С нового учебного года Кыргызстан официально запускает реформу школьного образования, переходя на 12-летнюю систему. Это масштабное преобразование затронет не только структуру обучения, но и содержание программ, подходы к преподаванию и возрастные группы. Первые изменения начнут действовать уже с сентября 2025 года, и они коснутся как первоклассников, так и учеников средних классов.
Дети, поступившие в школу по старой 11-летней системе и перешедшие из первого во второй класс, продолжат обучение по прежней программе. Для них выравнивание по всем предметам произойдёт только через три года, когда они догонят обновлённые стандарты. Тем временем пятые и седьмые классы начнут обучение по новым интегрированным программам, где материал охватывает сразу два уровня — например, в пятом классе будут изучать темы, предусмотренные для пятого и шестого.
Большинство учебных программ в 2025/26 году будут отмечены как временные, в рамках переходного периода. Обновление учебников начнётся с ключевых предметов: математики, английского языка и естествознания. В последующие годы появятся новые книги по истории, географии и другим дисциплинам. Несмотря на внедрение принципов межпредметной интеграции, объединения предметов пока не планируется — физика, химия, биология и география останутся самостоятельными дисциплинами, и будут преподаваться по традиционному расписанию.
Переходный период продлится до 2028 года и включает перераспределение возрастных групп. В 2025/26 учебном году ученики, родившиеся в 2015 году и обучающиеся в третьем классе, перейдут сразу в пятый, а шестиклассники 2012 года рождения — в восьмой. В 2026/27 и 2027/28 аналогичные переходы будут организованы для следующих возрастных групп. Таким образом, реформа охватывает не только содержание образования, но и его ритм, возрастную логику и педагогическую стратегию.
Для школьников переход на 12-летнюю систему станет не просто сменой цифры в названии, произойдет изменение темпа, глубины и логики обучения. С одной стороны, плюсы очевидны: больше времени на освоение материала, постепенное развитие навыков, возможность внедрения современных подходов и технологий. Интегрированные программы помогут связать знания между предметами, а новые учебники сделать обучение более актуальным и интересным.
С другой стороны, переходный период может вызвать путаницу и стресс: не все дети и родители сразу поймут, почему третьеклассник вдруг стал пятиклассником, а привычные учебники исчезли. Учителям предстоит адаптироваться к новым стандартам, а ученикам к новым требованиям. Особенно непросто будет тем, кто оказался «на стыке» старой и новой системы, ведь им придётся догонять и перестраиваться одновременно. Тем не менее, если реформу будут сопровождать грамотная поддержка, ясные объяснения и гибкость в подходах, она может стать шагом к более зрелой и эффективной школе.
#Кыргызстан #Бишкек #Ош #Kyrgyzstan #Bishkek #Osh
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев