Работы фламандских голландских художников XVI–XVII вв. открыли дорогу жанру натюрморта в искусстве многих стран.
📌 Декоративный натюрморт – не менее известный жанр создавался в конце 19 – начале 20 веков. Этот жанр подразумевает повышенное внимание к структуре объемов, фактуре поверхности предметов и характеру их пространственных соотношений. Он наиболее показателен и многообразен в плане изучения предметов декоративной композиции. В нем работали большие мастера (А.Матисс, П.Пикассо, И.Машков, Н.Гончаров, А.Куприн и т.д.) Несмотря на то, что многие художники этой эпохи писали в разной манере, все их произведения можно в одинаковой степени считать декоративными. Взять хотя бы произведения известного художника-экспрессиониста Матисса, в которых автор сделал главное ударение на фактуру и цвет. Декоративность его великолепных натюрмортов не вызывает никакого сомнения. Повышенное внимание к цвету и его акцентирование характерно и для произведений Фалька, Кончаловского, Грабаря, Антиповой. Декоративный натюрморт, полностью соответствуют термину в изображениях простых геометрических форм на картинах яркого представителя кубизма Пабло Пикассо.
📌 Представители кубизма (П.Пикассо, Ж.Брак) стремились утвердить новые методы передачи пространства и формы, используя аналитический способ изображения предметов разложением их на простейшие геометрические объемы, «вскрывая» их внутреннюю структуру. Цвет в натюрмортах кубистов, выделяя отдельные грани предмета, одновременно и усиливает, и дробит объем, придавая холстам декоративное начало и превращая их в красочные плоскостные панно. Пикассо создал серию натюрмортов, в которых стремился к чистоте простейших форм, максимально упрощая предметы. Он изобрел строго организованную систему плоских цветовых пятен, взаимосвязанных и тщательным образом распределяемых на плоскости холста. Использование модификаций в виде фактурных пятен приводили к дополнительным цветовым эффектам. Не вызывает сомнения и декоративность работ Петрова-Водкина, который посредством натюрморта стремился передать зрителю сложные образы.
Характерная особенность, которой отличается декоративный натюрморт - это допустимость условного отображения реальных предметов, он не требует безоговорочного выполнения некоторых постановочных задач, таких, к примеру, как отображение материальности, пространства, формы. Весьма ограниченные требования предъявляются и к плановости изображения.
📌 Из первоочередных задач произведений этого жанра следует отметить цветовую композицию, которая построена на монохромии, контрасте, нюансе. Ее главная цель - создание задуманного колорита. Декоративный натюрморт гуашью, акварелью или маслом - это акцент на красоту линии и контура изображенного предмета. Создание подобных произведений - это удивительный процесс стилизации формы предметов, их тона и цвета. Под стилизацией здесь подразумевается объединение предметов при помощи условных приемов. К ним относятся упрощение или усложнение форм и деталей, цвета, иногда наблюдается полный отказ от передачи объема изображаемых предметов. Но упрощение формы не означает сведение ее к примитивности, упущенные незначительные детали помогают подчеркнуть наиболее значимые качества изображаемого. Для усложнения формы обычно используются элементы декоративного орнамента. Автор имеет возможность стилизовать предмет на свое усмотрение, иногда используется прием значительного отхода от натуры. Более того, объемные формы - фрукты, цветы, вазы, кувшины - могут сохранять свои плавные реальные линии или же доходить до геометрических начертаний, тяготеющих к абстрактным изображениям.
📌 Известные мастера живописи XIX–XX вв. широко использовали в своем творчестве декоративную стилизацию натюрморта. В современном изобразительном искусстве жанр стилизованного натюрморта характеризуется исключительно большим разнообразием стилей и художественных направлений. Для создания декоративных стилизованных натюрмортов с различными предметами, составляющими определенную группу, применяются общие методы и приемы декоративной стилизации.
📌 Специфичным требованием, для стилизованных натюрмортов (так же, как и для реалистических натюрмортов) является необходимость добиваться прежде всего полного единства группы изображаемых объектов, используя для этого группирующие законы и принципы визуального восприятия. Жанр декоративный натюрморт наиболее показателен и многообразен в плане изучения признаков декоративной стилизации.
📌На сегодняшнем уроке мы будем с вами рисовать свой натюрморт – натюрморт по своему воображению, в этом нам помогут зарисовки разных натюрмортов, навыки стилизации, и знания цветоведения.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев