В 2000-х годах ЦРУ и Государственный департамент США начали рассекречивать документы, касающиеся первого этапа холодной войны (1950-е годы). Поразительно, что наша общественность эти документы как бы не заметила.
Между тем, из ряда рассекреченных документов прямо следует, что против СССР велась широкомасштабная психологическая война, а методы и приемы психологической войны прорабатывались очень тщательно;
В англоязычных документах то, что называется «psychological warfare» (психологическая война), подразумевает пропаганду во время «горячей» войны. А психологическая война и пропаганда в мирное время обозначаются другим термином — «psychological offensive» («психологическое наступление»). Или более размыто: «foreign information» («международная информация»).
Американские спецслужбы и институты изучали особенности психологии русских. Разбирали склонность русских к коллективизму, их отношение к коллективной ответственности. Зачем? Да чтобы лучше понимать, как именно следует возлагать вину за всё плохое на «режим», чтобы это не вызвало отторжения у объекта обработки — населения СССР.
Ощущают ли русские вину за намерения так же, как и за поступки? Переживают ли русские вину за действия группы как за свои действия? Вот вопросы, на которые должны дать ответ планируемые исследования:
«Думают ли русские картинками чаще, чем американцы? Если так, то обращения, основанные на противоречиях между конфликтующими вербальными понятиями, могут оказаться менее эффективными, чем это было бы в случае с американцами...»
Другими словами, тут спрашивается, надо ли, работая против русских, использовать рациональные аргументы, или же надо давить на чувства, эмоции и воображение.
«Есть ли разница между чувством вины у русских и американцев? Чувствует ли русский за мысли такую же вину, как и за действия? Испытывает ли он такое же чувство вины за действия своей группы, которые он не мог контролировать, как за свои действия?
Если правильна гипотеза, представленная последним вопросом, то появляется добавочный путь в пропагандистских подходах, но вместе с тем возрастает риск обидеть индивида при осуждении действий его группы...», - написано в одной из методичек.
Как мы видим, разработчиков очень занимает вопрос, можно ли возлагать на русских коллективную вину, или надо составлять поименные списки виновных.
«На ком или на чем фокусируется ненависть русских? Считает ли он репрессирующего его индивидуального представителя учреждения ответственным за действия всего учреждения, или он считает, что тот, кого он знает лично, не может на самом деле быть виновным, и потому фокусирует свою ненависть на каких-то личностях или группе, дистанцированных от него? <...>
Возможно, что только тогда, когда русские уже заряжены против группы, им лично не знакомой, они начинают вредить своим знакомым только как представителям ненавистной группы. Если так, то попытка сфокусировать ненависть адресата пропаганды на ближайших личностях даст гораздо меньший эффект, чем создание символа репрессировавших его учреждения или группы...»
То есть американские специалисты хотят знать, против кого проще возбудить ненависть: против соседа, работающего в КГБ, или против некоего обобщенного образа «кровавой гэбни»? Если последнее, то надо этот образ создавать…
Статью можно прочитать по ссылке: http://rvs.su/statia/psihologicheskaya-voyna-ssha-pro ..
***
...рассмотренные документы интересны потому, что они:
Прямо говорят о психологической войне с СССР, в то время как до сих пор есть желающие утверждать, что войны никакой не было, а «голоса» несли правду.
Содержат тезисы, которые позже использовались диссидентами для развала СССР, и многие из этих тезисов буквально или в чуть-чуть доработанном виде используются и поныне.
Даже эти предварительные документы, в которых говорится о необходимости дополнительных исследований, содержат детально проработанный с точки зрения психологии план пропагандистских воздействий на СССР. Это показывает, насколько серьезным элементом военных действий считали такое воздействие.
Возникает только один вопрос: а почему в СССР никто не занимался тем, чтобы соорудить нечто подобное в отношении США или хотя бы проработать план контрмер? Почему надо было замалчивать факт ведущейся с нами психологической войны и кричать об империалистической агрессии вместо серьезного разъясняющего разговора с обществом? Это была дурость — или уже игра в две руки с ЦРУ?

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1