Напомним, ранее были – публикации ОО «Правозащитный Центр Костанайской области» по вопросу выплаты АО «Национальная компания «ҚазАвтоЖол» в адрес ТОО «АБЗ плюс» в зимний период в качестве предоплаты за приобретённые дорожно-строительные материалы 2,77 млрд. на предстоящий в 2025 году ремонт пяти участков республиканских автодорог (Костанай-Рудный 31 км, два участка по 30 км. в Житикаринском районе в сторону границы с РФ, 33 км. Кайрак – 412-ый пикет и ок.30 км. аулиекольской трассы; всего около 160 км).
При физическом отсутствии строительных площадок в зимнее время, соответственно, материалы, обозначенные в актах выполненных работ, также физически не могли быть завезены на строительные площадки и не могли храниться возле дорог общего пользования.
При таких обстоятельствах тогда возникли сомнения относительно самого факта приобретения ТОО «АБЗ плюс» заявленных объёмов материалов на обозначенные суммы, и физического наличия необходимых материалов в целом по всем объёмам заключённых договоров на момент начала строительной деятельности 1 апреля 2025 года по среднему ремонту указанных участков автодорог.
Из представленных в материалы дела ТОО «АБЗ плюс» копий актов ответственного хранения дорожно-строительных материалов следует, что принято на хранение «битумы дорожные нефтяные вязкие марки БМД 70/100»: 29.10.2024г., 11.11.2024г., 20.11.2024г., 11.12.2024г., 11.12.2024г., 18.12.2024г., 22.01.2025г., 18.03.2025г. В общем, всё как в анекдоте: «Сколько вешать в граммах – неизвестно, но акт есть».
Из указанных актов ответственного хранения следует, что приняты физически и фактически на указанные даты соответствующие объёмы «битумы дорожные нефтяные вязкие марки БМД 70/100» в следующих объёмах по каждому из обозначенных актов: 868,4 + 3455 + 984 + 1597 + 1572 + 1000 +500 + 2056 = 12 000 тонн.
12 тысяч тонн битума в объёме – это 200 железнодорожных цистерн.
Следует отметить, что обычно битум хранится в резервуарах от 50 до 5000 тонн (в зависимости от предприятия или базы хранения). Также может транспортироваться и временно храниться в битумовозах или битумных цистернах. Условия хранения: Температурный режим хранения: от +120 до +160 °C (чтобы сохранить битум в жидком состоянии). Хранят в герметичных металлических резервуарах с теплоизоляцией и подогревом. Дополнительно: перемешивание битума во избежание расслоения, инертная газовая подушка (например, из азота) - для предотвращения окисления. При длительном хранении важно контролировать: отсутствие доступа кислорода, стабильность температуры, отсутствие воды (влага ухудшает качество битума). Срок хранения: В жидком виде при соблюдении условий - до 6 месяцев без ухудшения характеристик. В твердом состоянии (охлаждённый битум) может храниться до нескольких лет, но перед использованием требует повторного разогрева и контроля качества.
Из представленных актов ответственного хранения невозможно установить условия хранения «битумы дорожные нефтяные вязкие марки БМД 70/100», а также агрегатное состояние материала (жидкое, твёрдое), принятого на ответственное хранение, в объёме 12 000 тонн на предприятии ТОО «АБЗ плюс». Акты ответственного хранения не содержат физических параметров материала, принятого на хранение.
Условия и срок хранения битумов, разумеется, в итоге сказываются на качестве дорожного полотна. Битум – не мёд, зимой не засахарится, а значит, без специальных условий хранения он просто утратит свойства. А с ним и качество будущих дорог.
Помимо этого из представленных актов ответственного хранения следует, что также ТОО «АБЗ плюс» приняло на ответственное хранение 134 662 м3 щебня и отсева (к 12 000 тонн битумов). Колоссальные величины в своих объёмах…
Особый интерес вызывает и хронология. Деньги, а это каждый раз сотни и сотни миллионов, иногда и полмиллиарда разом, от АО «НК «ҚазАвтоЖол» в адрес ТОО «АБЗ плюс» поступают – и в ряде случаев день в день подписываются акты приёмки материалов на ответственное хранение с их замерами на площадке ответственного хранения. День в день! Совпадение? Слишком уж часто и слишком вовремя. Походит не на логистику с доставкой, а на некий бумажный спектакль с дешёвыми декорациями.
Автор
Председатель ОО «Правозащитный Центр Костанайской области»
Николай ГИНЬЯТОВ
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2