Гулям с дочерьми
В свободное от работы время женщина кружилась по дому как пчелка, выполняя множество обязанностей, и присесть ей было некогда - в комнатах идеальный порядок, накрахмаленные скатерти, выглаженное белье, вкусная еда и огромная кастрюля с выпечкой.
И это несмотря на то что на Памире, к примеру, за водой надо было ходить за километр, а готовить - в традиционных суровых условиях гор. Дочери вспоминают, что, не имея высшего образования, мать была очень умна от природы и научила их всевозможным бытовым премудростям и в любой ситуации могла дать дельный совет.
По их словам, Тамара и Гулям всегда были рады гостям - в основном это были те самые однокурсники или коллеги по работе, которым русско-таджикская семья запомнилась редким гостеприимством и хлебосольностью.
"Кто бы ни вошел в наш дом, отец не отпускал никого без чашки чая с выпечкой, которая всегда была припасена у мамы. Даже когда к нам приходили одноклассники, нам могло влететь, если они уходили не выпив чаю. А когда дома были посиделки, стол пестрел разнообразием блюд", - рассказывает Галя.
В свою очередь, Гулям, по воспоминаниям дочерей, был настоящий восточный джентльмен - всегда одет с иголочки, костюм с галстуком, накрахмаленная рубашка и начищенные туфли. В этом, конечно же, была заслуга его заботливой супруги.
Гулям, в отличие от жены, не скрывал своей любви к дочерям - в свободное время играл с ними в настольные игры, всегда проявлял ласку. Но когда в каком-то вопросе мать говорила детям нет, отец всегда был с ней единодушен. Никаких особых традиций Гулям им не прививал - но всегда учил быть честными, порядочными и строгих нравов.
Семьи из СССР: встреча в Целинограде и любовь в Варзобе длиною в жизнь
Он же учил дочерей танцевать, водил в театр и кино, а также уделял время разговорам обо всем на свете. А когда они были маленькими, рассказывал о балете - легендарном "Щелкунчике" и "Лебедином озере", а девочки удивлялись его культурному образованию, ведь в те годы у них дома было только радио.
Эпилог
В 1979 году в неполные 50 лет Гулямджона Джонмамедова не стало. Операция, сделанная лучшим хирургом Хорога, его не спасла - он умер от рака желудка. После смерти супруга Тамара, по словам дочерей, потеряла интерес к жизни, и у нее стало плохо со здоровьем - постоянно поднималось давление.
Тем не менее она пережила любимого мужа на 9 лет. Ее похоронили на русском кладбище в Душанбе, так как, несмотря на пропаганду атеизма, женщина была православной христианкой.
Гулям успел увидеть только одного своего внука, а Тамара - двоих. Всего у Джонмамедовых от троих дочерей есть пятеро внуков и десять правнуков, которые до сих пор хранят традиции и теплую историю о своих памирско-смоленских предках.
Комментарии 1