(отрывки)
Еще в 1918 г. в речи "О социальном воспитании" А. В. Луначарский охарактеризовал принципиальную противоположность двух концепций воспитания — социалистической и буржуазной: "Буржуазная школа мечется между идеалами индивидуалиста, у которого вырастают звериные клыки, и идеалом человека дисциплинированного, так называемого раба, и выпутаться она не может. У нас индивидуализм и общественность гармонически сочетаются. Сколько сияющего света льет на воспитание человечества социальная идея!" [80. С. 33].
Это различие социалистической и буржуазной воспитательных систем является следствием противоположности в классовом строении общества. В обществе, разделенном на угнетателей и угнетенных, естественно, раздваивается и концепция воспитания: для детей господствующего класса — элитарное воспитание, провозглашающее возвышение личности над обществом и направленное на выращивание индивидуалистов; для народа — массовое воспитание, стремящееся подчинить человека обществу и подготовить послушного раба.
Социалистический строй уничтожает противоположность интересов личности и общества, характерную для антагонистических формаций.
Школа отражает в миниатюре те же законы, нравы и взаимоотношения, которые господствуют в обществе. В условиях буржуазного строя противопоставление человека всем остальным людям, борьба за существование являются законом жизни. Весь общественный уклад, включая семью и школу, противодействует развитию социальных чувств. Такая система воспитания (да и сами социальные условия существования) приводит к разобщению людей и дегуманизации личности
Дисциплина — альфа и омега буржуазной педагогики. Такое впечатление вынесла Н. К. Крупская из посещения образцовых швейцарских школ и детских садов. Инспектора и учителя с гордостью показывали, какой замечательной дисциплины они сумели добиться.
"У меня так и стоит в памяти один малыш с непомерно большой головой и печальными серыми глазами. Как загипнотизированный, сидел он неподвижно на своей маленькой скамеечке и с невыразимой тоской глядел в одну точку все время, пока учительница рассказывала мне о материнских чувствах, которыми пропитаны учительницы женевских детских садов. Это делается во имя дисциплины… Во имя дисциплины детям запрещено предлагать какие бы то ни было вопросы на каких бы то ни было уроках. Я никогда не представляла себе, что муштровка и дрессировка могли бы где–либо так систематически, скажу прямо, так бесчеловечно проводиться. Личность ребенка оценивается исключительно с точки зрения благонравия, послушания, внимания" [48. Т. I. С. 107].
Аналогичную картину Н. К. Крупская наблюдала и в других буржуазных школах. Везде механичность преподавания, коллективная классовая зубрежка, ни одной живой мысли. Не было никакой возможности отличить способных, развитых детей от малоспособных.
В школах для народа буржуазные педагоги стремятся лишить ребят индивидуальности, сделать их пассивными, а тех, по отношению к которым это не удается, выдвинуть, противопоставить другим и путем поощрений превратить в своих прислужников. Этой же цели служит и введение самоуправления в буржуазной школе, которое вносит раскол в ряды учеников и создает из их среды специальный аппарат, помогающий учителю осуществлять свою власть над ними.
Общность интересов педагогов и учащихся в советской школе позволяет использовать школьное самоуправление для воспитания гражданского самосознания. Луначарский отмечал, что и в переходный период строительства социализма оказалось возможным "проводить эти принципы свободной дисциплины, самоорганизации среди максимальной свободы в атмосфере максимальной сопряженности и максимальной общественности" [80. С. 48].
Педагог, говорил Луначарский, нежелателен как непосредственный воспитатель. Он, по возможности, должен оставаться в тени и оказывать свое воспитывающее влияние через коллектив, а также путем выработки у детей потребности в самовоспитании. В коллективе педагог всегда может найти группы, чтобы опереться на них при проведении воспитательной работы.
По мнению Н. К. Крупской, сплочению детского коллектива способствует яркая, содержательная, насыщенная интересными впечатлениями жизнь, высокая коммунистическая идейность, совместная учеба, общественная работа и другие виды коллективной деятельности.
В создании сплоченного коллектива одно из центральных мест занимает вовлечение учащихся в общественную работу. Но она имеет и большое самостоятельное воспитывающее значение. Привитие учащимся навыков общественной работы А. В. Луначарский и Н. К. Крупская считали не менее важным, чем сообщение им знаний. В трудах Н. К. Крупской содержатся ценные рекомендации по организации общественной работы для различных возрастных групп школьников. Эти рекомендации были направлены на формирование у школьников коллективистской психологии и "общественных инстинктов". "Общественный инстинкт, — разъясняла Н. К. Крупская, — это сочувствие другим людям и умение понимать их" [48. Т. 3. С. 622]. Наиболее интенсивно общественные инстинкты развиваются у детей в возрасте от 7 до 12 лет. В этот период человеческая жизнь и человеческие отношения делаются центром их внимания. "Школа должна укрепить и углубить проснувшиеся общественные инстинкты ребенка, раскрыть перед ним, что труд лежит в основе человеческого общежития, научить его радости творческого производительного труда, дать ему почувствовать себя частью общежития, полезным его членом" [49. Т. 2. С. 11–12]. Только в совместной практической деятельности у человека формируются качества коллективиста и устанавливается высокая нравственность в отношениях между людьми. В таком коллективе успешно решаются и трудные нравственные вопросы," которые молодому человеку нелегко решить в одиночку. "Здоровая товарищеская среда, симпатично относящаяся к каждому отдельному члену, сумеет прийти ему вовремя на помощь" [80. С. 129].
В воспитательной работе должны тесно переплетаться интеллектуальное и эмоциональное развитие воспитанников. Ведь главная цель воспитания — это формирование строя мыслей и чувств нового человека. В одном из писем Н. К. Крупская писала А. М. Горькому:
"Строить социализм — это значит не только гигантские заводы и зерновые фабрики строить — это условие необходимое, но недостаточное для строительства социализма. Расти люди должны и умом и сердцем. И на базе этого индивидуального роста каждого в наших условиях сложится, в конце концов, какой–то новый по типу мощный социалистический коллектив, где "я" и "мы" будет сливаться в неразрывное целое. Вырасти такой коллектив сможет лишь на основе глубокого идейного сплочения и столь же глубокого эмоционального сближения, взаимопонимания" [50. С. 543].
Подробно http://lunacharsky.newgod.su/issledovania/a-v-lunacha ..
48 Крупская Н. К. Педагогические сочинения в десяти томах. М., 1957–1963
49 Крупская Н. К. Педагогические сочинения в шести томах. М., 1978–1980.
50 Крупская Н. К. Избранные педагогические произведения. М., 1965.
80 Луначарский А. В. О коммунистическом воспитании. Киев, 1977.
1990г.Автор: Северикова Н. М.- кандидат философских наук кафедры русской философии МГУ, автор более 250 научных работ и статей
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 12