Шарх 16 хадиса из 40 хадисов Ан-Навави.
Комментарии от шейха Аль Фаузана.
СОДЕРЖАНИЕ:
1 Текст хадиса.
2 Реакция на гнев разумного верующего и глупого.
3 Пророк ﷺ каждому дает ответ (совет) в соответствии с его положением.
4 Верующие прощают, когда гневаются.
5 Кто по-настоящему силен?
6 Пророк ﷺ никогда не мстил за самого себя.
7 Лечение от гнева.
(1 Текст хадиса)
[Читает студент:]
16 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что один человек попросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Дай мне совет». Он сказал: «Не гневайся». После этого тот несколько раз повторил (свою просьбу, но каждый раз пророк, да благословит его Аллах и приветствует), говорил: «Не гневайся»
(Этот хадис передал аль-Бухари 6116).
(Примечание от редактора):
Тут под не гневайся, имеется ввиду, чтобы твой гнев не подтолкнул тебя к дурному, то есть, если переиначить, тут два смысла:
1 Не приближайся к тому, что вызывает твой гнев.
2 Контролируй себя, если тебя гнев постиг.
Потому что «не гневаться», это само чувство гнев, оно не подконтрольно человеку, оно приходит само собой, по той или иной причине вызвавшей. Поэтому ты способен лишь либо отстранятся от ситуаций, которые вызывают твой гнев либо научится контролировать себя во время гнева.
Ну и третий вариант, это когда ты в своем сердце отработаешь те ситуации, которые вызывают твой гнев, и научишься с ними справляться, чтобы уже когда тебя это постигло ты был бы как бы вооружен и адекватно мог реагировать на эту ситуацию. Например, тебя гневят твои дети что они везде все бросают и ломают игрушки, ты должен сам себе сказать это же дети, я не должен оценивать их поступки как поступки взрослого, они сейчас не понимают, это период скоро пройдет, я тоже был ребенком и тоже себя так вел. Проработав это в голове, человек легче будет относится к данной ситуации.
Или, например, человека гневается, когда его машина ломается, он начинает кричать и ругаться в гневе.
Ему просто нужно сказать, «кадараЛлаху маша`а фа-ъаль,
قَدَّرَ اللهُ وَمـــــا شـــــاءَ فَعَـل
это предопределил Аллах, и Он сделал то, что он пожелал» …
Все это случилось, оставь свой гнев, прими случившееся как предопределение Аллаха, и уже работай с тем, что случилось, к чему и к кому обращен твой гнев? Подумай об этом! Кто предопределил чтобы твоя машина сломалась? Всевышний Аллах! На кого тогда твой гнев обращен? На машину что ли? Так она не разумная техника! Будьте осторожны со своим гневом!
(Конец примечания.)
(2 Реакция на гнев разумного верующего и глупого.
Разъясняет шейх Фаузан:
Гнев – это заложенное Аллахом врождённое качество в человеке. Довольство и гнев – два естественных качества, заложенные в человека. Тот, кто не гневается, имеет изъян. Однако гнев должен использоваться к месту. Если перейти эту грань, он нанесёт вред.
Гнев, говорят, — это “кипение” в сердце, подталкивающее человека отомстить тому, на кого он разгневан. Это естественное и врожденное качество человека.
Нет такого (человека), кто бы не гневался.
Однако разумный верующий владеет собой в гневе и сдерживается.
А что на счет глупого человека и невежды, то их гнев подталкивает на порицаемые вещи, как убийство, ранение, скверные слова (а это хуже всего), порывание родственных связей. Гнев ведет к гибели, если не использовать его к месту или чем-то в благом, - такой спасется от его зла.
(3 Пророк ﷺ каждому дает ответ (совет) в соответствии с его положением.)
Этот человек попросил пророка (да благословит его Аллах и приветствует) дать ему наставление, которое принесет ему пользу. Так, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Не гневайся». И как будто бы посчитав это наставление чем-то незначительным, этот человек повторил свою просьбу посланнику (да благословит его Аллах и приветствует).
Но каждый раз он отвечал ему: «Не гневайся.», ничего не добавляя к этому. Какова мудрость всего этого?
– Ученые сказали, что возможно, этот мужчина был известен своим гневом*, а пророк (да благословит его Аллах и приветствует) каждому дает ответ в соответствии с его нуждой. Так, этот человек был известен своим гневом, а посланник (да благословит его Аллах и приветствует) дал ему соответствующее наставление и особо выделил его этим, зная о его положении. В то же время это наставление для него и для других.
*(То, что он был таковым можно так же понять с его повторяющегося вопроса, ему сказали не гневайся, а он все равно еще дважды повторил свой вопрос.)
(4 Верующие прощают, когда гневаются.)
Не гневаться – требуемая вещь с каждого человека из-за его пагубных последствий. Ему следует быть кротким. Нет среди нас такого, кто не замечает в себе гнева, однако человеку следует быть мягким.
Всевышний Аллах говорит, описывая атрибуты верующих:
«… и прощают, когда гневаются.» [Коран, 42:37]
Всевышний не сказал: «Они не гневаются», однако сказал: «… и прощают, когда гневаются.». Поэтому человеку следует прощать и быть кротким. Это требуемая вещь.
(5 Кто по-настоящему силен?)
Поэтому пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «По-настоящему силен не тот, кто одолевает многих в поединке, (т.е. тот, кто побеждает людей, сильный телом… такой несилен по-настоящему) однако силён тот, кто хорошо владеет собой в гневе.» [Бухари 6114, Муслим 2609].
Такой является сильным и мощным - кто владеет собой в гневе.
(6 Пророк ﷺ никогда не мстил за самого себя.)
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) тоже гневался, однако он сдерживался, кроме случаев, когда он гневался ради Всевышнего Аллаха.
Так, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был кротким и никогда не мстил за самого себя, не смотря на то, какие обиды ему пришлось терпеть от людей.
Кроме случаев, когда приступали запреты Аллаха, - тогда он гневался ради Аллаха, не за себя.
Так же и верующий. Он подражает посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Он не гневается за самого себя. Напротив, он мягок, милосерден и хорош с тем, кто его разгневал.
(7 Лечение от гнева.)
(Всевышний Аллах сказал):
فَمَنْ عَفَا وَأَصْلَحَ فَأَجْرُهُ عَلَى اللَّهِ
«… а кто простит и поступит праведно, то его награда будет за Аллахом.».
(Сура Аш-Шура (Совет), 40-й аят)
А вот лечение для гнева:
Первое: не гневайся. Не гневайся на сколько это возможно. (Либо отстраняйся от причин, гневящих тебя, либо научись не гневаться на то, что вызывает твой гнев).
Второе: когда гневаешься, будь сдержан. Тебе надлежит проявить терпение, перенести это и быть кротким.
Это то, чем лечится гнев. Так ты спасешься от зла этого качества, которое погубит тебя, если ты повинуешься ему.
Нет среди людей такого, кто не гневается и не сердится, однако он должен проявить терпение, перенести это и не пытаться отомстить.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев