Кто ими становился. Требования по здоровью.Пётр I при восшествии на престол унаследовал устаревшую феодальную армию. По сути, она состояла из стрельцов (профессиональное военное сословие), дворянского ополчения и полков «иноземного строя» (часто под командованием иностранных офицеров-наёмников). Пётр, приступая к реформированию армии, заимствовал тогдашнюю европейскую новинку — комплектование армии за счёт рекрутских наборов. Основной принцип рекрутчины, введённой в 1699 г., был прост и суров: повинности подлежат все классы и сословия населения, прежде всего — дворяне. Они составляли костяк офицерского корпуса и лично отвечали перед царём за своевременную явку на службу. Для податных сословий (крестьяне, купцы, мещане) ответственность была общинная, т. е. правительство предъявляло свои требования не к конкретному лицу, а к обществу, указывая лишь число подлежащих сдаче рекрутов в возрасте от 17 до 35 лет и предоставляя самим обществам определять, кто и на каких основаниях должен встать под ружьё. В среде государственных крестьян вопрос о том, кому идти служить, решался по жребию. Помещики же почти всегда «назначали добровольцев» по своему усмотрению. За каждого недостающего рекрута казне причиталось 11 рублей серебром — примерное годовое жалование солдата. Позднее сумма откупа составила 300–400 рублей — приличные деньги, но многие купеческие семьи в России шли на это.С некоторыми изменениями рекрутский принцип формирования продержался в России до Великих реформ Александра II в 60–70-х годах XIX в.Рекрутский набор проходил так: в губернский или уездный город приезжали офицеры из полков, которые пополнялись с данной территории. В течение двух месяцев в канцелярии при свете дня (отдельно оговаривалось, что при свечах осматривать рекрутов запрещено) они отбирали годных к службе. Рекрутов свозили к ним со всей округи уже с «выбритыми лбами» — для предупреждения побегов при следовании в полк им под ноль выстригали полголовы. Отсюда произошло выражение «забрить в солдаты», которое в России до сих пор в ходу. Это мероприятие для рекрутов отменили только в 1849 г. при императоре Николае I.Правила были довольно простыми: рост не менее 2 аршин 4 вершков (примерно 160 см) и хорошие зубы (особенно передние — без них невозможно было «скусить патрон», то есть проделать ключевую операцию при заряжании ружья). Но и эти требования снижались в годину военной опасности. В 1812 г. в армию стали брать уже с ростом 2 аршина и 2 вершка (чуть выше полутора метров),косых, с бельмом на левом глазу (правым целились), заик, «с маловажными на черепе наростами, не препятствующими носить кивер» и даже кастратов.При осмотре рекрутов в специальной тетради против негодных писали: «глух», «дурак», «стар», «урод»… Пометка «солдат» означала годность к службе.Первая российская присяга («порука») содержала обещания «Великому государю служить верно… ружья и строевого платья не продавать… дурна или озорства не чинить и пьяным не напиваться».
Для предупреждения побегов рекрутов, направляющихся в армию, при следовании в полк им под ноль выстригали полголовы. Отсюда произошло выражение «забрить в солдаты», которое в России до сих пор в ходу.Кого в какие войска брали. Срок службы, жалование, отпуск, увольнение, выплаты по ранению и увечью, права и возможности солдата.Рекрутов из Центральной России обычно брали в пехоту и артиллерию. Жителей Малороссии — в кавалерию. Рекруты из приморских городов попадали на флот. При этом из некоторых привилегированных регионов империи в рекруты вообще не брали. Повезло Финляндии, Бессарабии и некоторым районам Сибири.При Петре служба была пожизненной, 25-летний срок ввели лишь в середине 70-х годов XVIII в. Таким он оставался и во времена Наполеоновских войн, однако реально тогда служили лет по 15, после чего даже бывшие крепостные уходили «на гражданку» лично свободными людьми. Иногда — с неплохим стартовым капиталом: во внеслужебное время, если не было войны, солдатам было разрешено заниматься различными ремёслами. Таким образом, российское общество пополнялось крепкими мужчинами 35–40 лет — завидными женихами в полном расцвете сил.При начале петровских реформ жалование новобранца составляло 10 рублей 80 копеек в год, или 30 алтын (90 копеек) в месяц. С 1731 г. оклад рядового составлял 11 руб. 70 коп. Кстати, фельдфебель получал уже 37 рублей в год, притом что младший офицер — 200.Как ни странно, в русской армии XVIII–XIX вв. отпуска предусматривались абсолютно для всех чинов. Правда, они предоставлялись только в холодное время года с 1 сентября по 31 марта и, естественно, в тот период, когда страна не вела войн. Одновременно в роте могло отсутствовать не более трети рядовых.Для выходцев из крестьянства служба в армии была социальным лифтом. Уже при Петре появилась возможность дослужиться до офицерских чинов. В 1720-х годах примерно четверть пехотных офицеров были по происхождению не дворянами.При императоре Павле I (1796–1801 гг.) для нижних чинов было введено награждение знаком Святой Анны за 20 лет беспорочной службы. Кроме прочего, это давало освобождение от телесных наказаний. В те же годы после 12 лет службы в рядовых и унтер-офицерах можно было получить первичное офицерское звание подпоручика. Со временем это открывало дорогу во дворянство.
Что получал рекрут при поступлении. Комплект формы. Содержимое ранца.От «сдатчиков» — крестьянской общины, помещика и т. д. — рекруту при Петре полагался крестьянский кафтан (позднее стали требовать, чтобы платье напоминало военное), шуба, шапка, рукавицы, штаны и пара белья.С 1702 г. русская армия одевалась во вполне современный тогда «французский» мундир. Именно его выдавали рекрутам после окончания «курса молодого бойца», который занимал не менее полугода. Первичное обучение начиналось со строевой подготовки (вчерашние крестьяне зачастую не различали правую и левую ногу) и приёмов с оружием. У мундиров было три размера — «большой», «средней» и «малой руки».Выдаваемые рекрутам штаны при Петре имели длину чуть ниже колена и шились или из сукна, или из лосиной, оленьей, козьей, телячьей и даже сайгачьей кожи. Позднее были введены летние и зимние штаны.Чулки разных цветов натягивали до колена и подвязывали ремешком, чтоб не спадали.Обувью служили тупоносые башмаки из грубой кожи. Даже во времена Наполеоновских войн разделения на левый и правый башмак не существовало. Более того, их было принято ежедневно переобувать с одной ноги на другую, чтобы снашивались более равномерно. Впрочем, обувью в пехоте служили и низкие сапоги, а в кавалерии — высокие ботфорты.
В петровской армии каждому ротному офицеру полагался «лейбшиц», или «оберегательный стрелок». В его обязанности входила передача распоряжений,а также защита офицера и при необходимости – эвакуация с поля боя.Шинели появились только при Александре I. При Петре солдатам на зиму выдавали шерстяную епанчу — накидку без рукавов с широким отложным воротником.На шее солдат носил галстук (шейный платок) из холста или фланели.На голове носили чёрные шляпы с круглой тульей. В начале XVIII в. поля шляп стали загибать вверх с трёх сторон — появилась знаменитая треуголка. В гренадерских полках выдавали другой головной убор — гренадерку. Позднее появился новый головной убор — кивер.Ранец чёрной яловичной кожи был «походным домом» для солдата. Количество предметов, которое было положено носить в ранце, до сих пор поражает воображение. Для поддержания причёски был нужен гребень, вакс-помада (кусок свечного сала с воском), пудра (её часто заменяли мукой) с кисточкой. Солдату полагалось иметь полфунта (200 г) мыла, иголки с нитками, воск для натирания крышки патронной сумки, щётку и ваксу для чистки обуви, мешочек мелкого песка и суконный лоскут для надраивания медных и железных деталей амуниции… А вот набор для чистки и беления ремней (на одном держалась патронная сума, на другом — штык и полусабля): нож, полфунта мела, четверть фунта клея, щётка «зубок свиной» — коренной зуб свиньи для придания коже глянцеватого блеска. При этом, по нормам 1808 г., на походе солдат носил в ранце «неприкосновенный запас» — трёхдневную норму сухарей, 2 рубахи, запасные панталоны, портянки, фуражную шапку, 12 кремней для ружейного замка… В «максимальной комплектации» солдатский ранец весил 26,25 фунта — почти 11 килограммов. А ещё было ружьё с патронами, холодное оружие, шинельная скатка и фляга.
Ежедневный рацион солдат петровской армии включал в себя фунт (400 грамм) мяса, две чарки вина и кварту пива. Вместе с этим воинам полагалось жалованье в размере 24 рублей в год, из которых, однако, вычиталась стоимость обмундирования.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев