При отступлении из Москвы Наполеон возвращался через Смоленск и планировал остаться в нем на зимние квартиры. Но он забыл учесть главное - что сам разрушил весь город и разрешил своим войскам мародерствовать. Город был пуст.
Стало понятно, что в городе оставаться бессмысленно. Пытаясь выместить всю свою злобу на Смоленске, французский император отдал приказ взорвать все башни Смоленской крепости.
Первый взрыв невероятной силы прогремел ночью, почти одновременно последовали второй и третий, через четверть часа еще два взрыва…
Мины были подведены под все башни, но французы успели взорвать лишь десять, в том числе подряд три башни южной стороны (Молоховские ворота, первую четырехугольную от Молоховских ворот, Кассандаловскую), подряд три северо-западные башни (третью четырехугольную от Копытенских ворот, Богословскую и Микулинскую), две северные (Пятницкие водяные ворота и Лазаревскую), две восточные (Стефановскую и сохранившуюся до уровня стен Крылошевскую, называемую в то время Рачевскими воротами).
Несмотря на взрыв, Лазаревская башня устояла, хотя и покрылась огромными трещинами.
Так крепость в одночасье лишилась сразу девяти башен.
Услышав мощные взрывы, русские войска, преследовавшие французов, поспешили войти в город. Солдаты 20-го егерского полка майора Горихвостова успели потушить фитили и разминировать оставшиеся башни крепости. Так, благодаря отчаянности и самоотверженности егерей Горихвостова, Смоленская крепость была спасена.
До Наполеона из 38 башен в ходе военной компании 1812 г. было утрачено ещё 9 башен.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев