Одни конкурсы останутся, другие претерпят изменения. будут и такие, которые могут на время исчезнуть из поля зрения. Поэтому так важно напомнить о них)🎶🎼 Одним из ключевых испытаний, которое венчало старый вариант квеста, была импровизация на ритмическую формулу фолии. К этому испытанию готовились особенно тщательно. Ведь кроме точно сыгранной ритмо-гармонической формулы в предложенной тональности необходимо ещё сыграть вариации к ней, выдержав форму и ритм! 😉За историю наиболее яркими исполнениями отличился первый и третий конкурсы. Ролики с которых представлены в альбоме: https://vk.com/videos-59884442?section=album_50493140 Однако сегодня хочется больше уделить времени истории самого танца и его особенностям, к числу которых относится и интерпертация фолии у различных композиторов. Итак, начнём)
Фо́лия, также фоли́я (порт. folia, исп. folía, итал. follia) — танец испанско-португальского происхождения, породивший одну из самых ранних известных в Европе музыкальных тем, основу вариаций. Строится на повторении гармонического оборота (остинато). Гармоническое остинато фолии легло в основу многих сочинений профессиональных композиторов, особенно популярно оно было во второй половине XVI — XVIII веков
Изначально фолия была карнавальным «потешным» танцем, подобно мореске. Хореографическое исполнение фолии сопровождалось кастаньетами, погремушками и другими инструментами, производящими шум. Исполнителями этого танца чаще всего были мужчины, наряженные женщинами. Они вели себя столь дико и шумно, что казалось, будто они лишенны рассудка (отсюда и название танца, порт. folia — страсть, безрассудство,двойная игра).
Cамо слово «фолия» впервые встречается у португальского драматурга Жила Винсенте в пьесе на религиозную тему Auto de la Sibilla Cassandra («Акт Сивиллы Кассандры»), написанной на кастильском испанском либо в 1503 году, либо в 1513 году, и в ней фолия упоминается как «танец, исполняемый пастухами».
Датируемая 1490 годом нотная запись вильянсико «Родриго Мартинес» (Rodrigo Martinez) фиксирует раннюю, едва ли не первоначальную мелодико-гармоническую формулу фолии.
Вильянсико «Родриго Мартинес» — весёлая песня о гусопасе Родриго Мартинесе, вообразившим себя пастухом стада коров.
Вильянсико-фолия «Родриго Мартинес» входила в т.н. Cancionero de Palacio (букв. «Дворцовый песенник») – сборнике вильянсико, романсов и танцев (коих в песеннике насчитывается свыше четырехсот), составлявшемся на протяжении сорока лет (ок. 1474 – ок.1516) при дворе Католических королей – Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского.
Rodrigo Martínez
a las ánsares, ahé
pensando qu'eran vacas
silbábalas: He!
Rodrigo Martínez,
atán garrido.
Los tus ansarines
liévalos el río, ahé!
Pensando qu'eran vacas
silbábalas: He!
Rodrigo Martínez, atán lozano.
Los tus ansarines
liévalos el vado, ahé!
Pensando qu'eran vacas
silbábalas: He!
Rodrigo Martínez,
atán garrido.
Данное вильянсико неизвестного автора вошло в так называемый «Дворцовый песенник» (Cancionero de Palacio) — сборник вильянсико, романсов и танцев, составлявшийся на протяжении сорока лет (между 1474 и 1516 гг.) при дворе Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. Cancionero de Palacio (рус. Дворцовый песенник), другие названия — Cancionero Musical de Palacio, Cancionero de Barbieri) — старинная нотная рукопись (10 слоёв, позднейший датирован 1520), ценный памятник испанской музыки раннего Ренессанса.
Представленные в Дворцовом песеннике сочинения относятся к эпохе так называемых «католических королей» и датируются ориентировочно 1470—1520 гг. Песенник хранится в Национальной библиотеке Испании (Madrid, Biblioteca Real, MS II — 1335).
Рукопись содержит 458 пьес в различных жанрах вокальной музыки, преимущественно на испанские стихи. Некоторые сочинения написаны на латинские, французские, каталонские и португальские тексты. Тематика и стилистика музыки в Песеннике чрезвычайно пёстрая: паралитургические песни, пасторали, вильянсико, романсы, кансьон (испанская многоголосная песня) и др. жанры. Исполнительский состав, по большей части,— один голос с инструментальным аккомпанементом. Реже встречаются развитые полифонические композиции на 2-4 голоса.
Среди известных авторов Песенника — испанцы Хуан дель Энсина (63 пьесы), Франсиско Мильян (годы расцвета 1500—1520) (23), Педро де Эскобар (17), Франсиско де ла Торре (15), Алонсо де Монде́хар (11), Франсиско де Пеньялоса (10), Хуан де Анчиета (4). Большинство сочинений анонимно.
Голландская исследовательница-энтузиаст Ванита Резида (Wanita Resida) утверждает, что вильянсико другого автора, Франсиско де ла Торре, соответствующее гармоническому строю фолии, могло попасть в этот сборник на пару лет раньше, чем «Родриго Мартинес».
Мелодико-гармонические формулы, служившие структурным каркасом фолии, в то время фигурируют также под названиями «паваны», «арии» и т. д. Сходны с фолией романеска (также часто называемая «певческой арией» — aria per cantar) и «старинное пассамеццо». Одну из таких моделей вместе с руководством к варьированию и образцами обработок приводит Диего Ортис в «Трактате об орнаментировании на клаузулы» (Trattado de glosas sobre clausulas y otros generos de puntos en la musica de violones, 1553 год), также не называя её фолией.
Первые дошедшие до нас образцы мелодии, прямо обозначенной как «фолия», принадлежат Франсисико Салинасу. В трактате «Семь книг о музыке» (De musica libri septem), опубликованном в Саламанке в 1577 году, он называет фолию «португальским танцем» и приводит два варианта мелодии.
В рукописи 1593 года «Букет цветов или собрание различных любопытных вещей (исп.)русск. (Мадрид, Национальная библиотека) наряду с анонимными вариациями на фолию (Cuatro differencias de folias) приводятся и «Десять вариаций на фолию», у которых указан автор — Хуан Андрес де Мендоса, «идальго из Уэски, искусный в пении, игре и танце».
В конце 16 — начале 17 вв. фолия популярна не только в Португалии, Испании, но и в других странах Западной Европы как танец любовного содержания, сопровождавшийся игрой на гитаре. Музыкальный размер 3/4.
Согласно американскому музыковеду Ричарду Хадсону (Richard Hudson), фолии могут быть условно подразделены на ранние (записанные до последней четверти XVII века) и поздние.
Музыка ранних фолий быстрая и темпераментная, с преобладанием мажора. Позднее по своему строю фолия приблизилась к сарабанде, мажор сменился минором, темп замедлился.
Фолия у композиторов XVII — XX веков
Со 2-й половины XVII века сочинительство фолий выходит за пределы Пиренейского полуострова. В последующие три с половиной века к теме фолии обращались свыше 150 европейских композиторов.
В 1685 году в Лондоне в сборнике «Раздел скрипки» (англ. The Division Violin) английского издателя Джона Плейфорда впервые в Англии напечатана нотная запись вариаций на фолию, озаглавленная в содержании как «граунд Фаронелля» — по (слегка видоизменённому) имени французского композитора Мишеля Фаринеля, придворного музыканта английского короля Карла II.
В 1700 году в Риме выходит Опус №5 Корелли, где последняя 12 соната представляет собой 23 скрипичные вариации на фолию, которые впоследствии обрабатывалась многими композиторами, в том числе Листом и Рахманиновым.
В 1705 году в Венеции опубликован скрипичный Опус №1 Вивальди, где последняя 12-я соната «Фолия» завоёвывает соответствующей гармонической формуле достойное место в музыке эпохи барокко.
В 1706 году нотная запись «фаронеллева граунда» была опубликована без указания авторства в Лондоне в первой части сборника «Раздел флейты» (англ. The Division Flute) ещё одним крупным музыкальным издателем Англии Джоном Уолшем (англ.).
В 1815 году выходит одно из лучших оркестровых произведений Сальери — «26 вариаций на тему Испанской фолии» (итал. Variazioni sull’aria La Follia di Spagna) — которое связывает эту вариационную форму с музыкой эпохи классицизма.
Отдельные примеры вариации на фолию отмечаются в музыке XIX — XX вв., такие как, например, первая фраза рефрена 3-й части 6-го концерта Паганини, «Вариации на тему Корелли» С. В. Рахманинова, а также современные аранжировки Карла Дженкинса (Karl Jenkins - La Folia). https://www.youtube.com/watch?v=qDzgg5Zn7ks https://www.youtube.com/watch?v=4qjuVAjBB_4 https://www.youtube.com/watch?v=z6XJthax5yg #состязаниеклавиристов #состязаниеклавиристов2020 #квест #конкурсквест #квестпостаринноймузыке #фолия #вариациинафолию #дворцовыйпесенник #вильянеска #португалия
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев