Генетики четырех мировых фирм постоянно бьются над улучшением птичьей породы и улучшают. Иногда даже слишком. Они дают цыплятам такую сложную задачу, что маленькая птичка не справляется с возложенной на нее ответственностью: за 40 дней она должна весить больше двух с половиной килограммов. В таких, можно сказать, нечеловеческих условиях рост скелета и внутренних органов еще совсем недавно не успевал угнаться за растущей массой цыпленка, и он часто погибал во младенчестве. Генетики уже было пришли в ужас от такого провала, но израильские птицеводы во главе с тем же профессором Плавником сумели разработать такую систему кормления, которая сразу после появления цыпленка на свет замедляет его рост, и все внутренние органы успевают нормально сформироваться, зато потом цыплята начинают расти, как сумасшедшие, и полностью реализовывают свой потенциал.
Еще одно достижение наших ученых — решение проблемы цыплячьего ожирения. Бройлер не должен быть жирным, жир — это брак, из-за него мясо дорожает, поскольку жирная курица больше ест, а жир все равно потом выбрасывается. Как же сделать так, чтобы весь корм шел не на жировую ткань птицы, а в мышцы? Оказалось, в этом мы с курами схожи: если ребенка не раскармливать до пятилетнего возраста, очень велик шанс, что он вырастет стройным.
Плавник искал у цыплят эквивалент 5 годам ребенка — и нашел: у кур данный период равен 5 дням. Если в первые дни жизни ограничивать цыплят в еде (это ограничение рассчитывается математически), то у них сформируется небольшое количество жировых клеток, и птица всю оставшуюся ей недолгую жизнь сможет есть без ограничений: весь корм будет идти в мышцы. Грудка наших цыплят получается на 2% больше, чем предполагали генетики в самых смелых своих мечтах.
Эта технология по выращиванию стройных цыплят в итоге была взята на вооружение во многих странах мира. Только в США она экономит 1,5 млрд. долларов каждый год.
ВЕТЕР, ВЕТЕР, ТЫ МОГУЧ…
В лабораториях института им. Вулкани есть климатические камеры, которые позволяют установить любую погоду. Хочешь — в Сахару попадешь, хочешь на Северный полюс… Но сотрудники института не пользуются возможностью установить в отдельно взятой комнате курортный климат Багамских островов — ученых больше интересуют условия, при которых курам живется весело и вольготно. Оказалось, что самое большое влияние на курицу оказывает скорость движения воздуха в курятнике. Типичный израильский курятник устроен так: на одной его стене находятся всасывающие окна, закрытые мокрыми матрацами (в матрацах — белые волокна, знакомые нам по мочалкам), на противоположной стене — мощные вентиляторы. Наши ученые рассчитали, что внутри курятника не должно быть больше 32 градусов тепла, а значит, создается движение воздуха, которое сдувает с птицы тепловое облако, сформированное вокруг ее нахохленных от жары перьев, и не дает ей помереть от теплового удара. Но тут же появляется другая проблема: ветер не должен быть слишком сильным, иначе курице станет холодно, и она начнет больше есть, а нам это надо?! Поэтому скорость движения воздуха в курятнике рассчитана точно: при высокой температуре снаружи — 2,5 метра в секунду.
Но на одном ветре свет клином не сошелся: свет для курочки не менее важен. Например, бройлеры живут при свете круглосуточно. Это делается специально, чтобы не спали и больше ели, а значит, быстрее росли. У несушек со светом сложнее: в юности они видят свет всего 8 часов в сутки, в зрелости — 16 часов. А все для того чтобы свет не помешал правильному формированию фолликул: при излишке света может сформироваться такое большое их количество, что ни одна них не созреет.
Израильская курица несется в течение 500 дней, потом отдыхает — полностью сменяет оперение и жизненный цикл, — и снова несется. Таких смен цикла в ее жизни 2-3. Потом она превращается в колбасу и сосиски. За эти 500 дней курица дает в среднем 335 яиц. Для сравнения: в Египте та же порода кур выдает только 260 яиц.
НА ВКУС И ЦВЕТ…
Птицеводы утверждают, что слухи о чрезвычайной полезности перепелиных яиц — не более, чем легенда, на самом деле все яйца абсолютно одинаковы по своему составу и на вкус тоже, — и куриные, и индюшачьи, и черепашьи, и крокодильи, и страусиные.
Разница лишь в размерах и способах приготовления.
Например, красивые, в пятнышках, перепелиные яйца могут использоваться для украшения всяких изысканных блюд. Их можно отварить, очистить, замариновать и хранить в маринаде годы, вынимая по необходимости и добавляя в салаты.
В Таиланде, скажем, куриные яйца кладут в пласты коровьего навоза. В его высокой температуре яйцо жарится в течение полугода: белок становится черным, как безлунная ночь, а желток — темно-коричневым. Таиландцы в восторге от их вкуса, а по мне так это обычное яйцо, мало отличающееся от вареного. Деликатесом у таиландцев считается яйцо аллигатора, сваренное в тот момент, когда из него должен вылупиться детеныш. Они с удовольствием едят и крокодиленка, и то, что осталось от яйца.
А из яйца страуса можно приготовить яичницу для трех десятков человек — оно весит 1800 граммов, как 60 куриных яиц. Варить это яйцо нельзя, оно не сварится никогда — слишком толстая скорлупа (ее толщина — до 3 миллиметров). Яйцо страуса можно только разбить молотком.
Но, разумеется, страусовые и крокодильи яйца — это не для евреев, тем более соблюдающих традиции. Нашим птицеводам хватает забот и с кошерной птицей. Кто не помнит, как здешние защитники прав животных уничтожили на корню созданную в Израиле индустрию производства гусиной и утиной печенки.
А ведь рекордные показатели Израиля в этой области объяснялись отнюдь не варварскими методами кормления, а тем, что в нашей стране были выведены уникальные породы гусей и уток. К примеру, вес печени у израильской породы гусей достигал 1200 граммов. Кроме того, в Израиле были выведены муларды — помесь пекинской и мускусной уток. Печень мулардов была дешевле, чем гусиная, но не менее качественная, а мясо — самое ценное, мраморное, с вкраплениями жира. Но разведение мулардов почему-то тоже было запрещено.
Расправившись с гусями и их печенкой, правозащитники начали бороться за гуманное содержание кур, и это тоже привело к подорожанию их мяса. Но на эту тему мы уже в свое время писали…
Словом, не такая уж она получается короткой, израильская сказка про курочку Рябу, изобретательных птицеводов, требовательного потребителя и яростных защитников прав животных.
Нет комментариев