Семья и биоэтика, материалы международного симпозиума, Высшая Духовная Семинария «Мария – Царица Апостолов», Санкт-Петербургб изд. МАРТ, 1998
Эллио Сгречча, Виктор Трамбоне, Биоэтика, Библейско-Богословский Институт св. Апостола Андрея, Москва, 2001
Владимир Фиалковский, Биологические ритмы полдовитости
Владимир Фиалковский, Экология семьи (пол.)
Anna M Flynn& Melissa Brooks, Natural Family Planing? Thorsons, London 1984,1985,1988,1990,1997
Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви, МП Священный Синод РПЦ ОВЦС, Москва 2001
Естественная Гармония, изд. Центр Семьи Архиепаррхии Божией Матери вМоскве (2002, 2003)
Литература:
Pawel VI, Enc.Humanae Vitae, 1968
Jan Pavel II, Adhortacja Apostolska “Familiaris Consortio”, Poznan, 1983
Окружное Послание EVANGELIUM VITAE (ЕВАНГЕЛИЕ ЖИЗНИ) Папы Иоаннa Павла II о ценности и нерушимости человеческой жизни, «Русская Мысль» - Издательство «МИК», Париж-Москва 1997
Документы Второго Ватиканского Собора, Пастырская Конституция Gaudium et spes
Wl. Fialkowski, Ku afirmacji zycia, Pax, Warszawa, 1989
Вл. Фиалковский, Биологические ритмы плодовитости, Варшава, 1977
7.Если супруги, зная о неплодных периодах, уважают неразрывный союз двух значений супружеской близости и человеческой сексуальности – объединяющего и воспроизводящего, то они поступают как «служители» замысла Божия (Gaudium et spes, 50; HV13;HV14; AAS 60). В контексте культуры, которая существенно искажает или прямо уничтожает истинное значение сексуальной природы человека, коренным образом отделяя последнюю от личности, Церковь считает своей безотлагательной и незаменимой миссией указать на эту природу, как на ценность и задачу целостной человеческой личности, сотворенной по образу Божию – мужчины и женщины. Существует антропологическое и, одновременно, нравственное, различие, между противозачаточными средствами и ЕПС. Супружеская чета открывает, что их община личностей обогащается новыми ценностями, которые являются составляющими, глубоко животворящими человеческую сексуальность, помещая ее в истинном и полностью человеческом своем измерении (FC32).
Зато супружеская встреча состоялась в самый благоприятный для зачатия период, после двухнедельного воздержания, жертвоприношения в Храм и благословения священника. В те времена никто не знал об овуляции, но, тем не менее, это уже ЕПС. Однако, в условиях современного мира, его экологии, ритма жизни и перегрузок многие женщины не имеют универсального, одинакового для всех цикла. Тогда число 14 дней, как в Ветхом Завете далеко не для всех означает день овуляции. Но при изменившихся условиях Бог дал людям новые знания. Теперь каждая женщина может узнать о признаках приближения овуляции и о самом благоприятном для зачатия ребенка дне ее конкретного цикла, тогда супруги смогут сознательно принять и приветствовать новую жизнь. ЕПС также может помочь многим супругам с пониженной плодностью достичь желаемой беременности.
Не все дни, возможные для зачатия являются днями для этого благоприятными. Это один из самых существенных, и до конца не осознанных до настоящего времени, аспектов ветхозаветного регламента. Мало кто обращал внимание на то, что в (Лев 15) есть ограничение для супругов, распространяемое не только на дни истечения, а еще семь дней после. В сумме, дни, ограничивающие близость, согласно ветхозаветному регламенту составляют 14 дней, а это при среднем цикле, который равен лунному месяцу, т.е. 28 дней, соответствует дню овуляции, то есть, наиболее благоприятному для зачатия дню. После 16-17 дня в тех условиях, все оставшиеся дни цикла были неплодны.
Из этого древнего законодательства сохраняет свою актуальность идеал нравственной чистоты, охраняемый положительными правилами. ЕПС определяет и раскрывает смысл некоторых из этих правил на основе современных знаний о человеке, которые в отличие от ветхозаветных предписаний дают не просто строгий регламент поведения, а возможность осознанного выбора и принятия волевых решений. Так приоткрывается еще одна грань ветхозаветного регламента супружеских отношений.
Правило, данное в (Лев 15), кроме явно упомянутых аспектов закона чистоты, неявно связано с циклическим ритмом плодности и обеспечивает оптимальные условия для зарождения новой жизни. Ведь сам Господь создал человека в шестой день творения, когда подготовил все к его появлению. Так же семья может осознанно подготовить, запланировать приход каждого нового члена, а потом ждать исполнения Воли Бога в осуществлении своих планов.
Идя далее законов об обрядовой чистоте, пророки настаивают на очищении сердца (Ис 1,16; Иер 33,8; ср. Пс 51,12), подготавливая людей к принятию Иисуса Христа (Мф 15, 10-20), освобождающего своих учеников от предписаний, из которых помнили уже одну материальную сторону (Мф 23, 24-26) и, наконец, библейский взгляд на человека (1 Кор 3.16-17), напоминающий о том, что телом не должно пренебрегать.
Наличие правил, связанных с рождением (Лев 12), супружескими отношениями (Лев 15) – говорит о том, что все, что связано с зачатием, рождением, размножением, общностью крови, носит священный характер и состоит в непосредственной связи с Богом, Творцом и Владыкой жизни и понимается как таинство, в котором присутствует Создатель. Поэтому все реалии жизни приобретают священный характер, и вся жизнь избранного народа – личная, семейная и общественная – должна определяться законом святости и заповедями о чистоте.
Для первой части достаточно инстинкта продолжения рода, для второй же нужен разум и воля. Хозяин должен знать, чем он обладает, чтобы разумно распоряжаться своими богатствами. Главное богатство и Божие благословение для семьи – это дар плодности.
Разумное планирование вносит определенную упорядоченность в нашу жизнь. Известно, что причина порядка — Бог. Познание планов Бога и упорядочивание своей жизни в соответствии с этими планами является заданием для каждого верующего человека. Основой ЕПС являются: план Бога, призывающий к продолжению рода и созданию семьи (Быт 1.26-28 и 2.24); правила, отражающие закон чистоты (Лев 11-16) в сочетании с законом святости (Лев 17-26); законы чистоты и святости являются двумя планами одного требования Божия, обращенного к человеку, состоящему из души и тела, при взаимном влиянии друг на друга этих, в едином существе соединенных начал (Притч 17,22); правило, касающееся регламента супружеских отношений, исключающее их хаотичность, которое дается в...ЕщёДля первой части достаточно инстинкта продолжения рода, для второй же нужен разум и воля. Хозяин должен знать, чем он обладает, чтобы разумно распоряжаться своими богатствами. Главное богатство и Божие благословение для семьи – это дар плодности.
Разумное планирование вносит определенную упорядоченность в нашу жизнь. Известно, что причина порядка — Бог. Познание планов Бога и упорядочивание своей жизни в соответствии с этими планами является заданием для каждого верующего человека. Основой ЕПС являются: план Бога, призывающий к продолжению рода и созданию семьи (Быт 1.26-28 и 2.24); правила, отражающие закон чистоты (Лев 11-16) в сочетании с законом святости (Лев 17-26); законы чистоты и святости являются двумя планами одного требования Божия, обращенного к человеку, состоящему из души и тела, при взаимном влиянии друг на друга этих, в едином существе соединенных начал (Притч 17,22); правило, касающееся регламента супружеских отношений, исключающее их хаотичность, которое дается в (Лев 15.19-32).
Так, в основах Социальной Концепции РПЦ(XII.3.) говорится «одним из путей реализации ответственного отношения к их (детей) рождению является воздержание от половых отношений на определенное время». В тоже время, многие представители РПЦ категорически отвергают любое планирование семьи, в том числе ЕПС, основанное на воздержании в определенные дни, справедливо полагая, что все планы в руках Бога. РКЦ, так же полагая это утверждение за основу, дополняет его тем, что исходит из Божественной природы человека (Быт 1.26-28), то есть наличия у человека разума и свободной воли, как у подобного Творцу. Это дает человеку право участия в планах Бога, то есть право на сотрудничество с Богом. Так как только человеку, из всего творения, после слов Творца: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте…», сказано еще: «обладайте» и «владычествуйте», то есть будьте хозяевами.
6.Слепой страх перед словом «планирование» с одной стороны и манипуляция этим понятием с другой нуждаются в дискредитации системы ЕПС, методы которой называют устаревшими, ненаучными, ненадежными, или – для верующих людей ненужными и греховными. В каждой среде, с разными целями, распространяется негативная информация о ЕПС, мотивируемая в системе ценностей того или иного круга людей. Это понятие настолько удобно для манипуляций и разночтений, что пока отсутствует единое мнение и у христиан.
5.Этого не случается при ЕПС, где ребенка всегда ждут. Каждая супружеская встреча открыта для его прихода. Семьи, в которых супруги живут в согласии с законами природы, характеризуются большей стабильностью и семейной гармонией, чем обычные семьи. Результаты исследований в разных странах (Австрия, Англия, США) показывают, что в супружеских отношениях ЕПС укрепляет супружеские узы, а разводы случаются в единичных случаях;
С точки зрения этики и морали, МРП в системе ЕПС могут быть приняты всеми. ЕПС при глубоком рассмотрении, соответствуют требованиям всех культур и религий, при поверхностном – некоторыми отвергается, потому что и в этой сфере появляются манипуляторы или некомпетентные консультанты. В системе ЕПС принята многоступенчатая программа подготовки консультантов, ориентирующая не на инструментальное, а на системное мышление.
МРП – это только методологический инструмент, используемый в системе ЕПС, абсолютно нейтральный, сам по себе, но может быть использованным как во благо, так и во зло, например, из эгоистических целей. Тогда, благодаря своей эффективности может привести к тому, что дети перестанут появляться. Хотя, при естественных отношениях, уровень эгоизма обычно снижается, так как эгоистические проявления в поведении чаще являются реакцией на страхи. А страхам при ЕПС остается все меньше места, несмотря на то, что не существует стопроцентной гарантии предупреждения незапланированной беременности ни при одном из способов, включая стерилизацию. При контрацептивном подходе, в том числе к МРП, ребенок является сбоем технологии или ошибкой метода.
В европейских странах, особенно, в христианской среде, система ЕПС стала уже неотъемлемым элементом культуры, поэтому там мало кто обратил внимание на новые рекомендации ВОЗ, и по-прежнему ЕПС для них не методы, а стиль жизни, поэтому названий никто не менял. О системе ЕПС в России знает несколько десятков человек, для многих других, кто где-то слышал словосочетание ЕПС, это понятие устойчиво и негативно ассоциируется с сомнительными методами. Кто-то может назвать их «ватиканской рулеткой». Кто-то всерьез полагает, что это одна из скрытых форм контроля рождаемости.
ЕПС, в отличие от МРП – это система знаний о самой сокровенной сфере нашей жизни, это владение собой, своими чувственными переживаниями, взаимная ответственность за результаты интимной жизни и добровольное воздержание, осознание уникального предназначения каждого ребенка в планах Бога, ориентация на ценность многодетной семьи, дающей шанс развития личности, общества, государства.
Распространение контрацептивного типа мышления является составной частью программы контроля рождаемости, которая несовместима с ЕПС по целому ряду факторов. Отсюда устойчивое негативное отношение к ЕПС практически во всех социальных группах, в том числе и среди некоторых представителей Церкви. Это ловушка, в которую попадаются многие, даже истинно верующие христиане.
Подмена системного понятия «ЕПС» инструментальным понятием «Методы» осталась практически не замеченной. О системе ЕПС знали немногие, методы, в той или иной мере были известны еще в Древнем Египте, Индии и Греции. Особенное научное развитие МРП получили в XX веке, особенно к концу 1970-х. Уровень информации о МРП («естественные методы»), открытый для русскоязычного населения относится к 1929-30 г. К тому времени, когда произошла подмена системы методом, в России практически ничего не знали ни о том, ни о другом.
4.Между 1971 г. и 1987 г. понятие ЕПС сведено от глобального – «тип мышления» до инструментального «метод», и даже до абсурдного: «естественный метод контрацепции». Это произошло в результате манипуляций рядом ключевых понятий, определяющих главные человеческие ценности, прежде всего манипуляции понятием «свобода». Так, «тип мышления и образ жизни, добровольно принятый на основе знаний и убеждений индивидуума» (ВОЗ, 1971) превратился в совершенно конкретный тип контрацептивного мышления, присущий на сегодняшний день в разной степени, практически каждому индивидууму, за малым исключением.
«Методы планирования или откладывания беременности, базирующиеся на исследовании естественно появляющихся в продолжение менструального цикла симптомов и признаков периодов плодности и неплодности с воздержанием от интимных отношений в плодном периоде, если не планируется зачатие ребенка». В 1987 г. появилась поправка: Выражение «Естественное планирование семьи» должно быть заменено выражением «Методы распознавания плодности» (fertility awareness methods). В российской научной и популярной литературе встречается понятие «естественные методы», которые не имеют ничего общего с ЕПС и с современными научными Методами Распознавания Плодности (МРП).
3.Понятие ЕПС имеет разное толкование в зависимости от источника и заказчика. В определениях ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) понятие включено в сферу программ планирования семьи. Определение ВОЗ, 1971 г. гласит: «Планирование семьи – это тип мышления и образ жизни, добровольно принятый на основе знания, убеждения и соответствующих решений индивидуума или пары с целью укрепления здоровья и благосостояния семьи». В 1982 г. ВОЗ определила понятие ЕПС так:
Тему ЕПС, наряду с другими темами, касающимися проблемы семьи, затронул Синод Епископов (Рим,26.09-25.10, 1980), и в ответ на многочисленные запросы, связанные с проблемами семьи, в том числе и моральные аспекты ЕПС, появилось Апостольское Послание (FC), опирающееся на документы II Ват.Собора ( Gaudium et spes, 50), Окружное Послание “Humanae vitae”, где особенно подчеркнуто то, что супружеская любовь должна быть человеческой во всей ее полноте, исключительной и открытой для новой жизни (Humanae vitae, ср. 9 и 12). Церковь подчеркивает (Gaudium et spes, 51), что необходимо сделать все для того, чтобы знание тела и ритмов его плодности стало доступно всем супругам, при совместном участии супружеских пар, врачей и экспертов.
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ (ЕПС) — осознанно выбранная система жизненных ценностей, определяющая стиль отношений супружеской пары, открытых для новой жизни, супружеского диалога, и диалога с Богом, исключающих использование любого метода, средства, технологии, предотвращающих зачатие, а также исключающих любое вмешательство в репродуктивную сферу жизни человека с целью контроля рождаемости.
2.Согласно Учению КЦ, при ЕПС допускается использование Методов Распознавания Плодности (МРП) с целью познания и принятия совместной плодности супругов для обеспечения ответственного и осознанного репродуктивного поведения, отвечающего естественному плану о человеке, установленному Господом. Церковь уделяет особое внимание вопросам, связанным с планированием семьи, в том числе и естественным (FC 32-33).
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ (ЕПС),
автор Галина Масленникова, конт.тел. 253-67-03
Структура статьи:
1. Определение
2. Отношение РКЦ к ЕПС
3. ВОЗ и ЕПС
4. ЕПС и МРП. Недоразумения и разногласия в отношении ЕПС.
5. Преимущества использования ЕПС для семьи
6. ЕПС в планах Бога. Ветхий Завет. Новый Завет
7. ЕПС в защите достоинства человека в документах Церкви
8. Литература
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 24
Эллио Сгречча, Виктор Трамбоне, Биоэтика, Библейско-Богословский Институт св. Апостола Андрея, Москва, 2001
Владимир Фиалковский, Биологические ритмы полдовитости
Владимир Фиалковский, Экология семьи (пол.)
Anna M Flynn& Melissa Brooks, Natural Family Planing? Thorsons, London 1984,1985,1988,1990,1997
Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви, МП Священный Синод РПЦ ОВЦС, Москва 2001
Естественная Гармония, изд. Центр Семьи Архиепаррхии Божией Матери вМоскве (2002, 2003)
Pawel VI, Enc.Humanae Vitae, 1968
Jan Pavel II, Adhortacja Apostolska “Familiaris Consortio”, Poznan, 1983
Окружное Послание EVANGELIUM VITAE (ЕВАНГЕЛИЕ ЖИЗНИ) Папы Иоаннa Павла II о ценности и нерушимости человеческой жизни, «Русская Мысль» - Издательство «МИК», Париж-Москва 1997
Документы Второго Ватиканского Собора, Пастырская Конституция Gaudium et spes
Wl. Fialkowski, Ku afirmacji zycia, Pax, Warszawa, 1989
Вл. Фиалковский, Биологические ритмы плодовитости, Варшава, 1977
Правило, данное в (Лев 15), кроме явно упомянутых аспектов закона чистоты, неявно связано с циклическим ритмом плодности и обеспечивает оптимальные условия для зарождения новой жизни. Ведь сам Господь создал человека в шестой день творения, когда подготовил все к его появлению. Так же семья может осознанно подготовить, запланировать приход каждого нового члена, а потом ждать исполнения Воли Бога в осуществлении своих планов.
Наличие правил, связанных с рождением (Лев 12), супружескими отношениями (Лев 15) – говорит о том, что все, что связано с зачатием, рождением, размножением, общностью крови, носит священный характер и состоит в непосредственной связи с Богом, Творцом и Владыкой жизни и понимается как таинство, в котором присутствует Создатель. Поэтому все реалии жизни приобретают священный характер, и вся жизнь избранного народа – личная, семейная и общественная – должна определяться законом святости и заповедями о чистоте.
Разумное планирование вносит определенную упорядоченность в нашу жизнь. Известно, что причина порядка — Бог. Познание планов Бога и упорядочивание своей жизни в соответствии с этими планами является заданием для каждого верующего человека. Основой ЕПС являются: план Бога, призывающий к продолжению рода и созданию семьи (Быт 1.26-28 и 2.24); правила, отражающие закон чистоты (Лев 11-16) в сочетании с законом святости (Лев 17-26); законы чистоты и святости являются двумя планами одного требования Божия, обращенного к человеку, состоящему из души и тела, при взаимном влиянии друг на друга этих, в едином существе соединенных начал (Притч 17,22); правило, касающееся регламента супружеских отношений, исключающее их хаотичность, которое дается в...ЕщёДля первой части достаточно инстинкта продолжения рода, для второй же нужен разум и воля. Хозяин должен знать, чем он обладает, чтобы разумно распоряжаться своими богатствами. Главное богатство и Божие благословение для семьи – это дар плодности.
Разумное планирование вносит определенную упорядоченность в нашу жизнь. Известно, что причина порядка — Бог. Познание планов Бога и упорядочивание своей жизни в соответствии с этими планами является заданием для каждого верующего человека. Основой ЕПС являются: план Бога, призывающий к продолжению рода и созданию семьи (Быт 1.26-28 и 2.24); правила, отражающие закон чистоты (Лев 11-16) в сочетании с законом святости (Лев 17-26); законы чистоты и святости являются двумя планами одного требования Божия, обращенного к человеку, состоящему из души и тела, при взаимном влиянии друг на друга этих, в едином существе соединенных начал (Притч 17,22); правило, касающееся регламента супружеских отношений, исключающее их хаотичность, которое дается в (Лев 15.19-32).
С точки зрения этики и морали, МРП в системе ЕПС могут быть приняты всеми. ЕПС при глубоком рассмотрении, соответствуют требованиям всех культур и религий, при поверхностном – некоторыми отвергается, потому что и в этой сфере появляются манипуляторы или некомпетентные консультанты. В системе ЕПС принята многоступенчатая программа подготовки консультантов, ориентирующая не на инструментальное, а на системное мышление.
ЕПС, в отличие от МРП – это система знаний о самой сокровенной сфере нашей жизни, это владение собой, своими чувственными переживаниями, взаимная ответственность за результаты интимной жизни и добровольное воздержание, осознание уникального предназначения каждого ребенка в планах Бога, ориентация на ценность многодетной семьи, дающей шанс развития личности, общества, государства.
Подмена системного понятия «ЕПС» инструментальным понятием «Методы» осталась практически не замеченной. О системе ЕПС знали немногие, методы, в той или иной мере были известны еще в Древнем Египте, Индии и Греции. Особенное научное развитие МРП получили в XX веке, особенно к концу 1970-х. Уровень информации о МРП («естественные методы»), открытый для русскоязычного населения относится к 1929-30 г. К тому времени, когда произошла подмена системы методом, в России практически ничего не знали ни о том, ни о другом.
2.Согласно Учению КЦ, при ЕПС допускается использование Методов Распознавания Плодности (МРП) с целью познания и принятия совместной плодности супругов для обеспечения ответственного и осознанного репродуктивного поведения, отвечающего естественному плану о человеке, установленному Господом. Церковь уделяет особое внимание вопросам, связанным с планированием семьи, в том числе и естественным (FC 32-33).
автор Галина Масленникова, конт.тел. 253-67-03
Структура статьи:
1. Определение
2. Отношение РКЦ к ЕПС
3. ВОЗ и ЕПС
4. ЕПС и МРП. Недоразумения и разногласия в отношении ЕПС.
5. Преимущества использования ЕПС для семьи
6. ЕПС в планах Бога. Ветхий Завет. Новый Завет
7. ЕПС в защите достоинства человека в документах Церкви
8. Литература
В соседнем форуме Виктор Александрович рассказывает, что он предохраняется, а здесь рассуждает про естесственное планирование семьи