Деревня Щеглы.
Деревня Щеглы, что находилась примерно в четырёх километрах от Турусинова, опустела в 80-ых годах.
Сегодня о ней напоминают лишь старые карты Кикнурского района да три полуразрушенных дома на месте самой деревни. Но в памяти бывших жителей Щеглы по-прежнему продолжают жить.
Деревня была не хуже других
Николай Васильевич Щеглов, п. Кикнур:
- Родился в Щеглах, жил там до 70-х годов. Сейчас мне 87 лет - считай, один из старейших жителей. Сначала был колхоз «Щеглы», куда входила только наша деревня. А потом его укрупнили, добавились ещё близкие Красный Яр, Колесники, Конопли.
А Щеглы - деревня была хорошая. Дома стояли буквой Г: до поворота - по обе стороны, после поворота - по одной. Перед войной насчитывалось около 60 дворов, а когда мы уезжали - около 35-40. Жили в Щеглах в основном Щегловы и Кожиновы.
Была в деревне хорошая коровья ферма, свинарник. Женщины наши почти все там и работали. Жили не хуже других, молодые были - сил хватало и на колхоз, и на своё хозяйство: почти у всех - по корове, овец держали, гусей. Огороды были большие, даже ячмень сеяли. Снопы сушили на русских печах, обмолачивали, на посыпку перемалывали. В деревне мельница своя стояла, кузница работала. А вот школы не было. Ребят на целую неделю отправляли в Турусиново учиться. Может, потому и уезжать из Щеглов стали.
Незатейливое, но счастливое детство
Лидия Васильевна Черепанова, п. Кикнур:
- Детей в Щеглах было немало: в большинстве семьей по 3-4 ребёнка. Конечно, мы помогали родителям, но и свободное время было. Самым любимым местом ребятни являлся лесок - так мы его называли. На самом деле это загон для лошадей, находился как раз межу нашим домом и домом родственников. И этот лесок вмещал целый мир. Там играли в лапту, подросли - в волейбол, да как только не играли!
Клуба в деревне не было, и местом общения являлась ферма. Пригонят коров, доярки собираются доить, и мы, дети, с ними - бегаем, играем. А взрослые и новости обсудят, и посмеются, и поработают. Я тёте Клаве своей доить коров помогала.
По вечерам костёр любили жечь, картошку пекли - и никто за нами не присматривал, и пожаров не было.
Знатных рукодельниц в деревне особо не упомню, наверное, некогда было этим заниматься, работали. Но на отдых время находили. У нашего дома стоял огромный дуб, под ним - лавка. Вот здесь и собирались: песни пели, частушки, под гармонь плясали.
А ещё молодёжь собиралась в «пожарке» на гулянье. Это здание такое, где находились доска с колотушкой - дежурили по ночам по деревне ходили, чтобы не допустить пожара. В нём и собрания проводили.
Большое гулянье деревня всегда устраивала в последнее воскресенье июля. Гости собирались со всей округи. И деревенские старались в грязь лицом не ударить - выставляли на стол всё самое вкусное. В это время раньше поспевали малина и огурцы - обязательно угощали малиновым вареньем, малосольными огурцами и горячим супом, без него, считалось, и стол - не стол.
Жизнь деревенская незатейливая была, но как много счастливых моментов в ней! Иногда с кем деревенским встретимся, повспоминаем детство - душой отдохнём.
Как опустела деревня, так ни разу мы, её бывшие жители, массово не собирались. А очень хочется!
О лошадях, первом телевизоре и пожарной безопасности
Владимир Александрович Щеглов, п. Кикнур:
- В деревне была одна колхозная машина, один шофёр. Основным «транспортом» являлись лошади. От комбайнов с поля зерно возили на лошадях в специальных ящиках, которые назывались бестарками. На фото мы с сестрой стоим как раз у такого ящика.
Зерно свозилось на ладонь - склад для хранения зерна. Сушили его естественной сушкой - перелопачивали. Занимались этим больше не деревенские, а городские: в сезон заготовки зерна из Кирова с заводов на помощь присылали молодёжь, в основном девчат. И так было не только в Щеглах. Некоторые из кировчанок и замуж здесь вышли, остались в нашем районе жить. Например, наша сватья Надежда из села Кокшага.
Лошадей было много, мы, дети, их нисколько не боялись. Когда стали постарше, доверяли нам купать лошадей на бакалде в д.Красный Яр. И лошадей выкупаем - плавали на них, и сами накупаемся.
А потом началась механизация, появились тракторы, и пришёл откуда-то сверху приказ - убрать лошадей. Было это примерно в 1963-65 годах. Забивали их прямо при нас, детях, мы плакали. Зачем так сделали - не знаю. Оставили совсем немного лошадей.
На снимке наш дом в Щеглах. Отец, Щеглов Александр Алексеевич, был лесничим Кокшагского лесничества. На крыше дома можно разглядеть цифру 10 - значит, лесник 10 обхода. У каждого лесника на крыше дома была своя цифра, чтобы с воздуха было видно, где живёт лесничий. В пожароопасный период над деревнями постоянно летал красный самолёт, и, если лётчик замечал огонь в лесу, к дому лесничего скидывался красный флажок, наверное, там указывалось место возгорания. Лесничий тогда принимал меры, собирал людей. Крупных пожаров и не было.
А ещё на доме видна антенна - у нас у первых в Щеглах появился телевизор. Отец в 1961 году привёз его из Москвы, в Кикнуре их ещё не продавали. Жители Щеглов и даже близлежащих Симонят, Колесников, Красного Яра, Коноплей приходили смотреть этот чудо-ящик. Так и называли телевизор - ящик.
Когда ещё не было электросетей, электричество в деревне вырабатывал дизель-генератор. Он стоял в специальном помещении.
Обслуживал агрегат дизелист из Красного Яра, что в километре от нашей деревни. Каждый день, как начинало темнеть, он приходил в Щеглы и включал генератор. Зимой - примерно в пять вечера, выключал - в 23.00. Перед тем как погасить свет, мигал 3 раза и - отбой.
Случалась поломка генератора, по деревне, бывало, говорили, что из-за щегловского телевизора, мол, много берёт электроэнергии. Конечно, причина была не в этом, просто люди настороженно относились ко всяким новинкам.
На снимках : дом А.А.Щеглова, Валя и Володя Щегловы (1959г.)
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4