#ИсторияСКО
#ИсторияСудов
#АкмолинскаяГуберния
#ГубернскийСуд
#ПетропавловскийОкружнойСуд
#НародныйКомиссариатЮстиции
#ПрокуратураСКО
#КоллегияАдвокатовСКО
Удивительные исторические факты
«ЖИТЬ ВЗЯТКАМИ, ИЛИ БРОСИТЬ СЛУЖБУ…»
В фондах Северо-Казахстанского областного Государственного архива я отыскал немало «живых» документов, ярко свидетельствующих о трудностях первых лет советской власти, мужественно и стойко переносившихся нашими предками во имя Революции и торжества её идеалов.
Период 1921-1922 годов в истории СССР является последним этапом Гражданской войны и началом перехода к НЭПу («новой экономической политике»), завершившимся в 1921-1922 годах голодом и образованием Союза ССР.
Ключевыми моментами этого времени были:
- конец Гражданской войны. Этот период характеризовался окончанием активных боевых действий и подавлением последних очагов сопротивления;
- голод 1921-1922 годов. Масштабный голод, охвативший огромные территории СССР, стал одной из крупнейших катастроф в европейской истории после Средневековья;
- начало НЭПа. В 1921 году была введена «новая экономическая политика», которая включала в себя рыночные элементы и восстановление разрушенной экономики;
- образование СССР.
Таким образом, 1921-1922 годы - это время окончательного завершения Гражданской войны, преодоления тяжелейшего голода и первых шагов к восстановлению страны после войны и революции.
Приведу один источник, «во всей красе» и эмоционально показывающий царившие в те годы кругом безденежье, полную безнадёгу, депрессию и апатию.
«ДОКЛАД о деятельности Акмолинского УБЮста (уездного бюро юстиции) за декабрь 1921 года.
В Губернский Совет народных судов.
От 24 января 1922 года.
Вх. № 296.
За отчётный месяц деятельность АкмолУБЮста протекала ВЕСЬМА СЛАБО, как в силу снятия нарсудей на продработы, так и в силу материальной необеспеченности сотрудников УБЮста.
Отсутствие судей (выехавших на продработы), отсутствие отопления для камер судов, неполучение денежного вознаграждения за сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь-месяцы прошлого года, отсутствие пайков продовольственных и необеспеченность тёплой одеждой, - вот обстановка, в которой протекает работа органов юстиции в уезде, и ясно, что подобные обстоятельства при наличии острой нужды в канцелярских принадлежностях (нет ни книг, ни журналов, ни бумаги, ни перьев, ни чернил, ни освещения), каковые не могут быть приобретены на рынке в силу отсутствия кредитов, сильно тормозило работу, заставляя сотрудников нарсудов постепенно РАЗБЕГАТЬСЯ, БРОСАЯ СЛУЖБУ, и именно этим объясняется закрытие в уезде нескольких камер нарсудей, как, например, камеры нарсудей 5 и 6-го участков, остальные же учреждения УБЮста работают настолько слабо, что невольно наталкивают на размышление: является ли УБЮст в целом учреждением необходимым для республики, причём ненужность УБЮста, как государственного органа, подтверждается и взглядом некоторых членов Уисполкома, объясняющих отсутствие для УБЮста кредитов ненужностью и бесполезностью такового.
Остановившись на этом вопросе и принимая во внимание, что дальше работать так не только невозможно, но с точки зрения человечности – преступно, я, как председатель УБЮста, вынужден, ввиду полного отсутствия разъяснений и помощи из губернии, поставить вопрос в ультимативной форме, требуя от Губсовнарсуда ответа: будет ли снабжён УБЮст средствами для содержания сотрудников или нет, и в связи с этим, следить ли мне за работой органов юстиции и ЖИТЬ ВЗЯТКАМИ, ИЛИ БРОСИТЬ СЛУЖБУ и идти добывать себе средства более честным путём.
Такой же вопрос нередко задаётся мне нарсудьями и следователями, и я ставлю Вас в известность, что мною на подобные вопросы давался один ответ: МНЕ ВСЁ РАВНО, ДЕЛАЙТЕ, КАК НАХОДИТЕ НЕОБХОДИМЫМ ДЛЯ СВОЕГО СПАСЕНИЯ.
Ясно, что при подобных условиях я уже не могут называть себя председателем УБЮста, органа, следящего за законностью, и продолжать работать, не имея никакого нравственного права. Не имея никаких средств к дальнейшему существованию с семьёй, КРОМЕ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА, конечно, не будучи обеспеченным ни в чём, и видя БЕГСТВО СОТРУДНИКОВ И РАЗГИЛЬДЯЙСТВО, а так же и то, что многие учреждения уезда удовлетворяются содержанием за ноябрь (Уисполком, Рабкрин, милиция, Узэконом, Уземотдел и прочие), я могу только сказать, что нам с этими учреждениями не по дороге, и прекратить работу, так как работать нечем, не с кем и не для чего.
Больше писать не считаю возможным, так как не желаю, чтобы меня постигла участь бывшего народного следователя Благовещенского, предпочитая своевременно замолчать.
Заканчивая свой доклад, довожу до Вашего сведения, что при подобных обстоятельствах я не могу и не буду задерживать нарсудей в УБЮсте, и САМ ПРИ ПЕРВОЙ ВОЗМОЖНОСТИ СБЕГУ.
Председатель УБЮста Б.».
(СКОГА, ф. 781, оп. 1, д. 2, л. л. 126-131).
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев