Открытие «татуинов» поставило перед планетологами новый вопрос — если они существуют, то как они образуются и как они выживают, если большая часть орбит в окрестностях двойных звезд является крайне нестабильной и непригодной для формирования «зародышей» планет. Сегодня многие астрономы склоняются к мысли, что «татуины» или рождаются на относительно спокойных дальних окраинах звездной системы, или же они возникают у других светил и лишь потом захватываются двойной звездой.
Ди Фолько и дюжина других астрономов из Европы, Мексики, США и Тайваня показали, что на самом деле «татуины» рождаются на месте, наблюдая за звездной системой GG Тельца при помощи инструментов телескопа ALMA. Она состоит из трех светил — тесной пары из двух звезд и оранжевого карлика, вращающегося вокруг них на достаточно большом удалении. Это трио — младенцы по астрономическим меркам, их возраст составляет всего 1–5 миллионов лет, и их до сих пор должны окружать останки газопылевой туманности, внутри которой они родились.
Анализируя радиоизлучение частичек пыли в окрестностях GG Тельца, ученые выяснили, что эта тройная система окружена сразу двумя кольцами из пыли и газа. Более крупное кольцо окружает сразу три звезды системы, а его меньший собрат — оранжевый карлик в центральной части GG Тельца. Подобные структуры встречались астрономам и ранее, однако ученые считали их кратковременным и преходящим явлением — как показывали компьютерные модели, внутренние диски в двойных или тройных системах должны были быстро испаряться из-за близости к светилу и отсутствия подпитки из внешнего кольца.
Оказалось, что модели и основанные на них теории и интерпретации предыдущих наблюдений за такими звездами были не верны. Когда Ди Фолько и его коллеги начали наблюдать за тем, как светятся молекулы угарного газа во внешнем и внутреннем кольце (так астрономы «щупают» температуру протопланетных дисков и наблюдают за движением потоков газа и пыли в них), они увидели небольшие «ручейки» материи, соединяющие оба диска. Через эти космические артерии, как показала ALMA, внутренний диск перетягивает на себя небольшие сегменты внешнего протопланетного кольца.
Подобное «воровство», как показывают расчеты ученых, позволит этому кольцу просуществовать на протяжении нескольких десятков миллионов лет, чего достаточно для формирования первых планет, зималей-зародышей планет и их дальнейшей эволюции в полноценные «татуины». Кроме того, существование стабильного протопланетного диска у одиночного светила в тройной звездной системе заметно расширяет перечень типов звезд, в окрестностях которых могут в принципе существовать планеты.
«Вполне возможно, что нам удалось застать эту звездную систему за процессом рождения планет внутри нее. В определенном смысле, мы все еще пытаемся понять, почему эти странные и невозможные, казалось бы, планеты вообще существуют. Наше открытие говорит о том, что кратные звездные системы (содержащие в себе два или более светила. — РП) все же способны самостоятельно производить планеты, несмотря на их сложную динамику. Учитывая то, что мы продолжаем находить интересные и необычные планетные системы, наши наблюдения приближают нас к пониманию того, какие механизмы позволили им сформироваться», — заключает американский планетолог Джеффри Бэри из университета Колгейт в Гамильтоне (США), другой автор статьи.
Нет комментариев