Фёдор Кузьмич Куканов
советский полярный лётчик, морлёт (морской лётчик) — старший лётчик, с февраля 1933 года пилот-инструктор Управления полярной авиации Главсевморпути, командир Чукотской авиагруппы, открыл эру полётов над морем колесных самолётов, в 1933 году спас воздушным путём 93 пассажира с судов Наркомвода Северо-Восточной (Колымской) экспедиции, в 1934 году, как командир Чукотской авиагруппы, — участник спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин», ветеран Великой Отечественной войны. Куканов Фёдор Кузьмич родился 4 (17) февраля 1904 года в Царском Селе Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии Российской империи.Окончив Царскосельскую Николаевскую Гимназию, с 16 лет начал работать. В 1922 году призван на службу в Рабоче-крестьянский Красный флот (РККФ). Направлен в Петроград в Военно-морское училище (ныне Санкт-Петербургский военно-морской институт). В 1926 году — перешёл в Высшую школу красных морских лётчиков имени Л.Д.Троцкого в Севастополе (современное название Ейский высший военный авиационный институт). Под руководством начальника лётной части Б.Л.Бухгольца и инструктора А.И.Мартынова-Марова осваивал новый курс учебно-лётной подготовки. Летал на самолётах «МУ-1», «МР-1», «Р-1», летающих лодках 2С-16», «Дорнье» «Валь» и др. В 1928 году, после окончания военной школы морских лётчиков, получил назначение в 51-й разведывательный авиаотряд ВВС Балтийского моря. Летал на машинах «Р-2», «Р-6», «ЮГ-1», «Ю-20».» В 1929 году, как командира авиазвена на «МР-1», отличился при перегонке авиагруппы из четырёх самолётов (два — «МР-1» и два — «Ю-20») на Чёрное море, по маршруту Ленинград — Новгород (озеро Ильмень) — Витебск — Киев — Николаев — Севастополь. В феврале 1933 года, после демобилизации, ушёл в Полярную авиацию, принят пилотом-инструктором, командиром Чукотской авиагруппы — отдельного звена Управлении полярной авиации Главсевморпути (УВС ГУСМП при СНК СССР), с базированием в период зимовки на мысе Северный (ныне Отто Шмидта, Чукотка). В июле 1933 года работал в научной геологической экспедиции (экспедиция Всесоюзного Арктического института по изучению и картографированию) С.В.Обручева и К.А.Салищева на Чукотке. Самолёт «Юг-1» доставили в Анадырь морем. В полётах (второй пилот Г.А.Страубе, механики В.Шадрин и Л.Демидов) апробировали методы аэровизуальных исследований. С экспедицией облетели огромную неизученную территорию Чукотки, исследовали с воздуха бассейн р. Анадырь. 18 июля 1933 года встретился с американским лётчиком Дж. Маттерном в с. Анадырь, совершавшего кругосветный перелёт и потерпевшего аварию в 80 км от Анадыря («подвиг» этот приписан Леваневскому, но он лишь отвёз американца в США, в город Ном на Аляске, а спасли американца чукчи). Подаренная Куканову фотография с автографом Маттерна впоследствии породила слухи, что именно Куканов спас Маттерна с места аварии. 15 сентября 1933 года на самолёте «Юг-1» первым нашёл пароход «Челюскин» (тот ещё не просил помощи), с руководителем экспедиции Отто Шмидта слетал на остров Врангеля. Вывез с зимовки на о. Врангеля 11 человек на смену, на склады полярной станции завёз продукты и боеприпасы, частично выполнив одну из задач челюскинской экспедиции. Отто Шмидт отпустил самолёт, уверенный, что «Челюскин» пройдёт льды и прорвётся через Чукотское море в Берингов пролив.
В октябре-ноябре 1933 года Куканов на трехмоторном самолёте «Юг-1» (СССР-Н-4) спас 93 пассажира — заключенных «Дальстроя» с затертых льдами, недалеко от мыса Биллингса, судов Наркомвода Северо-Восточной (Колымской) экспедиции: «Север», «Анадырь» и «Хабаровск» (для сравнения, из лагеря Шмидта с парохода «Челюскин» летчики-спасатели, ставшие Героями, на 6 самолётах эвакуировали 102 человека). Всего, за пять месяцев до подвига первых Героев Советского Союза, выполнил 13 рейсов для спасения людей. Ученый-полярник В.Ю.Визе пишет: «Всего на трех пароходах находилось 168 человек. Пассажиров было решено эвакуировать при помощи самолета. Операция была выполнена летчиком Кукановым. При крайне неблагоприятной погоде, в условиях наступающей полярной ночи, Куканов за короткое время перебросил с зимовавших пароходов на мыс Северный (ныне Отто Шмидта) и в Уэлен более 90 пассажиров.
17 ноября 1933 года узнав об аварии самолёта Бабушкина «Ш-2» на «Челюскине», на ледовую разведку которого командование «Челюскина» и «Ф. Литке» возлагало последние надежды, на мысе Северном сделал попытку взлететь и провести разведку, но при разбеге подломилась ранее уже сломанная лыжа (восстановлена только к февралю 1934 году). Участник спасения челюскинцев на материке. Во время Великой Отечественной войны продолжал работать в Управлении полярной авиации ГУСМП, в Московской авиагруппе ГУСМП. В июне-августе 1945 года перегонял из Германии, в составе авиагруппы, трофейные самолёты, среди прочих, девять «Siebel Si-204» (Зибель Си204). В мае-июне 1946 года, на перегоне Зырянка — Кресты Колымские, из-за отказа левого двигателя (затем перегрелся правый) самолёт «Siebel Si-204» (СССР Н-379) сел на вынужденную посадку на косу реки Федотиха. Самолёт списали. Скончался 28 апреля 1964 года. На прощание приезжал первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Прах захоронен в колумбарии Донского монастыря в Москве (колумбарий № 18, закрытый, зал 21, ряд 1, ниша 57).
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1