Озеро не только крупнейшее хранилище пресной воды и рекреационный объект, но еще и крупнейший путь для водного транспорта. На Байкале имеются разъездные и прогулочные суда, по глади озера плавают сухогрузы, пассажирские, экспедиционные и научно-исследовательские корабли, курсируют грузовые и грузопассажирские паромы, самоходные буксиры. По официальным данным, по акватории Байкала ходит не менее 7 тыс. зарегистрированных единиц маломерного флота. Суда в процессе функционирования производят так называемые подсланевые воды. Это все отходы жизнедеятельности и работы оборудования, в том числе нефтепродукты, просыпавшиеся или разлившиеся грузы, скопившиеся под сланями (настилом на самом дне трюма). Плюс отходы жизнедеятельности экипажей и пассажиров. Каждый литр этих стоков по закону должен быть собран, сдан на специальное судно и утилизирован в соответствии с порядком, прописанным в законе. Но по большей части все это попадает в Байкал.
На протяжении последних двух десятков лет на Байкале работает всего одно (!) несамоходное судно, принимающее подсланевые воды – баржа «Самотлор», принадлежащая Восточно-Сибирскому речному пароходству. Базируется эта баржа в иркутском пос. Порт Байкал. В Республике Бурятия, которой принадлежит большая часть побережья Байкала, ничего подобного вообще нет. Количество маломерных судов, зарегистрированных только в Бурятии, кстати, превышает флот Иркутской области более чем в три раза.
Многие судовладельцы на Байкале не проходят надлежащие проверки в начале навигации и просто не сдают отходы на утилизацию, сливая их в озеро. Одно из последствий такого поведения – явление эвтрофикации, то есть чрезмерного насыщения поверхностного слоя озера химическими веществами, являющимися питательной средой для водорослей. Отсюда и разрастание той самой спирогиры, о которой слышали, наверное, все.
В этом году власти намерены всерьез взяться за решение перезревшей проблемы. В мае, по данным Генпрокуратуры РФ, на Байкале начнется строительство пункта приема судовых стоков. А в феврале 2018 года глава Бурятии Алексей Цыденовзаявил о намерении республиканских властей построить собственный аналог «Самотлора» для сбора отходов.
Но этого мало. Необходимы комплексные решения – и больше возможностей для сознательных судовладельцев, и суровые наказания для тех, кто продолжит гадить.
Подробный разбор ситуации в материале «Куда деваются стоки с судов, плавающих по Байкалу?» - https://goo.gl/dzRaHr .
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5