Шарх 15 хадиса из 40 хадисов Ан-Навави.
Комментарии от шейха Аль Фаузана.
СОДЕРЖАНИЕ:
1 Текст хадиса
2 Что такое вера иман?
3 Одна только вера без подготовки к этому дню ничем не поможет.
4 Это качество исходит от веры в Аллаха и последний день.
5 Сабля с двумя лезвиями.
6 Два ангела записывают все что говорит человек.
7 Примеры благой речи.
8 Займи язык тем, что принесет тебе пользу.
9 Не можешь говорить, благое, тогда молчи!
10 Виды дурной речи.
11 В молчании содержится покой и спасение.
12 Прежде, чем сказать слово, подумай в нем благо или зло.
13 Уважение к соседу из проявления веры.
14 Уважение к гостю из полноценности веры.
15 Дурные слова ранят сердце человека.
(1 Текст хадиса)
(Читает студент):
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. Хвала Аллаху, Господу миров. Да благословит Аллах и да приветствует нашего пророка Мухаммада.
Автор, да помилует его Аллах, сказал:
«Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, хорошо принимает своего гостя»
(Этот хадис передали аль-Бухари 6018, Муслим 47).»
(2 Что такое вера (иман)?)
(Говорит шейх Аль-Фаузан):
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного.
Хвала Аллаху. Мир и благословение посланнику Аллаха.
Этот хадис содержит в себе слова: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день…». В нём разъясняются некоторые качества веры (имана). Вера имеет свои качества и ответвления. Каждое благое дело, послушание и поклонение из имана, поскольку иман – это слова языком, убеждение сердцем и дела органами тела.
А деяния, будь они из деяний сердца, как страх и боязнь, желание или страх (рохба), или из деяний органов тела, как молитва, пост, хадж, милостыня и другое, — всё это из сущности веры. Эти дела входят в веру (иман). А в этом хадисе разъясняется часть всего этого.
(3 Одна только вера без подготовки к этому дню ничем не поможет.)
Во-первых, это слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день…».
Основа – это вера во Всевышнего Аллаха. «Последний день» — это воскрешение в День Стояния (Судный День). Ведь тот, кто верует в воскрешение, готовится к этом дню. Одна только вера без подготовки к этому дню ничем не поможет. Необходимо готовится к воскрешению.
Нужно совершаться благие деяния и каяться от грехов до того, как он умрет и будет воскрешен. Это что касается веры в Последний день вместе с верой в Аллаха. Как известно, всего шесть столпов веры. Последний из них – это вера в воскрешение.
Однако он (Пророк ﷺ) упомянул этот столп вместе с Верой в Аллаха с целью усиления смысла. Поскольку человек, когда уверует в то, что он будет воскрешен, отсчитан и получит воздаяние, он начинает придавать этому большое значение и готовится. Так он верует в Аллаха и в Последний день.
(4 Это качество исходит от веры в Аллаха и последний день.)
К вере в Аллаха и в последний день вместе с подготовкой этому относится то, чтобы человек говорил только благое или молчал.
Аллах сотворил этот язык в человеке, научил произносить слова и изъясняться в качестве милости, которую он не сделал для безжизненных тел, которые не в силах разговаривать. Или для животных, или для таких лишенных речи, как глухой, немой.
Аллах оказал ему милость, наделив его умением говорить этим языком.
(5 Сабля с двумя лезвиями.)
Этот язык – сабля с двумя лезвиями. Если ты используешь его в благом, то он пожнет для тебя благо и принесет благие плоды. А если ты используешь его в зле, то он пожнет для тебя зло и грехи в зависимости от твоей речи и соразмерно тому, что ты им произносишь.
(6 Два ангела записывают все что говорит человек.)
Так, из-за значимости речи, Аллах поставил двух ангелов слева и справа человека, которые постоянно сопровождают его. Они записывают всё, что он говорит.
Всевышний Аллах сказал:
مَّا يَلْفِظُ مِن قَوْلٍ إِلَّا لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ
«Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель.» [Коран, 50:18]
Они записывают всё, что он говорит.
«Стоит ему произнести слово», - будь это слова послушания или ослушания, или просто дозволенные слова. Даже дозволенная речь. Текст аята имеет общий смысл, он охватывает и дозволенные речи тоже. Это говорит о том, что они тоже записываются.
И эта речь, которая исходит от тебя, записывается и считывается. Если речь была благой, то и плоды она принесет благие, и благочестие. Если речь была скверной, то и плоды она принесет скверные, и наказание. Поэтому самое опасное в человеке – это его язык.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Неужели людей ввергают в огонь лицами (или ноздрями) вниз за то, что говорят их языки?».
(7 Примеры благой речи.)
(Цитата из хадиса): «пусть говорит благое…»
- Всевышний Аллах говорит:
يَـٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوا۟ ٱتَّقُوا۟ ٱللَّهَ وَقُولُوا۟ قَوْلًۭا سَدِيدًۭا
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово.» [33:70]
(Цитата из хадиса): «пусть говорит благое…», например: тасбих, тахлиль, такбир, чтение Корана, поминание Аллаха, приказ одобряемого и удержание от порицаемого, обучение полезному знанию, примирение людей. Любая речь, которой доволен Всевышний Аллах, — это благо.
Говорит Всевышний:
لَّا خَيْرَ فِي كَثِيرٍ مِّن نَّجْوَاهُمْ إِلَّا مَنْ أَمَرَ بِصَدَقَةٍ أَوْ مَعْرُوفٍ أَوْ إِصْلَاحٍ بَيْنَ النَّاسِ وَمَن يَفْعَلْ ذَلِكَ ابْتِغَاءَ مَرْضَاتِ اللَّهِ فَسَوْفَ نُؤْتِيهِ أَجْرًا عَظِيمًا
«Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей. Тому, кто поступает таким образом, стремясь к довольству Аллаха, Мы даруем великую награду.» [Коран, 4:114]
(8 Займи язык тем, что принесет тебе пользу.)
Речь так же не обременяет тебя. Она не подобна молитве, посту и джихаду. Ты можешь говорить благое сидя, лёжа, верхом и при ходьбе. Язык не утомляется от длинных речей. Тело утомляется от поклонений, а язык – нет. Поэтому займи его тем, что принесет тебе пользу. Говори то, что принесет тебе пользу.
(9 Не можешь говорить, благое, тогда молчи!)
(Цитата из хадиса): «Пусть говорит благое или молчит» - если не говорит благое, то пусть молчит, дабы спастись. А плохие речи погубят его. А если замолчит – спасется. А когда заговорит, то если речь благая – обогатиться, если речь плохая – погибнет. Чаще всего от человека, особенно будучи в беспечности со слабым иманом, исходит скверная речь.
(10 Виды дурной речи.)
Или речь, которая исходит из любопытства, в которой нет никакой пользы. Поэтому Аллах сделал порицание разговорам такого рода, как: «этот сказал, тот сказал…», будто бы перечисляя все слова людей. Он занят этим. …А также скверные речи, например: хула, сплетни, ругань, лживые речи, лживые свидетельства, а самое великое из этого – придавание сотоварищей Аллаху. Как, например, взывать кому-либо помимо Аллаха, взывать о помощи не к Аллаху и тому подобные запретные речи.
Всё это записывается. Записывается в твоей книге. И ты будешь спрошен за всё это в день Воскресения. Поэтому тебе следует удержать свой язык от того, в чем нет никакой пользы и нужды. Так ты отдыхаешь (сам) и даешь покой (другим).
(11 В молчании содержится покой и спасение.)
(Цитата из хадиса): «Пусть говорит благое или молчит».
В молчании содержится покой и спасение. Если ты заведешь скверную речь, то ты не сможешь исправить сказанное или вернуть слова обратно. Не сможешь. Однако до того, как что-то сказать, ты владеешь своим языком. А если выговоришь слово, то уже не сможешь вернуть его. Поэтому молчи изначально.
(12 Прежде, чем сказать слово, подумай в нем благо или зло.)
(Цитата из хадиса): «Пусть говорит благое или молчит».
Это правило. Всегда держи её (речь) при себе. Прежде чем заговорить, посмотри на слова. В них есть благо? – говори. В них есть зло? – держи язык при себе и спасись.
(13 Уважение к соседу из проявления веры.)
Вторая часть хадиса – «и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему соседу». Как мы сказали ранее, сосед – это тот, кто живет с тобой рядом. У него есть право в Коране, в Сунне и единогласном мнении ученных.
Сказал Всевышний:
وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا وَبِذِي الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينِ وَالْجَارِ ذِي الْقُرْبَى وَالْجَارِ الْجُنُبِ وَالصَّاحِبِ بِالْجَنبِ
«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам,» [Коран, 4:36]
У соседа есть своё право из десяти упомянутых в этом аяте прав.
Твой сосед доверяет тебе и живет рядом с тобой. Поэтому ты не должен вредить ему ни словом, ни делом.
Слово хуже и неприятнее всего. Так, ты дал своему соседу или кому-то другому много денег, но затем сказал в отношение него скверные слова, которые ранили его. Его ранят плохие слова, сколько бы ты прежде ни давал ему денег.
А добрые слова оказывают на него хорошее влияние и прививают любовь, хоть ты и не давал ему денег нисколько. Добрые слова имеют больше влияния и пользы, нежели деньги.
Слова пророка: «пусть оказывает уважение своему соседу» вбирают в себя проявление уважения словами, а это самое легкое и полезное. Говорить ему добрые слова, приветствовать его салямом, отвечать на его приветствие, когда приветствует тебя.
Эти слова так же вбирают в себя уважение посредством поступков. Дарить ему подарки, давать милостыню, когда тот нуждается, выполнять его нужды, когда он не способен. Договариваешься со своим соседом. А так же притуплять взор от его аурата, не заглядываться на его секреты, ничего не подслушивать о нём, не бросать мусор или вредить перед его дверью и на дороге, удерживать своих детей от того, чтобы они вредили его детям и так далее…
«и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему соседу».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Джибриль не прекращал давать мне наставления (о необходимости хорошего отношения) к соседу (так долго), что я даже подумал, что он включит его и в число наследников».
Всё из-за величия его права, права соседа. У соседства есть свои законоположения и значение среди людей. Не вреди своему соседу ни словом, ни делом. Наоборот, тебе надлежит хорошо относиться к нему. И это из веры (имана).
«и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему соседу».
Из этого понимается то, что вредить соседу – недостаток в вере. Поскольку проявление уважения к соседу из полноты веры, следовательно вредить соседу – изъян в вере.
(14 Уважение к гостю из полноценности веры.)
Третья часть хадиса: «и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, хорошо принимает своего гостя».
Гость – это тот, кто останавливается у тебя. Хорошее принятие гостя обязательно в поселениях и пустынях, где нет места покушать, нет места купить еду и питье, а также крова, где можно поселиться. Там, где нет гостиниц, ресторанов…
В сёлах нет ничего такого. В пустынях тоже ничего нет. Там человек будет нуждаться во всем этом, даже если он будет богатым. Если человек является прохожим в местности, и он ничего не продает и не сдает на прокат, то из его права то, чтобы его хорошо принял тот, у кого он останавливается.
А что на счет городов, то нет. Там нет такой необходимости. Там есть рестораны, гостиницы и места для аренды. Таким образом, богатый не нуждается в этом. А бедняку следует дать милостыню из-за его бедности и нужды, а не потому, что он гость.
В селениях же он будет нуждаться в этом, будь он богатым или бедным.
В хадисе упомянуты день и ночь. В другом хадисе упомянуто три дня. Ученые сказали, что обязательно один день и одну ночь, а три дня – желательно.
В другом хадисе сказано: «…Пусть оказывает почёт своему гостю в качестве дара.».
Его спросили: «О посланник Аллаха, а каков (размер) его дара?».
Он ответил: «День и ночь.».
Уважение к соседу и почтительные приём гостя из благих доисламских качеств арабов. Уважение к соседу и почтительный приём гостя из тех качеств арабов, который одобрил ислам. Это было известным делом среди арабов, их качеством и предметом гордости. Уважение к соседу, почет к гостю – про всё это ими написано много стихов. А Ислам одобрил всё это и побудил к этому из-за того блага, что в нём содержится.
*****
Отдельные пользы, извлеченные из слов шейха выше:
(15 Дурные слова ранят сердце человека.)
Слово хуже и неприятнее всего. Так, ты дал своему соседу или кому-то другому много денег, но затем сказал в отношение него скверные слова, которые ранили его. Его ранят плохие слова, сколько бы ты прежде ни давал ему денег.
А добрые слова оказывают на него хорошее влияние и прививают любовь, хоть ты и не давал ему денег нисколько. Добрые слова имеют больше влияния и пользы, нежели деньги.
Источник: Шарх 15 хадиса из 40 хадисов Ан-Навави.
Автор комментариев: Шейх Аль-Фаузан.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев