Н. Энгельгардт. Страницы биографии.
Родословная Энгельгардтов. Начало жизненного пути.
В ряде заметок автор настоящих строк часто упоминал имя Александра Николаевича Энгельгардта, помещика, уроженца села Климова Духовщинского уезда Смоленской губернии. В наших местах интересен он тем, что внес заметный вклад во внедрение научных методов земледелия на Смоленщине, а главное как автор «Писем из деревни», в свое время явившихся заметным явлением в жизни просвещенной России.
Род Энгельгардтов в биографическом отношении изучен достаточно подробно. Из Смоленских исследователей в первую очередь следует назвать кандидата исторических наук А.В. Тихонову. Ее перу принадлежит обширная монография «Род Энгельгардтов в истории России 17 – 20 веков», издательства Смоленского педагогического университета, 2001г. Кроме того с ее участием Российская Академия наук в серии «Литературные памятники» издало исследование «Энгельгардт A.H.. Из деревни.12 писем 1872-1887.» Санкт-Петербург «Наука» 1999г. В Интернете так же можно почерпнуть немало информации и других исследователей.
Таким образом, как бы нет необходимости повторяться и публиковать заметку о хорошо изученной личности знаменитого земляка. Однако учитывая неподдельную симпатию автора к этому человеку за его знание быта, психологии и сочувственное отношение к тяжелой жизни крестьян края хочется внести свою скромную лепту и вкратце описать его биографию.
Александр Николаевич Энгельгардт являвшийся представителем смоленской ветви рода, потомков Вернера (после крещения Еремея) Энгельгардта в шестом колене родился 21 июля 1832 года в семье землевладельца.
Отец Александра Николаевича, Николай Федорович Энгельгардт состоял надворным советником и в период 1817 по 1819 годы предводителем Духовщинского дворянства.
Николай Энгельгардт был состоятельным и просвещенным помещиком и задолго до крестьянской реформы 1861 года наделил своих крестьян землей путем ее межевания, ввел метод искусственного орошения полей.
В семье помещика имелось шестеро детей: четверо сыновей и две дочери. Александр Николаевич был третьим ребенком.
Первоначальное образование герой повествования получил дома. Приставленные к нему воспитатели - это люди из народа. От них Александр воспринял уважение к нелегкому крестьянскому труду, любовь к природе.
Жизнь крестьянства во все времена была нелегкой. Те времена не исключение. Согласно статистическим сведениям указанного периода Смоленская губерния наряду с другими белорусскими губерниям: Могилевской и Витебской относилась к числу беднейших на западе Российской империи. На протяжении многих десятилетий население Смоленщины росло крайне медленно. Причиной этому являлись малоплодородные почвы, частые неурожаи, и, буквально, голодные годы. Непосильные налоги не давали возможности подняться земледельцам до приемлемого материального уровня жизни. Крестьянское население губернии было сплошь неграмотным. Общее число жителей немногим превышало один миллион человек. Любопытное сопоставление: в настоящее время, в век научно технического прогресса, материального достатка, высокого уровня образованности жителей, численность населения теперь уже Смоленской области в границах сопоставимых с границами губернии того периода составляет менее одного миллиона человек и имеет тенденцию к снижению. Что случилось?
Детские наблюдения за тяжелым крестьянским трудом и непропорционально усилиям низкие урожаи сельскохозяйственных культур, ввиду скудности почв, может быть тогда и зародили желание у Александра Николаевича улучшать плодородие земель путем внедрения достижений химической науки в земледельческое производство.
Учеба и начало военной карьеры.
По достижении 16-и летнего возраста в 1848 году проча ему военную карьеру, родители определили мальчика в Петербургское Михайловское артиллерийское училище.
Среди военных училищ вышеприведенное учебное заведение выделялось хорошей постановкой учебного процесса. Специальные предметы вели весьма известные ученые того времени. Так математику и механику вел профессор М.В. Остроградский, химию профессор Н.Н. Зинин и т.д. Ученые прививали учащимся вкус к науке и научной работе, развивали их творческие способности.
Уже в Артиллерийском училище Александр Николаевич проявил особый интерес к изучению химии. Так после окончания курса обучения и производства его в офицеры молодой человек у себя на квартире устроил химическую лабораторию и начал заниматься изучением органической химии.
Вместе с тем не только органическая химия интересовала Александра. В своем дневнике молодой офицер отмечал: «…я начал заниматься естественными науками… Первые мои материалы были куски гранита, собранные на набережной Невы. С рвением изучал я употребление паяльной трубки, познакомился с основаниями ботаники, принялся за минералогию, купил коллекцию прекрасных минералов… перепробовал все минералы моей коллекции, прошел геогнозию Соколова, не забывая при этом и химию – мой любимый предмет…».
Увлечение науками у молодого человека было так велико, что он еще обучаясь в училище, с научными целями посещал военные заводы в Охте, Пильмерандский – в восточной части Финляндии, Александровский – в Петрозаводске, Колпинский, Сестрорецкий, а также Санкт-Петербургский арсенал.
По окончании училища в 1853 году молодой офицер Энгельгардт получил четырехмесячный отпуск и использовал его для поездки на Уральские заводы. С Урала он возвратился лишь к 10 октября этого же года.
Получив назначение первоначально в конную артиллерию, впоследствии причислен в качестве литейщика к Санкт-Петербургскому арсеналу. На этом поприще внимательно изучал физико-химические свойства металлов, искал пути усовершенствования технологии отлива пушек.
Ряд ценных предложений 21-го Александра Николаевича не остались незамеченными артиллерийским начальством. Через полтора года его перевели в новый арсенал начальником литейной мастерской. Орудия, отлитые под руководством молодого специалиста оказались настолько высокого качества, что это дало основание руководству выдвинуть его на должность правителя дел Комиссии артиллерийского ученого комитета.
В указанные годы А.Н. Энгельгардта направили за границу для знакомства со сталелитейным производством на немецких пушечных заводах Круппа. Возвратившись домой он с еще большей энергией занимался вопросами оружейного дела. В 1859 году в «Артиллерийском журнале» появилась большая статья Александра Николаевича в соавторстве с Н. Штрамченко которая называлась «Литье медных пушек в России». Публикации в журнале следуют одна за другой. В одной из своих печатных работ Энгельгардт рассказал об экспериментах со стволами орудий изготовленных русским мастером-оружейником П.М. Обуховым и изделиями изготовленными на заводах Круппа. Как выяснилось, при испытании, немецкий ствол вышел из строя раньше, чем ствол изготовленный Обуховым. В статье «Заметка о стальных орудиях» ученый оружейник писал, что честь первого введения в употребление литой стали для больших орудий принадлежит российской артиллерии.
В 1857 году 25-летний Энгельгардт совместно со своим товарищем Н.Н. Соколовым открывают в Петербурге первую в России частную публичную химическую лабораторию. Данное событие явилось значительным в общественной жизни столицы если учесть, что даже в Петербургском университете химическая лаборатория в то время состояла из одной небольшой комнаты, где не было самого необходимого оборудования.
Считая работу лаборатории недостаточной для пропаганды химической науки, в 1859 году Энгельгардт и Соколов начали издавать первый в России «Химический журнал». В новом издании сотрудничали такие великие ученые как Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров, Н.Н. Бекетов и др.
К 1859 году относится такая веха в жизни Александра Николаевича как женитьба. Его избранницей стала Анна Николаевна Макарова, дочь известного лексикографа, автора знаменитых Полного французско-русского и Полного Русско-французского словарей, Международных словарей для средних учебных заведений, нескольких литературных произведений и воспоминаний.
Анна Николаевна выпускница Екатерининского института в Москве. После окончания учебного заведения жила с отцом в имении Рождествено под Тулой. При помощи отца и самостоятельно совершенствовалась в знании европейских языков, особенно французского. В провинциальном свете Анна Николаевна слыла натурой сухой, педанткой и ученой гордячкой. Со своим будущим мужем, тогда молодым поручиком артиллерии Александром Энгельгардтом Анна Макарова встретилась на своем первом балу в столице.
Брак с Макаровой благоприятно отразился на творческой судьбе молодого ученого. Через семью жены Энгельгардт стал вхож в семью М.Е. Салтыкова-Щедрина. Выдающийся писатель, критик и сатирик, несомненно, оказал воздействие на формирование мировоззрения молодого ученого, выработке критического отношения к крепостнической России.
В те же годы Энгельгардт преподавал химию в Александровском лицее. Химия в учебном заведении являлась факультативным предметом. Несмотря на это молодой ученый сумел сформировать значительную по численности аудиторию студентов.
Химическая лаборатория и «Химический журнал» являлись одним из центров популяризации знаний среди мыслящих людей. Однако в 1861 году лаборатория, как и журнал, прекратили свое существование.
Главными причинами акции властей послужили студенческие волнения в Петербургском университете осенью 1861 года. После объявления Манифестов от 19 февраля 1861 года «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Общего Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» в обществе началось брожение. Недовольными преобразованиями оказались все слои общества. Крестьяне считали, что их обманули. Они полагали и небезосновательно, что землю должны получить бесплатно, без выкупных платежей. Помещики стремились восстановить status quo. Их не устраивали никакие реформы. Образованная и прогрессивная часть общества, видя в качестве урока тяжелое поражение России в Крымской войне, считала полумеры в крестьянской реформе ошибкой самодержавия.
При всей разноголосице мнений общая картина вырисовывалась печальная: предоставив крестьянам личную свободу, реформа обездолила их в хозяйственном отношении. Причина тому — несоответствие между количеством земли, которое получили крестьяне в результате реформы, и многочисленными поборами, которые за эту землю взимали. Отсюда неизбежное обнищание значительной массы крестьян, столь же неизбежное падение производительности труда и, как следствие, постоянные недороды, хронический голод, повальные эпидемии.
Несмотря на занятость в арсенале, лаборатории и издании журнала А.Н. Энгельгардт находил время для общения с молодежью. Студенческая среда в этот период времени бурлила и Александр Николаевич находился в самой ее гуще.
Некоторые биографы связывают его имя с движением «народничества», причисляют к непосредственным руководителям организации.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев