Как жаль, что я никогда не вела дневников! Стройотрядовское время осталось в моей памяти как фейерверк: прекрасное, яркое, но без мелких подробностей…
Чтобы попасть в «Ваганты», нужно было пройти собеседование. Хорошую агитационную работу провели члены стройотряда. Все девушки группы механиков–первокурсников (1979-1984 г.г. учебы в ВГУ), изъявившие желание вступить в отряд, прошли отбор и получили право выехать летом 1980 г. в лагерь поселка Волковка, что в трех километрах от Дагомыса. Предстояла работа по сбору местного урожая яблок, алычи, чая и фундука.
Форму мы купили сами. Изначально это был рабочий костюм цвета хаки. Превратился он в форму благодаря нашитым шевронам с названием отряда, значкам обязательным и по желанию.
С нетерпением ждали окончания летней сессии. Впереди два месяца самостоятельной жизни, с чередой работ и отдыха.
Вы ездили когда-нибудь на багажной третьей полке старого пассажирского поезда? Нет? А многие из нас стройотрядовцев ездили. Я аж два раза! Так выпал жребий. И у меня не было претензий на неудобство. Наш поезд шел вне графика, давая возможность насладиться придорожной красотой, в ожидании встречи с морем, горами Кавказа, с новыми встречами и впечатлениями.
Чтобы стать настоящим бойцом стройотряда, нужно было успешно пройти посвящение. Организация оного держалась втайне от новичков. «Старички» составляли сценарий действа, выбирали место проведения, изготавливали костюмы, придумывали испытания. И все это осуществлялось в свободное от работы время. Молодых нужно было проверить на выносливость, преданность, ловкость, сметливость. Например, командный дух можно было проверить в футболе, где игроки были связаны между собой за одну ногу. И, несмотря на неудобства, забивали голы!
В завершение вечера звучала Клятва:
«Я, …, зелёная и невоспитанная, отрекаюсь от родного дома, от всех благ цивилизации – от чистой постели, от мягкой подушки, от цыплёнка табака на студенческий обед и, присоединяясь к племени вагантов, клянусь чайным листом и тенью моей прабабушки загореть до аморальности, не надорваться, унося фрукты с поля. Клянусь, падая с фундучной ветки, думать о чем-нибудь приятном, например о норме. И если мне в тарелку попадет муха, клянусь не выбрасывать её, помня, что другого мяса не будет. Клянусь избегать встреч со всякими кусающимися пресмыкающимися, в том числе и с бригадиром. Клянусь иметь руки как ноги, а ноги как кеды. И если я нарушу эту страшную клятву, век мне моря не видать, век мне фруктов не едать. И пусть тогда шпалера будет нечищеной, а фундук в борьщевнике. Клянусь! Клянусь! Клянусь!».
Понятно, что клятва была несерьёзной, но она достойно завершала вечер-посвящение!
Трудовой энтузиазм был всегда высок. Все три года – 1980, 1981 и 1982, сводный отряд «Инвариант», в состав которого входили «Ваганты», занимал первое место среди студенческих сельхозотрядов Дагомысской зоны. Работу мы делали добросовестно, с полной отдачей. Казалось ерундой встать в 5-30 утра и собирать чай под палящим солнцем с 7-30 до 17-00 с часовым перерывом на обед, причем там же на поле и обедали! Рабочая форма одежды должна была защитить нас от многих неприятностей сразу: кеды, трико, светлая блузка с длинными рукавами, платок, перчатки.
У меня сохранилась заметка из газеты «Молодой коммунар» - «Как попробовать чай», где моя одногруппница Нестерова Ольга делится своими впечатлениями именно о трудовых буднях и достижениях наших «вагантовцев». (Заметка в фотоальбоме ССО «Ваганты»)
Работа не была в тягость, мне кажется, еще и потому, что мы знали, что вечером нас обязательно ждут интересные дела. Смотры, выпуск стенгазет, спортивные соревнования, конкурсы и, верх всего, песни под гитару, споры, беседы у костра. За два месяца в отряде мы лучше всего узнавали тех, кто был с нами рядом в группе, на курсе, на факультете.
Из газеты «Воронежский университет»:
«Ваганты - бродячие студенты — песнями приносили, людям радость. Мы приносим людям радость своим трудом. Мы — это бойцы СО «Ваганты» факультета ПММ. Мы собираем фундук и чай. А представить себе человека, который бы не отведал этого поистине прекрасного напитка — русского чая, просто невозможно!
Пусть каждый третий трудовой — испытание. Но без него неполноценна была бы наша студенческая жизнь. И, наверное, для каждого бойца это лето открытий. Но главное открытие — ощущение: «Могу!». В конце концов трудности забываются, а уверенность в себе остается. Остается память костров в вечерней прохладе и усталость от работы под лучами южного солнца Непросто — победить, но мы победили. И первое место по Дагомысской зоне Краснодарского края, которое занял наш отряд, говорит само за себя.
Мы вроде бы не меняемся. Как и в городе, любим посидеть с гитарой, спорим до поздней ночи обо всем на свете, но наш главный судья — труд. И провинившийся может поплатиться самым главным — уважением. Именно в отряде каждый из нас своими мозолями понял, что значит приносить пользу людям. Мы часто говорим о достоинстве рабочего человека. Теперь мы знаем: вот эта спокойная уверенность, что твое дело сделано на «отлично», уверенность в силе своих рук, знающих и умелых, дает человеку право на достоинство».
Труд наш оплачивался. Зарплаты было достаточно, чтобы оплатить свое проживание, питание, отдых и еще немного денег оставалось на учебный период.
С большой нежностью и благодарностью хочется вспомнить местных жителей, тех, кто работал с нами по поручению чаесовхоза. Бригадир Римма, маленькая хрупкая казашка, чудесный, уравновешенный, добрый, много знающий человек! Она не только организовывала рабочий процесс, она знакомила нас с окружающим миром. Однажды мы работали рядом с полем, где за ограждением росли кустики цветущей фейхоа, цветок поразил своей красотой! И именно Римма поведала нам, что это за культура. А варенье из фейхоа мы отведали в чайных домиках. Вряд ли кому из нас удалось отведать этого необыкновенно вкусного и полезного лакомства ещё раз! А цветок я запомнила, как и Римму, на всю жизнь!
Хомо, Автандил, Искандер – это имена водителей-армян, что возили нас на своих грузовиках на работу. Вежливые, где-то даже застенчивые молодые парни. На моей памяти за три стройотрядовских летних сезона только один раз была какая-то дорожная неприятность. Они бережно и ответственно возили нас по горному серпантину в кузове своих грузовиков.
Кормила нас повар тетя Маша. Её неприхотливая еда всегда была свежей и вкусной. Никогда не было никаких ЧП в пищеблоке.
В лагере был режим. Мы старались, как могли, его не нарушать. Но иногда опаздывали, засидевшись у костра под бездонным звездным небом юга, слушая завораживающие, и в тоже время будоражащие сознание бардовские песни в исполнении Ольги Орловой. Мы заучивали эти песни легко и быстро.
«Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно.
Струна осколком эха пронзит тугую высь.
Качнется купол неба большой и звездно-снежный.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…»
Пели в отряде много и с удовольствием. Ни одна поездка на работу и с работы не проходила без песен, пели так: чем громче, тем лучше. Орлятский круг, когда кладешь руки на плечи рядом стоящего, сплачивал и давал увидеть глаза друзей, поющих вместе с тобой.
Линейки! Утренние, торжественные, по поводу. Весь сводный отряд в сборе. Выступающие не напрягали голосовых связок, т.к. все внимали молча, вслушиваясь в информацию. Олимпиада-80, смерть В.Высоцкого. Эти события мы переживали всем отрядом.
Кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает! В свободное от работы время или в выходные дни для стройотрядовцев наше руководство организовывало культпоходы на выступления гастролирующих по «югам» известных коллективов и артистов. В памяти остались выступления на сцене концертного зала «Фестивальный» в городе Сочи (кстати, "Фестивальный" был построен в 1979 году!) коллектива «Бим-Бом» (сейчас «ЭксББ»), Ленинградского театра «Рок-опера» с рок-оперой «Гонки», концерты в летнем театре парка «Ривьера» групп «Аракс» и «Машина времени».
Выезжали мы и на экскурсии. Ведь невозможно быть рядом с местными достопримечательностями и не увидеть их. Сочи, Голубое озеро, Гагры, Пицунда, Новый Афон – всё это вызывало восторг и желание возвращаться в эти места ещё и ещё.
Море… Оно давало нам заряд бодрости и здоровье на два учебных семестра. Море… Как нам, жителям средней полосы России можно было запретить купаться в нем в будние дни?! Наши «всёпонимающие» водители подвозили уставших стройотрядовцев после работы к пляжам. И мы, пугая отдыхающих своим видом, наслаждались после дневной жары морской прохладой, оставляя в воде усталость.
В сезон 1982 года функции стройотрядов расширили. В каждом отряде появились трудные подростки. Мы стали коллективным воспитателем. В СО «Ваганты» пришли два подростка шестнадцати лет с непростыми характерами. Насильно в их головы мораль мы не вдалбливали. Они просто жили среди нас, работали с нами. Я думаю, что впервые ребята увидели, что есть другая жизнь, другие интересы и увлечения, другие люди, что их усилия тоже могут приносить пользу.
Каждый сезон завершался торжественной линейкой и поездкой на праздничный обед победителей в Чайные домики, которые находятся между Лоо и Дагомысом, в поселке Уч-Дере и были построены в середине 70-х, специально для приемов иностранных делегаций. На деревянных столах стояли самовары, вазочки с изысканным вареньем из фейхоа, инжира, блюда с пирогами. Подавали правильно заваренный Краснодарский чай, самый северный чай в мире. Возможно он был собран руками наших «вагантовцев»! В 1980 году в Чайном домике я поняла, что чай имеет необыкновенные вкус и запах…
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5