Думаю, что нет, потому что этот фильм был показан по телевидению всего пару раз, а затем в 1979 году был запрещен к показу.Рассказы о сыщике Шерлоке Холмсе в целом в мире экранизировались более четырехсот раз. Советский кинематограф тоже не обошел вниманием творчество Артура Конана Дойля, но когда заходит речь о наших экранизациях его рассказов, то все, естественно, вспоминают цикл фильмов Игоря Масленникова с Василием Ливановым и Виталием Соломиным в главных ролях. Ну еще бы!Такой «чисто английский фильм», рожденный на российских просторах, с такой чисто английской музыкой и такими актёрами! Однако картины Масленникова не были первыми экранизациями Дойля. Еще в 1969 году вышел фильм «Сыщики и министры», в котором роль Холмса исполнил Василий Лановой.А годом раньше свет увидел первый фильм из цикла картин о Холмсе режиссера Владимира Эуфера: «Из рассказов о Шерлоке Холмсе», иногда упоминающийся под дргуим названием — «Женщина, которая…». Главную роль в нем сыграл Николай Волков.По замыслу авторов это должен был быть цикл картин с Волковым в главной роли. Несколько фильмов удалось отснять.
В том же 1968 году был снят фильм «Первое дело доктора Уотсона», а в 1971 году — «Собака Баскервилей», режиссером которой уже была Антонина Зиновьева.Это был телеспектакль, снимало его ленинградское телевидение, съемки проходили в Литве. Кроме Николая Волкова в фильме снимались: Лев Круглый (доктор Уотсон), звезда фильма «Здравствуйте, я ваша тётя!» Олег Шкловский (сэр Генри Баскервиль), Александр Кайдановский (Стэплтон), будущая радистка Кэт Екатерина Градова (миссис Стэплтон).Фильм снимался в черно-белом варианте. Планировалось продолжение, но первые три фильма были холодно встречены как зрителями, так и критиками, отмечавшими слабую интригу (Холмс объясняет суть происходящего задолго до развязки). «Собака Баскервилей» стала последним фильмом серии.Если говорить о фильме, то стоит отметить хорошую операторскую работу. Однако на этом достоинства фильма заканчиваются.
Главный его недостаток — в нём совсем нет Англии. Вот когда смотришь «Собаку Баскервилей» Масленникова, то веришь — Англия.
Когда смотришь этот фильм — нет, русские лица, русская речь, русское всё.Даже костюмы весьма далеки от английских 19 века, к тому же плохо пошиты и сидят на актерах как мешки. По большому счету в фильме английского только фамилии персонажей. В образах нет щегольства, аристократизма, изящества и знаменитой британской чопорности. Они какие-то неуклюжие, суетливые, а все эти «дорогой Уотсон» совсем не ложатся на их образы.Необходимо отметить бедность декораций. Они явно рассчитаны на театрального зрителя, но снимался-то не спектакль, а фильм, а в фильме много крупных планов.Нарисованная каменная кладка, современные стеллажи, которые даже не особо и пытаются замаскировать под 19-й век, современные очки на докторе Мортимере. В общем, вопросов больше, чем ответов. Охарактеризовать весь проект можно одним словом — неудачный.Может, он худо-бедно и просуществовал бы какое-то время, фильмы куда хуже качеством как-то выжили во всех исторических событиях, но в 1979 году исполнитель роли доктора Уотсона Лев Круглый эмигрировал в Европу, где сразу был взят на работу диктором на радио «Свобода».Все фильмы с его участием сразу были сняты с показов и перемещены в архив — именно так поступали с картинами, в которых снимались актёры-перебежчики.
Долгое время пленка считалась утраченной. Однако в 2003 году группа исследователей обнаружила в архивах единственную чудом сохранившуюся копию.После реставрации фильм был показан по российскому телевидению, но особого успеха не имел. Он имеется в свободном доступе в интернете, все желающие могут его посмотреть.
Что касается двух первых картин цикла, то на сегодняшний день их судьба неизвестна. Они считаются утраченными.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев