского хозяйства от темпов роста промышленности, усиление борьбы кулачества против Советской власти и другие причины поставили Советское государство перед необходимостью начать коллективизацию сельского хозяйства и приступить к ликвидации деревенской буржуазии именно в 1929 г. и проводить эти меры быстрыми темпами. Это диктовалось как международной, так и внутриполитической обстановкой в нашей стране.
Основоположники марксизма-ленинизма в свое время научно обосновали, что ликвидация деревенской буржуазии является одной из закономерностей перестройки общества на началах социализма. Строительство социализма в Советском Союзе также предполагало в качестве обязательного условия ликвидацию всех эксплуататорских классов, в том числе и кулачества. Нельзя было обеспечить победу новых, социалистических производственных отношений в деревне без ликвидации кулацких капиталистических хозяйств, так как их существование неизбежно вызывало к жизни наемный труд, эксплуатацию человека человеком. Однако осуществить эту меру сразу после победы Великой Октябрьской социалистической революции было невозможно из-за особенностей классовых отношений в российской деревне. Кулаки в отличие от городской буржуазии имели глубокие социально-экономические корни в мелкотоварном крестьянском хозяйстве, которое "рождает капитализм и буржуазию постоянно, ежедневно, ежечасно, стихийно и в массовом масштабе"5 . Чтобы ликвидировать кулачество как класс, необходимо было объединить бедняцко-середняцкие хозяйства в крупные коллективные социалистические хозяйства и тем самым окончательно уничтожить ту экономическую основу, которая порождает и питает деревенскую буржуазию. А для решения этой сложной задачи требовалось относительно длительное время. В силу этих причин ликвидация кулачества как класса отодвигалась на более позднее время.
Обосновав историческую неизбежность ликвидации деревенской буржуазии, основоположники марксизма-ленинизма определили также возможные пути и методы ликвидации кулачества. В работе "Крестьянский вопрос во Франции и Германии" Ф. Энгельс высказал предположение, что если богатые крестьяне "поймут неизбежность гибели их нынешнего способа производства и сделают из этого необходимые выводы", то, может быть, не надо будет прибегать к их насильственной экспроприации6 . Таким образом, вопрос о способе ликвидации деревенской буржуазии (насильственном или мирном) Ф. Энгельс связывал с поведением самих кулаков, с их отношением к пролетарскому государству. Возможность ненасильственной экспроприации кулачества в России допускал и В. И. Ленин после победы Великой Октябрьской социалистической революции. "Кулакам же мы говорим: мы и против вас ничего не имеем, но отдайте ваши излишки хлеба, не спекулируйте и не эксплуатируйте чужого труда"7 . Но кулаки с первых же дней после победы Великой Октябрьской социалистической революции начали ожесточенную борьбу против Советской власти. Они хотели при помощи голода заставить государство отказаться от проведения в жизнь социалистических мероприятий, эксплуатировали деревенскую бедноту. В годы гражданской войны и иностранной интервенции кулачество было одной из главных сил внутренней контрреволюции. Из его среды поставлялись людские резервы в армии белогвардейцев. Кулаки были организаторами целого ряда мятежей и восстаний против Советской власти. И поэтому уже весной 1919 г. В. И. Ленин сделал вывод: "В России это предположение (предположение Ф. Энгельса о возможности ненасильственной экспроприации богатых крестьян. - В. С. ) не оправдалось: мы стояли, стоим и будем стоять в прямой гражданской войне с кулаками"8 .
Первый удар по кулачеству был нанесен летом 1918 года. В разгар классовой борьбы в деревне Коммунистическая партия и рабочий класс при помощи созданных комитетов бедноты сумели подавить сопротивление кулачества и обеспечить победу социалистической революции в деревне. В результате этого революционного удара у кулаков было экспроприировано 50 млн. га земли, которая была передана бедным и средним крестьянам. Количество кулацких хозяйств сократилось в три раза. Однако это не означало ликвидации кулачества как класса: в тот период для этого не было соответствующих условий. Кулаки еще давали значительную часть товарного хлеба. Кроме того, не были созданы предпосылки для массовой коллективизации. Поэтому, начиная с VIII съезда РКП (б), партия проводила политику ограничения и вытеснения кулачества (ограничение аренды земли и найма рабочей силы, обложение кулаков повышенными налогами и т. д.), которая сдерживала рост деревенской буржуазии, ослабляла позиции кулачества в деревне, подрывала его экономическую мощь. В период нэпа Советская власть временно допускала в известных пределах оживление капиталистических элементов при сохранении командных высот народного хозяйства в руках пролетарского государства. В. И. Ленин на X съезде РКП (б) говорил, что в связи с переходом к нэпу кулачество будет расти; с ростом кулачества необходимо бороться не запретительными мерами, "а государственным объединением и государственными мерами сверху. Если ты можешь дать крестьянину машины, этим ты поднимешь его, и когда ты дашь машины или электрификацию, тогда десятки или сотни тысяч мелких кулаков будут убиты". Это была установка на соревнование капиталистических и социалистических элементов, вытекающая из самой сути нэпа.
Исторический спор "кто - кого?" решался в процессе напряженного труда на стройках социализма. Но это соревнование не было мирным сотрудничеством, а борьбой "не на живот, а на смерть между капитализмом и коммунизмом"10 . В ходе этой борьбы кулачество рассчитывало в условиях нэпа восстановить старые, капиталистические порядки и сорвать социалистическое строительство. Оно повело ожесточенную борьбу против экономических и политических мероприятий, осуществляемых Коммунистической партией и Советским государством. Оно использовало прежде всего экономическую мощь своих хозяйств. Кулачество в период социалистической революции в деревне все еще представляло большую силу. Более того, в годы нэпа происходил некоторый рост и развитие капиталистических элементов в деревне (в 1924/25 г. в стране насчитывалось 728 тыс. кулацких хозяйств, в 1927/28 г. -1,1 млн.)11 . В 1927 г. кулаки имели около 10 млн. га зерновых посевов (из общей площади 94,7 млн. га) и давали пятую часть (около 130 млн. пудов) всего товарного хлеба12 . Они располагали значительными средствами производства. В Северо-Кавказском крае, по данным за 1927 г., во владении кулацких хозяйств (5,9% хозяйств деревни) находилось 30,1% всех средств производства, в то время как бедняцкие хозяйства (33,7% крестьянских хозяйств) имели 3,9% средств производства. Примерно такое же соотношение наблюдалось по Сибирскому, Нижне-Волжскому и другим экономическим районам страны. Данные выборочной переписи крестьянских хозяйств по СССР за 1927 г. показывают, что батрацко-бедняцкая группа, составлявшая 26,1% обследованных хозяйств, имела всего 4,9% средств производства. Кулацкая же группа, составлявшая 3,2% обследованных хозяйств, владела 16,1% всех средств производства. У бедноты было сосредоточено 6,5% рабочего скота и 1,6% сельскохозяйственных машин и орудий, а у кулаков - соответственно 7,5 и 21,7%14 . Располагая значительными средствами производства, кулаки жестоко эксплуатировали батрацкие и бедняцко-середняцкие массы деревни. Они арендовали за бесценок землю бедняков и сдавали в аренду на кабальных условиях беднякам и середнякам часть своих средств производства. Расширяя путем аренды свое землепользование, кулаки увеличивали и применение наемного труда. К 1928 г. кулачество накопило значительные силы, численно выросло и стало выходить за рамки установленных ограничений. Оно не только защищалось, но и готовилось перейти в наступление против Советской власти и проводимых ею мероприятий в деревне.
Классовая борьба в деревне особенно обострилась после XV съезда ВКП(б), взявшего курс на коллективизацию сельского хозяйства и усиление наступления на кулачество. Деревенская буржуазия усилила сопротивление мероприятиям Советской власти. Это проявилось в период хлебозаготовок 1928 - 1929 годов. Воспользовавшись продовольственными затруднениями в стране, кулаки не хотели продавать хлеб государству, пытаясь тем самым вызвать в стране голод и принудить партию отказаться от курса на коллективизацию. Это было новое открытое выступление кулачества против Советской власти, которое сопровождалось усилением кулацкого террора. По неполным данным, в 1927 г. кулаки совершили 700 террористических актов, а в 1928 г. - 1 02715 . Коммунистическая партия и Советское правительство были вынуждены, опирась на поддержку бедняцко-середняцких масс, применить чрезвычайные меры, чтобы сломить кулацкий саботаж. Одновременно усилилось экономическое наступление на кулака. Это проявилось прежде всего в налоговой политике Советского государства. Прогрессивно-подоходный принцип обложения, глубокая классовая направленность сельскохозяйственного налога нанесли жестокий удар по кулацким хозяйствам. По единому сельхозналогу вся беднота и часть маломощных середняков в 1927/28 г. были освобождены от налога. Размер обложения кулацких хозяйств увеличился. По индивидуальному обложению кулацкие хозяйства в 1928 г. заплатили 10,8% всей суммы налога, а в 1929 г. - 28%16 . Важное значение в ограничении эксплуататорских тенденций кулачества имели проведенные в 1928 - 1929 гг. меры в области арендных отношений и найма рабочей силы. Срок аренды земли был сокращен до шести лет. Был усилен также контроль за выполнением Кодекса о труде и "Временных правил" в отношении батраков, работавших в кулацких хозяйствах. В результате произошло некоторое сокращение аренды земли и найма рабочей силы. Экономические позиции кулачества ослабляло и землеустройство, в результате которого количество земли у кулаков сокращалось, лучшие земли передавались беднякам, середнякам и коллективным хозяйствам.
Новые меры экономического наступления на кулачество, материальная помощь бедняцким и середняцким хозяйствам, развитие сельскохозяйственной кооперации привели в 1929 г. к существенным изменениям в социально- экономических отношениях в деревне. По неполным данным обследования, проведенного Госпланом СССР, в 1929 г. беднейшие группы крестьянства в среднем увеличили средства производства по сравнению с 1927 г. на 40 - 60%. Уровень середняцких хозяйств существенно не изменился. В кулацких хозяйствах по всем районам страны по сравнению с 1927 г. произошло снижение средств производства на 30 - 40%17 . Число кулацких хозяйств к 1930 г. по основным зерновым районам сократилось: на Северном Кавказе, Нижнем Поволжье, Украине - с 4 - 6 до 2,5%, в Сибири - с 6,7 до 3,4%18 . Началось свертывание производства в кулацких хозяйствах. Экономическая мощь их была подорвана. Но этот процесс происходил в условиях ожесточенной борьбы кулаков против экономических мероприятий Советской власти. Эта борьба отличалась разнообразием форм, кулаки искали новые источники капиталистического существования, экономически перестраивали свои хозяйства. Наряду с открытыми формами борьбы (попытки сорвать хлебозаготовки, террор) кулаки в 1928 и 1929 гг. больше, чем когда- либо прибегают к тактике приспособления, искусственного "самоосереднячивания", стремятся вывести возможно большую часть своих доходов из поля зрения государственного учета, скрыть эксплуататорскую сущность своего хозяйства.
Кулачество представляло еще большую силу и, опираясь на свои достаточно мощные экономические позиции, вело за собой значительную часть крестьянства. Оно также имело активную поддержку со стороны международной буржуазии, рассчитывало на реставрацию капитализма с помощью иностранных штыков. К тому же кулачество имело своих идеологов, свою подпольную партию, своих вождей. Вместо разбитой партии эсеров образовалась подпольная контрреволюционная кулацкая партия под названием "Трудовая крестьянская партия" во главе с Кондратьевым, Чаяновым и др. Как только Коммунистическая партия на основе решений XV съезда приступила к непосредственной подготовке массовой коллективизации и предприняла меры для решительного наступления на кулачество, против нее выступила правооппортунистическая группа во главе с Бухариным, Рыковым и Томским. Правые, вставшие на защиту кулачества, доказывали, что в переходный период от капитализма к социализму происходит "затухание" классовой борьбы и что возможно "стихийное врастание кулака в социализм". Они отрицали производственную кооперацию как путь деревни к социализму и считали, что этот переход должен осуществляться только через снабженческо-сбытовую кооперацию. После XV съезда ВКП(б) правые выступили за отмену чрезвычайных мер, направленных против кулачества, возражали против расширения колхозного строительства и создания новых совхозов. Они также были против регулирующей роли государства в области торговли, требовали снижения темпов развития тяжелой промышленности. Осуществление платформы правого уклона означало бы срыв политики индустриализации и коллективизации, усиление капиталистических элементов, подрыв диктатуры пролетариата. Правые, по существу, не отличались от троцкистов. Разница между ними заключалась лишь во фразеологии.
Читать далее: https://libmonster.ru/m/articles/view/ЛИКВИДАЦИЯ-В-СС ..
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев