Искусство гармонизировать пространство вокруг себя существует тысячи лет и помогает создать в доме благоприятную атмосферу. Были свои секреты и у наших предков.
Оказывается, не только китайцы с их искусством фэн-шуй умели жить в гармонии с окружающим миром, но и наши прародители, славяне, также тысячелетиями справлялись с этой задачей и знали, как организовать пространство и сделать атмосферу в доме благополучной.
Ведь дом — это тоже живой организм со своей энергетикой, душой и потребностями. Славяне издревле украшали, оберегали и охраняли его с помощью магической силы оберегов. Предки знали, как защитить жилище от всякой нечисти и наполнить его благополучием, миром, удачей и счастьем! А это — самое главное: тогда и люди, живущие в нем, счастливы.
Домашний очаг
Специальные ритуалы начинали проводить еще перед постройкой дома: выбранный участок земли обкатывали по всему периметру глиняным шаром, который затем закапывали. А в землю на этом месте прятали монеты, чтобы в доме водились деньги. Под порог клали еловую ветку или зубчик чеснока — они не пускали в дом плохого человека. Окна делали небольшие, чтобы нечистой силе сложно было проникнуть в жилище. Пучки сухих трав (зверобоя, полыни) развешивали на окнах, а на ночь — «закрещивали» (крестили), чтобы «запечатать» проход между нашим и потусторонним мирам Особого внимания в доме заслуживала печь. Она не только была местом для приготовления пищи, но и являлась символом сплоченности семьи, тепла, уюта — всего того, что сейчас называют «домашний очаг». Ее регулярно белили, украшали орнаментом, содержали в чистоте. Еще в избе обязательно была икона. Как правило, с изображением Божьей Матери. Когда-то ее место занимала Берегиня — славянская богиня, породившая вес живое и охраняющая его, а затем уже в христианскую эпоху она трансформировалась в Богородицу. От ее имени и происходит слово «оберег».
Главные обереги славян
Над дверью внутри дома всегда вешали подкову — главный славянский оберег и символ удачи, счастья и благополучия, а еще — препятствие для злых сил: по поверью, нечистая всегда ходит кругами, а добираясь до одного конца подковы, вынуждена развернуться и уйти. Если повесить подкову вверх «ножками», то она принесет в дом достаток, вниз — защитит от злых людей. А снаружи, на двери или стене, висело деревянное колесо — древний символ солнца, считавшийся у славян магич.Считалось, например, что колокол, колокольчики или бубенчики отводят и уничтожают зло, отгоняют злых духов, а веник, поставленный вверх ногами, защищает дом, выметая нечисть. Горшки, часто служившие головами огородных пугал, на самом деле считались также мощной защитой от зла. А в дореволюционной России даже различали горшки по «половой принадлежности» («горшок» или «горшица»), в зависимости от звука при постукивании по нему. В горшице, говорят, и каша лучше варилась. Калина символизировала счастье и увеличение семьи, подсолнух — верность и стойкость духа. Собирая растения, их не срезали, а рвали — так травки-цветочки лучше воспринимати биополе человека. Для охраны дома, защиты его от ссор брали веточки вербы или березы и расставляли по комнатам. Ждали, пока распустятся листочки. От порчи оберегали и можжевеловые ветки, разложенные по углам дома. А чертополох издавна отпугивал чертей и колдунов (отсюда и название). От беды оберегала полынь, а беса изгоняла колючая акация. Также от сглаза защищали крапива, собранная в пору цветения, лук и чеснок (их раскладывали по дому в полотняных мешочках).
А вот камыши, вьющиеся и засохшие растения — наоборот, для дома опасны: считалось, они притягивают несчастье, предвещают болезнь и смерть. Ковыль—вестник вдовства, а анютины глазки традиционно — могильные цветы. Хвойные уместно держать в доме лишь в период новогодних праздников, в остальное время года это считалось плохой приметой.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
Гнёздовская надпись — древнейшая известная древнерусская кириллическая надпись на глиняном кувшине (вторая четверть — середина X века), найденном в одном из Гнёздовских курганов в 1949 году археологом Д. А.
Надпись обнаружена на глиняном кувшине (корчаге, амфоре) крымского производства, найденном в 1949 году при раскопке кургана № 13 в лесной группы возле села Гнёздово под Смоленском (координаты кургана 54.780556, 31.879444). Опубликована в 1950 году Д. А. Авдусиным и М. Н.
Известные варианты:
гороушна, то есть «горчица» (Д. А. Авдусин, П. Я. Черных).
гороухща — по мнению Авдусина могло обозначать дорогие «пряности», например перец.
гороуща, то есть «горючее» (Г. Ф. Корзухина, А. С. Львов).
гороуниа, то есть именительный падеж притяжательного прилагательного (адъективация посессива в древнерусском): от славянского личного имен...ЕщёА в дореволюционной России даже различали горшки по «половой принадлежности» («горшок» или «горшица»), в зависимости от звука при постукивании по нему.
Гнёздовская надпись — древнейшая известная древнерусская кириллическая надпись на глиняном кувшине (вторая четверть — середина X века), найденном в одном из Гнёздовских курганов в 1949 году археологом Д. А.
Надпись обнаружена на глиняном кувшине (корчаге, амфоре) крымского производства, найденном в 1949 году при раскопке кургана № 13 в лесной группы возле села Гнёздово под Смоленском (координаты кургана 54.780556, 31.879444). Опубликована в 1950 году Д. А. Авдусиным и М. Н.
Известные варианты:
гороушна, то есть «горчица» (Д. А. Авдусин, П. Я. Черных).
гороухща — по мнению Авдусина могло обозначать дорогие «пряности», например перец.
гороуща, то есть «горючее» (Г. Ф. Корзухина, А. С. Львов).
гороуниа, то есть именительный падеж притяжательного прилагательного (адъективация посессива в древнерусском): от славянского личного имени Горун (Р. О. Якобсон, В. Кипарский, О. Н. Трубачёв). В современном русском, аналогом данного словообразования, которое можно для наглядности образно составить, к примеру, служит словообразование от имени: Горыныч — [горшок] Горыныча.
По мнению О. Н. Трубачёва, кириллица древнего образца на корчаге из кургана № 13 свидетельствует о проникновении на Русь глаголицы из Среднего Подунавья (Великой Моравии).
На основе сакральности обычая разбивать принадлежавший умершему сосуд при насыпке кургана, А. А. Медынцева считает, что на корчаге было написано имя похороненного в кургане № 13 воина-купца, ходившего «из варяг в греки» — Горун или Горунша.
Филолог Алексей Гиппиус считает, что на корчаге написано имя владельца этого предмета «Горун», однако оговаривается, что гнёздовская надпись может быть не только славянской, но и греческой, а если корчага была захвачена или привезена из Причерноморья, то эта надпись может оказаться памятником не древнерусской, а болгарской эпиграфики.