По программе худ. училища. КОМПОЗИЦИЯ (Часть 2 ) Как ни трудно выразимы законы композиции, все же было бы не-
верным отрицать их вообще. Могут же музыке определенным обра-
зом сочетаться в мелодию отдельные музыкальные фразы; или в архи-
тектуре геометрические формы гармонично соединяются, выдержи-
ваются в пропорциях, уравновешиваются, производят впечатление пре-
красного. Никто не станет отрицать в архитектурной композиции худо-
жественного образа.
Тем более в композиции картины, где основа творчества — это пе-
редача конкретного реального мира. Художник хотя и оперирует в на-
чале работы для удобства весьма обобщенными формами, однако ни-
когда не упускает из виду их реального жизненного выражения и со-
держания.
Конечно, элементы отвлеченного мышления присутствуют при соз-
дании композиции, но это только лишь этап работы, но не ее цель.
Живопись — искусство конкретное, и лишать его конкретности, значит
убивать в самом существе.
Композиция, как уже было сказано, понятие сложное и многозна-
чимое. Кратко можно сказать, что это распределение всего изобрази-
тельного материала на холсте: персонажей, пейзажа, предметов обихо-
да, пространства, цвета, света и т. д» то есть того, что именуется ком-
понентами картины. И не простое распределение, а упорядочение этого
материала, приведение отдельных компонентов во взаимосвязь, уста-
новление между ними различных отношений — психологических, пла-
стических, цветовых. Вместе с тем композиция — это определенное
расположение компонентов картины с целью раскрытия главного —
идеи произведения. Картина может стать выразительной, значитель-
ной, навсегда запоминающейся только тогда, когда в ней ясно выра-
жена основная мысль, найдено общее, и с этим общим связаны все части
органической нерасторжимой связью. Выделение главного и, что осо-
бенно важно, нахождение общего — картины в целом, решение ее об-
раза — это и есть композиция картины. Здесь нужно больше всего поло-
жить труда, находчивости, изобретательности и остроумия.
Известно, что натурализм — поверхностное, внешнее понимание жизни — заключается совсем не в манере исполнения и не в приверженности художника к деталям и подробностям. И широко написанная картина может быть натуралистической, если в ней не найдены композиционно образные отношения, то есть отсутствует творческое воссоздание жизни. Простое бездумное изображение или копирование случайно взятых и потому бессмысленных для искусства предметов и персонажей — это и есть натурализм.
Перед тем как начинать работать, надо остановиться, подумать, решить, что ты хочешь выразить в своем произведении, как это все разместится на плоскости холста или бумаги, какой будет общий вид, какой для этого нужен формат (квадрат, полтора квадрата и так далее) и какая техника исполнения будет наиболее подходящей (например, лицо ребенка и старика одинаковой техникой не передашь). Очень часто техника исполнения зависит от сюжета. Вообще, надо каждый раз искать средства выражения, соответствующие сюжету. «По сюжету и живопись», — писал П. П. Чистяков в письме В. Д. Поленову. Замечательно то, что это вовсе не противоречит творческой индивидуальности художника.
В. А. Серов, имея свой художественный почерк, каждый раз искал новые средства для выражения замыслов. Очень интересно и поучительно проследить за этим по его произведениям. Если сравнить портрет М. Н. Ермоловой с портретом К. А. Коровина, то можно ясно увидеть, как в каждом случае художественные средства, живописная манера художника соответствуют образу изображаемого человека.
В портрете Ермоловой строгий лаконичный силуэт, сдержанная, даже суровая цветовая гамма, построенная на тонкой разработке черного, белого, коричневого, — все помогает созданию величественного, вдохновенного образа великой русской актрисы, образа, проникнутого большим человеческим чувством. Низкий горизонт способствует торжественности, значительности. Это портрет не только конкретного лица, но и образ русской женщины в широком понимании слова.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев