»
Губернатор Белгородской области и его верные соратники отбирают прибыльный бизнес у предпринимателей самыми жесткими способами
В Центральной России есть три места, где инвесторы и бизнес попадают в рай. Это Москва, Калужская область и – Белгородчина. Сразу оговоримся: «райское» представление формируется не из объективной реальности, а из заявлений властей и контролируемых ими СМИ. В реальной жизни все иначе. Иногда с точностью до наоборот. Когда инвесторов, успешных предпринимателей, поставивших дело на ноги, из региона выпихивают, а их бизнес банально отжимают. В пользу своих людей. Это могут быть родственники или старые друзья. Под работающий проект берут кредитные деньги – якобы под реализацию начинания «с нуля». Особенно прославилась такими схемами Белгородская область, которой уже 23 года рулит Евгений Степанович Савченко.
Если почитать официальные сообщения белгородских СМИ, то можно поверить, что там и правда рай. Самые большие свинарники, птицеводческие хозяйства (лидер по объемам производства в стране), теплицы. А еще макароны (Шебекино) и масло с майонезом (ЭФКО). А еще – металлургия (Старый Оскол), два ГОКа, цемент. Область «торчит ушами» во всех госпрограммах по оказанию финансовой поддержки – это умение у губернатора не отнять. С идейной точки зрения регион абсолютно выдержанный – в школах преподают «основы православной культуры». Губернатор борется (по крайней мере, так говорят) с сектами, матерщиной и слабоалкогольными коктейлями. В общем, не жизнь, а сказка.
Правда, притом что область производит в 8 раз больше мяса, чем Саратовская, или в 5 раз, чем Ставрополье, не идет из головы вопрос: а за счет чего достигнуты такие успехи? Поговорив с местными жителями и предпринимателями, понаблюдав за тем, как строится бизнес в регионе, мы поняли, что тайна его очень проста. Савченко концентрирует всеми, подчеркиваем, всеми путями финансовые средства в рамках своего ближнего круга. Именно на нужды этого бизнеса идут сотни миллионов и миллиарды. Говорить о какой-то эффективной схеме руководства не приходится. Пара цифр для размышления. В минувшем декабре областная Дума приняла закон о бюджете Белгородской области на 2016 год. И в нем говорится, что при общем объеме расходов областного бюджета 59 174 774 рубля верхний предел государственного внутреннего долга Белгородской области на 1 января 2017 года определен в сумме 46 482 794 рубля, то есть 79% - в два с лишним раза больше, нежели в среднем по стране. Сразу возникает вопрос: где же тут успех, если на регион навешано аж 46,5 миллиардов? Можно ли вообще идти в такой регион, чтобы заниматься тут бизнесом?
Будем честны: кому-то – можно. Тем самым «своим». Остальным ненавязчиво предлагают под ногами не путаться. Непонятливых сажают в тюрьму. Именно так было с героем этой статьи Валерием Михайловичем Вакуленко. Человеком-легендой в белгородском АПК, создателем сотен рабочих мест не только в родной, но и соседней, Курской области. Беда Вакуленко заключалась в том, что его бизнес приглянулся губернатору Савченко, в глазах его менеджера Владимира Федоровича Зотова. В прошлом – предправления Белгородского райпотребсоюза, директор «Областной продовольственной корпорации», заместитель председателя правительства региона. Ныне - заместитель председателя Белгородской областной Думы, член комитета областной Думы по агропромышленному комплексу и земельным отношениям. И еще - генеральный директор ООО «ГК Агро-Белогорье». Кстати, фигуранта списка Forbes, не вложившего ни рубля своих средств. Впрочем, последнее легко объяснимо.
Так вот, Валерий Михайлович Вакуленко, генеральный директор ООО «Колос». Создатель первого в регионе, да что там в регионе, в стране, сельхозкооператива. Руководитель, вытащивший буквально на горбу умирающий колхоз имени Ленина. Человек, в 90-е и нулевые за счет своей прибыли покупавший горючее и сухпайки для командированных на Северный Кавказ, строивший дома для бывших сирот, дававший деньги на реставрацию церквей и строительство Белгородского университета. Ближний круг Савченко отнял у него бизнес, а самого упёк в тюрьму.
Дальше – рассказ Валерия Михайловича о том, как все было. «Я хочу, чтобы люди знали, что на самом деле происходит у нас в регионе, что может ожидать человека со стороны, который поверит в сказки губернатора» сказал он перед началом нашей беседы. Помните историческое «Люди, будьте бдительны!»? Об этом должны помнить все, кто попробует иметь дело с белгородской администрацией.
Мы решили не излагать рассказ Вакуленко в виде интервью или журналистского пересказа. А просто разбили его повествование на последовательные наглядные блоки. Иногда мы будем останавливаться, чтобы пояснить какие-то моменты, привести цифры, данные, расшифровать фамилии, процитировать обращения, которые Вакуленко направлял во все инстанции, от суда и прокуратуры до Администрации Президента (все документы, на которые ссылается или упоминает Вакуленко, в редакции имеются). Надо понять одно: ситуация на Белгородчине совсем не такая, какой ее рисуют подневольные губернатору СМИ. И случай Вакуленко – не исключение, не какой-то «разовый» случай. В нем говорит не личная обида – ему обидно за родной регион, из которого Евгений Степанович Савченко со своей командой сделали заповедник для доморощенных олигархов. При этом прочно загнав обладающую огромным потенциалом самодостаточную область в число дотационных территорий. Вспомните эти цифры: 46,5 миллиарда государственного долга. Если это – эффективный менеджмент и умелое хозяйствование, то тогда что понимают в Администрации Президента под хозяйствованием неумелым?
Итак, начали.
Собирал по крохам
«Свой проект я начал в конце 80-х. Создал кооператив, причем нам выдали 300 га самой бросовой, истощенной земли. Мы ее привели в чувство, восстановили плодородие почвы, собрали старую технику, купили новую. В итоге удалось наладить эффективную работу – собирали по 60-70 центнеров зерновых с гектара. Техники было в 3–4 раза больше, чем в других хозяйствах, поэтому уборка и посевная проходили в разы быстрее.
Чуть позже хозяйство расширили. Был у нас такой колхоз имени Ленина самый крупный. Я купил его в 90-е по банкротству. Денег пришлось вложить много, в тогдашних ценах 4 миллиона рублей, но зато я сразу погасил четыре очереди должников, представляете? В итоге тогда об этом даже в газетах написали, похвалив за это [Вакуленко улыбается] конкурсного управляющего.
Что я получил? Комплекс по выращиванию крупного рогатого скота из 27 объектов, комплекс по производству молока на 800 голов дойного стада и еще ряд других объектов.
Информация «ОГ»: по замыслу Вакуленко, его многопрофильное ООО «Колос» должно было стать крупным и рентабельным хозяйством. В нем планировалось содержать и выращивать около 2 тысяч голов КРС. Другие базовые показатели - 10 тысяч тонн зерновых культур, сахарная свекла, подсолнечник и другие культуры, около 3500 тонн молока и 300 тонн мяса в год. Парк сельхозтехники насчитывал 100 единиц, было и оборудование для производства и переработки с\х продукции. А еще «Колос» - это до 250 рабочих мест.
Кроме колхоза имени Ленина в Борисовском районе я спас последнее сельхозпредприятие - ООО «Агроберёзовское». Там тоже погасил кредиты, долги по зарплате, задолженность перед энергетиками, уплатил налоги. Мы восстановили дойное стадо, а это до 1 тысячи тонн молока в год плюс 200-300 тонн мяса. Вернули к жизни более 2,5 тысячи га. пашни. 150 человек получили работу.
Чуть позже, уже в 2003 году, я восстановил обанкротившееся с/х предприятие ООО «Киреевское». Это, правда, не Белгородская, а уже Курская область, Суджанский район. Там люди 7 лет не получали зарплату! И куча долгов… На базе этого предприятия я создал филиал ООО «Колос». Какой результат? На третий год моей работы предприятие стало самым высокоурожайным в Курской области, урожайность зерновых составила свыше 50 центнеров с гектара.
Я же еще и о людях думал [Вакуленко говорит об этом как о само собой разумеющемся – ОГ.]. Хотел построить около 40 квартир для работников.
Информация «ОГ»: масштабы социальной ответственности и просто человеческой отзывчивости Вакуленко поражают. В 90-е и нулевые он потратил миллионы рублей на оказание материальной и финансовой помощи. Борисовскому физкультурно-оздоровительному комплексу он приобрел автобус, выделил миллион рублей администрации района для ремонта Стригуновской средней школы, давал деньги на ремонт детского сада, дома культуры. Также выделялись денежные средства на благоустройство, газификацию, строительство дорог, оказание материальной помощи инвалидам, участникам войны, Борисовскому детскому дому. Для Борисовского РОВД был куплен автомобиль ВАЗ 2108, компьютерная техника. А еще закупал продукты для сотрудников силовых структур, отправлявшихся в те годы на Северный Кавказ. Только на эту статью он потратил еще свыше 2 миллионов рублей.
В 2003-м я выкупил единственную оставшуюся в области межрайонную строительную организацию-банкрот – ООО «Борисовская ПМК». Они занимались строительством многоэтажного и малоэтажного жилья для детей-сирот, бюджетных работников, больниц, детских садов, школ и объектов для с/х предприятий. 600 человек там работало! Выкупало ее у конкурсного управляющего мое ООО «Колос». Долгов на ней «висело», по тем деньгам, прилично – это были долги Администрации Борисовского района по строительству храма в селе Хотмыжск, 777 тысяч рублей, долги сельских советов района и прочее. Всего около 7 миллионов рублей. Туда тоже на первых порах пришлось вложить прилично денег. Там в сезон до 1000 человек работало! Потом они уже и сами развернулись, участвовали в разных проектах. Правда сегодня у них ситуация непростая. Представляешь, они выполнили заказ области, а с ними не рассчитываются. Кто должен? Глава Борисовского района Давыдов за строительство двух 3-х этажных домов, построенных по его заказу – он за них всего 55 тысяч рублей заплатил… Администрация Белгородской области не рассчиталась за капремонт поликлиники Борисовской ЦРБ. Там и другие объекты есть… Просто шлют официальные письма о том, чтобы ПМК простила долги «в связи с трудным финансовым положением области». В результате в компании нечем платить зарплату рабочим. Стоит вопрос о банкротстве единственной в районе строительной фирме. Вот так!»
«10 миллионов хватит?»
Информация «ОГ»: общая канва дальнейшей истории бизнеса Вакуленко известна – он успел немного рассказать о ней в СМИ. Закоперщиками в этом процессе были, по его словам, губернатор Белгородской области Евгений Савченко, упомянутый выше г-н Зотов, ради которого все и делалось и глава Борисовского района Давыдов. МВД, прокуратура, отчасти суд, администрация Борисовского района – исполнители. Дело было так. В 2004 году первые лица области предложили ему отдать Колос» всего за…10 миллионов рублей. Вакуленко отказался. Тогда цена… упала до 1 миллиона. Он тем более отказался. Потом уже просто угрожали, готовили провокации с подбросом оружия и наркотиков, насылали бандитов. В 2008-м обвинили в неуплате налога, в 2009-м арестовали, судили и дали год тюрьмы. На месте принадлежавшего Вакуленко комплекса по разведению крупного рогатого скота должно было появиться свиноводческое хозяйство ГК «Агро-Белогорье» Зотова. Под которое, как якобы создаваемый с нуля проект, выделялись льготные кредиты и субсидии. Огромные средства, полученные по этой схеме, уверен Валерий Михайлович, ушли в карманы упомянутых персон.
«Все началось в декабре 2004 года, сразу после новогодних праздников. Нам поручили освободить трассу от старых тополей. Пригнал я техники (объем работ был большой), рабочих кормил в своей столовой за свой счет, естественно. А это 50-70 человек ежедневно, топливо оплачивал. Потом уже, задним числом, подумал – ведь это обязанность администрации, региона, придорожные территории-то содержать. У них на это деньги в бюджет заложены. Сколько ж они списали за счет таких, как я...
Как раз в это время приехал губернатор со своим окружением. Мне звонит глава района Давыдов, говорит – надо ехать, мол, Сам туда прибыл. Приехали. Сначала все было нормально – у нас-то с губернатором до этого никаких претензий друг к другу не было. Поздоровались, поулыбались они и – ни слова о комплексе. Савченко ничего не говорит, молчит и Зотов. Только потом, из материалов уголовного дела я узнаю, что, оказывается, вопрос по мне был решен еще в феврале 2004 года. Именно тогда было проведено совещание по реконструкции моего комплекса! То есть все было решено еще год назад! И что удивляет - они ко мне приезжают, со мной обнимаются, денег просят, а решение-то уже принято, уже определено, кто будет хозяином! И никто об этом решении мне, понятное дело, не сообщил. Никто.
Так вот, проходит где-то минут пятнадцать и вдруг Савченко говорит: «Нам надо 8 корпусов. Сколько бы ты хотел за них?». Ну, я к такому развороту был не готов. Говорю, надо подумать, у меня и планов-то таких не было – продавать. А те говорят, что им ждать некогда. «Ну, 10 миллионов тебе хватит?» спрашивает Савченко. Я как-то отговорился, беседа сошла на нет и губернатор с Зотовым уехали. Я ж и правда не думал его продавать, свою программу развития к тому моменту уже составил… Комплекс по производству молока был готов на 100% к эксплуатации, остальные – на 95%. Только работай!»
...продолжение в источнике http://www.og.ru/business/2016/07/25/82473
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 20
— Папа, я выхожу замуж.
— Как?! За кого?
— За попа…
— Че! Ты совсем сдурела?
— Ну любовь, папа… Понимаешь, сердцу не прикажешь…
— Ну ладно… ты хоть приведи его, познакомимся…
Приводит она молоденького дьякона, сидят они, кушают, выпивают. НР говорит:
— Слышь, зятек, вот дочка у меня шубки по 10000 зелени меняет каждый
месяц. Как, мне интересно, вы жить то будете? Как ты ее содержать
будешь…
— Бог поможет…
— А еще она у меня привыкла в Париж летать каждую неделю новую прическу делать.. Как теперь?
— Бог поможет…
— Да, и вот ездить она предпочитает на Феррари или Порше, каждые полгода новую модель берет…
Как ты себе представляешь совместную жизнь с ней?
— Бог поможет…
Ну посидели, ушел жених домой. Дочка и спрашивает:
— Ну как, пап, тебе мой жених?
— Ну как?… Лох лохом, но когда меня Богом называют, мне нравится!