конструктор бронетанковой техники, главный конструктор Мытищинского машиностроительного завода, инженер-полковник. Родился в Москве. Окончил школу в 1924 году. Поступил чертёжником в научный автомоторный институт (НАМИ), где участвовал в проектировании заднего моста первого советского легкового автомобиля НАМИ-1. В 1928 году окончил Московский электромашиностроительный институт. С 1928 года — конструктор на Московском электрозаводе. В 1929—1930 ассистент в Московском электромеханическом институте. С декабря 1931 по май 1934 - инженер-конструктор технического отдела, затем начальник Автотракторного КБ при техническом отделе экономического управления ОГПУ СССР, где в качестве ведущего конструктора работал над первыми советскими плавающими колёсно-гусеничными танками «ПТ-1» и «ПТ-1А», участвовал в проектировании трёхбашенного колёсно-гусеничного танка «Т-29» («Т-29-4», «Т-29-5»). В 1934 году назначен главным конструктором завода № 37 в Москве, где под его руководством были созданы малые плавающие танки «Т-38» (1935) и «Т-40» (1939), гусеничный полубронированный артиллерийский тягач «Т-20» «Комсомолец» (1936). В годы Великой Отечественной войны с 1941 года - заместитель главного конструктора Горьковского автозавода (ГАЗ) по спецпроизводству. В ноябре 1941 года арестовывался органами НКВД за «контрреволюционную деятельность», вскоре освобожден, суду не подвергался. В Горьком руководил созданием лёгких танков «Т-30», «Т-60» (1941), «Т-70» (1942), «Т-80» (1943), САУ «СУ-76М» (на базе танка «Т-70», 1942) и ряда других опытных образцов танков и САУ. С 1943 работал на заводе № 40 в Мытищах, который с 1948 года именовался Мытищинским машиностроительным заводом (ММЗ). С 1946 года Астров — главный конструктор ММЗ: под его руководством созданы гусеничные шасси для авиадесантных артиллерийских самоходных установок АСУ-57 (1950) и АСУ-85 (1959), зенитного артиллерийского комплекса «ЗСУ-23-4» «Шилка» (1964), полубронированного артиллерийского тягача АТП, зенитных ракетных комплексов «Куб», «Бук», «Тор» и «Тунгуска».За большие заслуги в создании отечественной боевой техники, указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 апреля 1976 года Астрову Николаю Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением Золотой медали «Серп и молот» и ордена Ленина. Всего Н.А.Астровым было создано 26 типов боевых машин пяти семейств, принятых на вооружение в Советской Армии. Жил в Москве. Скончался 4 апреля 1992 года. Инженер-полковник (1945), доктор технических наук (1971), профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1979). Лауреат Сталинских премий (1942, 1943, 1951) и Государственной премии СССР (1967). Награждён тремя орденами Ленина, орденами Отечественной войны I и II степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.
Комментарии 1