В последний 7️⃣ день под хештегом #DreamsMW #МечтыMW представляем вашему вниманию размышления сотрудников Музея революции о будущем музея. Записи сделаны в 1988-1989 гг. Что-то из их мечт уже сбылось! А какими вы видите музеи будущего?
⠀
🔸«Каким мы видим новый Музей революции СССР». Ф.Б. Фешман, ветеран музея.
⠀
Выдающийся зодчий, академик И.В. Жолтовский утверждал: «Важен талант архитектора, но еще важнее талант заказчика».
Когда идет речь о строительстве нового музея, невольно обращаешься к этой мысли зодчего, конечно, нисколько не причисляя себя к талантливым людям. Все-таки, думая о будущем Музее революции СССР, хочется хотя бы в самых общих чертах представить его в своем воображении.
Прежде всего, возникает вопрос, каким должно быть архитектурное решение нового музея. Мне представляется, что центральное здание, в котором разместятся экспозиционные залы, не должно быть многоэтажным, но должно иметь три этажа, учитывая общую высоту здания и необходимость цокольного этажа. Человек, приближаясь к нему, уже издали может охватить взглядом сооружение, эмоционально воспринять его и как бы войти с ним в контакт. Вспомним наши ощущения при выходе из-под арки Генерального штаба на Дворцовую площадь Ленинграда.
Музейное здание не обязательно должно быть вытянутым в одну линию. В основе его планировки могут лежать и прямоугольник, и треугольник. Конечно, могут быть и другие соображения. Но при решении вопроса об основном здании следует вспомнить творения великих зодчих нашей страны – Растрелли, Росси, Кваренги, Воронихина, Казакова и других. Здание музея должно быть дворцовым сооружением и кое-какие элементы архитектурных памятников прошлого могут найти свое отражение в его облике.
Основными строительными материалами должны быть камень, гранит, мрамор, а не железобетон.
Если Парфенон в Афинах стоит уже более двух тысячелетий, а храм св. Петра в Риме – с XI в., то новому Музею революции предстоит стоять не менее двухсот, а то и больше лет.
Основное здание должно иметь несколько входов и выходов. Это уменьшит поток людей, проходящих по музею.
Экспозиционные залы могут быть разной площади и конфигурации. Анфилада прямоугольных помещений утомляет. Вспомним разнообразие залов Зимнего дворца, дворцов Петергофа, Пушкина, Павловска. Удивительное архитектурное богатство. Там есть и круглые залы, и трапециевидные, и с дневным, и только вечерним освещением, залы-лоджии, залы, подобные галерее героев Отечественной войны 1812 г. и т.д. Мне представляется, что над этим вопросом следует думать каждому научному сотруднику музея, особенно работникам экспозиции.
Когда в 60-е гг. создавались проекты нового здания музея, то перед проектантами выдвигали мысль – отразить в архитектурном решении идею победы Великой Октябрьской социалистической революции. Мне думается, что эту задачу могла бы выполнить на подходе к центральному зданию многофигурная композиция или копия (а может быть, и оригинал) памятника освобожденному труда со статьями первой Конституции РСФСР.
На мой взгляд, надо тщательно продумать вопрос об остальных музейных зданиях. Так, было бы правильно выставочные залы разместить в отдельном строении, как и служебные помещения. Но все они должны составить единый архитектурный комплекс с центральным зданием музея.
Наряду с решением простой задачи выбора места расположения нового музея, нужно иметь в виду близость транспортных артерий города и, прежде всего, метрополитена.
⠀
🔸«Воспоминания о будущем Музея революции СССР». И.Ю. Герман, экскурсовод.
⠀
27 лет моей жизни связаны с Центральным музеем революции СССР.
Я помню музей в конце 50-х гг.: старые витрины, обилие ксерокопий, хронология периодов напоминала главы «Краткого курса истории ВКП(б)», экскурсии сухие, официальные.
За эти годы экспозиция и формы массовой работы существенное изменились, но далеки от совершенства.
Многие годы я ищу чуда, мечтаю увидеть интересный музей по форме и содержанию. В своей стране я побывала в историко-краеведческих музеях Поволжья (Ярославль, Горький, Куйбышев и т.д. ); в музеях Литвы, Латвии, Эстонии, Казахской ССР, Грузии, Мурманска, Ленинграда и т.д. К большому сожалению, все музеи по структуре очень и очень похожи друг на друга: историческая часть интересна, есть находки (Керчь, Ростов-на-Дону, Муром), но современность представлены убого, в однотипных экспонатах (грамоты, значки, вещи космонавтов и т.д.). Все историко-революционные музеи находятся в старых зданиях.
За эти годы я побывала в музеях 13 стран Европы. Поразил меня музей Ван Гога в Амстердаме, музей восковых фигур в Париже, музей под открытым небом в Барселоне (испанская деревня), музеи в ГДР, ПНР. В маленькой заметке нет возможности писать конкретно о каждом музее.
По архитектурным данным понравился филиал музея В.И. Ленина в Киеве.
Очень трудно мечтать о будущем музея, когда перед глазами нет идеала.
Невольно высказываю банальные мысли:
1) восстановить все музейные залы; 2) создать книгу о жизни музея; 3) первый зал музея должен рассказывать о руководителях (директорах) и коллективе музея; 4) нужен зал произведений искусства (отдельно живопись, скульптура, графика, плакаты); 5) во дворе музея создать музей под открытым небом (военная техника, интерьеры на рабочую и крестьянскую темы и т.д.); 7) для одиночных посетителей нужен электромеханический экскурсовод; 8) экскурсии должны быть интересные, в форме диалога, порой в виде дискуссии, круглого стола (современная обзорная экскурсиям обо всем понемногу, наверное, устарела); 9) экскурсионные группы должны быть не более 15-20 человек, тогда будет видно, слышно, тогда будет настоящий контакт с посетителями; 10) зал восковых фигур (деятели революции).
Желаю новому поколению научных сотрудников музея творческих удач, быть в вечном поиске, чтобы Музей революции СССР был в десятке лучших музеев мира.
⠀
#музейсовременнойисториироссии
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев