1. Трудно себе представить, но было время, когда один только святитель Афанасий Великий, скрываясь от преследований в египетской пустыни у преподобного Антония, поддерживал истину о «единосущии» Святой Троицы. Даже святитель Василий Великий не был тогда еще сторонником понятия «единосущный» (по-гречески «омоусиос»).
2. И в конце концов понадобился долгий 50-летний путь борьбы, чтобы вся Церковь во главе со святыми братьями Василием Великим и Григорием Нисским вернулась к истинам, которые отстаивал святитель Афанасий и которые одни могли сохранить учение Христово в неповрежденном виде.
3. Участие святаго Афанасия на 1-м Вселенском Соборе было самое деятельное. Мысль о созвании в 325 г. 1-го Вселенскаго Собора в г. Никее принадлежала святому равноапостольному императору Константину Великому. Он же дал и все средства к осуществлению этого величайшаго дела, открывшаго в истории Церкви новый период и положившаго твердейшее обоснование ея порядков.
4. И какое чудное было это собрание! Здесь был святый Пафнутий, епископ Фиваидский, который едва держался на своем месте, волоча ногу, жилы которой были подрезаны во время пребывания его в рудниках, и свидетельствуя одним своим высохшим пустым глазом о том страдании, которое он претерпел за веру во время диоклитианова гонения.
5. Здесь был Павел, епископ Месопотамской Неокесарии, поднимавший для благословения руку, сожженную огнем. Там были Иаков Низибийский и Персианин Иоанн, именовавшийся митрополитом Индии. Там был святый Николай Мирликийский чудотворец и Евстафий Антиохийский, подвергшийся потом гонению от язычников.
6. Здесь был святый Спиридон, епископ Кипрский, который возведен был в епископский сан из пастушескаго состояния и так посрамил философа Евлогия, что после нескольких слов Спиридон спросил его: верует ли он во Христа, и Евлогий ответил «верую» и тотчас же согласился принять крещение. Словом, здесь был величайший сонм святых отцев, исповедников и учителей веры со всех концов тогда известнаго мира, всего около 318 членов Собора, кроме множества лиц окружавших их и бывших с императором.
7. Сам император Константин Великий смутился, вошедши в этот священный сонм представителей всех церквей нераздельнаго тогда мира. Император был облачен во все блистательныя принадлежности восточной царственности. Отличаясь при обыкновенных случаях прямой поступью и почти львиным блеском своих ярких очей, теперь он шел между рядами епископов с поникнутыми взорами. На его щеках выступил замеченный всеми румянец. Он приблизился к своему месту и занял его только тогда, когда получил на это знак от епископов. Рядом с ним сел председатель Собора авраамоподобный старец Осия, епископ Кордубский (в Испании), а по другую сторону приближенный к императору Евсевий, епископ Никомидии, в епархии котораго была Никея.
8. Оправившись, Константин произнес речь, в которой умолял всех позаботиться о мире.Члены Собора были различны по образованию: многие из них более были сильны верою, нежели научными знаниями; но не мало здесь было и высокообразованных людей, как например Евсевий Кесарийский, открывший Собор речью к императору.
9. Главный интерес Собора сосредоточивался на Арии и его лжеучении. Первым обвинителем его выступил патриарх Александрийский Александр, имевший везде с собою своего наперсника и неутомимаго сотрудника в лице архидиакона Афанасия, который был более, всех подготовлен для борьбы с еретичеством Ария, и по своей пламенной ревности об истинной вере чаще других выступал против разглагольствований Ария.
10. Арию было около 60 лет, а святому Афанасию не более 30. Внешность Ария была отталкивающая. Лицо у него было бледное, взоры поникнутые, черты лица истощенныя, волосы заплетенные, фигура высокая и тощая; говорил он вкрадчиво-очаровательно; но манеры его часто отличались взрывами такого сильнаго возбуждения, которое заставляло многих называть его Ариманом (богом зла).
11. Афанасий же был человек небольшаго роста, но его бодрая живость, светлые взгляды и чисто ангельское лицо были предметом почти общаго восторга. Тщетно хитрый Арий и его приверженцы (особенно Евсевий Никомидийский) старались ввести в обман простодушных разными изворотами слов и мыслей. Все ухищрения их мудро и быстро были изобличаемы, все ложныя основания раскрываемы Афанасием. Тонкий ум и несокрушимая логика святаго Афанасия скоро сделались ужасом для его врагов.
12. Вскоре было указано одно слово, которым верно определялось существо Сына Божия в Его отношении к Отцу. Это слово: омоусiос, единосущный. Святый Афанасий доказал важность этого слова в опровержении еретичества Ария и необходимость его введения в Символ веры, так как им показывалось в полнейшем смысле божественное и соравное со Отцем существо Сына Божия Иисуса Христа. Тщетно некоторые старались заменить слово «омоусиос» похожим словом омиусиос, подобосущный, которое совершенно извращает православное учение.
13. Утверждение Символа веры сопровождалось анафематствованием арианства. Книги Ария решено было подвергнуть сожжению.Сам Арий был изгнан, равно как Феона и Секунд, единственные епископы, которые не хотели оставить арианства. Никейский Символ веры был закончен прибавлением членов веры в Духа Святаго, в Церковь и будущую жизнь на 2-м Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.), подтвержден на 3-м Вселенском Соборе в Ефесе (431 г.) и запечатлен на 4 Соборе (451 г.) в Халкидоне.
14. В прощальной речи император снова молил всех избегать распрей и любить мир. Епископы отправились домой, как и прибыли на Собор, на императорский счет. По одному сказанию, многие епископы были приглашены императором в основываемый им новый город-Византию (Константинополь). Здесь престарелый епископ Митрофан, обратившись к Александру, епископу Александрийскому, сказал, указывая на Афанасия: «ты также, брат мой, будешь иметь хорошаго преемника.
15. Вот доблестный поборник Христа! Много борьбы вынесет он в сообществе не только с моим преемником Александром, но и с моим следующим преемником Павлом». Сообщая о сем, Фаррар говорит: «Какое бы историческое значение ни имело это сказание, оно во всяком случае с достаточностию указывает на то, что Афанасий, прибывший в Никею еще в положении молодаго диакона лишь с местною известностию, возвращался домой уже всемирно известным человеком».
#поучение #spyridonrimini #кельяСпиридонаРимини
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев