всегда в полной мере отвечает потребностям
общества, в первую очередь, в области под-
готовки специалистов, обладающих государ-
ственным мышлением. Наряду с массовыми
школами, в которых учащиеся получают
общее среднее образование, появляется всё
больше учебных заведений, предоставляю-
щих возможность выявить таланты и раз-
вить творческие способности учащихся: ли-
цеи, государственные и частные гимназии.
В дореволюционной России образователь-
ные учреждения такого типа являлись при-
вилегированными, элитарными. В связи с
этим следует отметить актуальность более
глубокого изучения истории элитарного об-
разования в различные эпохи, что поможет
осмыслить его позитивные и негативные
стороны и рассмотреть их в контексте со-
временной школы.
Для подготовки будущих чиновников,
высшего духовенства, командного состава
армии и флота уже в XVIII веке в России на-
чали создаваться закрытые для других сосло-
вий учебные заведения. Периодом расцвета
системы элитарного образования считается
XIX век, когда наряду с существующими
привилегированными образовательными уч-
реждениями открывались новые элитарные
школы, с более глубоким содержанием обра-
зования, усовершенствованными формами и
методами обучения. В. А. Вершинин пишет:
«Русская аристократия XVIII–XIX веков для
верхушки своего сословия создала самую
эффективную и самую дорогую систему
образования… Формируемая ею культура
была, прежде всего, своеобразной культурой
правящего сословия, со всеми его плюсами
и минусами, а не мировой, не общечелове-
ческой» [4, с. 24].
История образования в России в целом
исследована достаточно полно. Однако ряд
тем требуют дополнительного и детального
изучения. В частности, система элитарно-
УДК 373(091)
Самарцева Екатерина Юрьевна
Смоленский институт экономики Доцент АУЭ СПб кафедры информационных технологий и про-
фессионального иностранного языка, katusha_s@bk.ru Смоленск
ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
СМОЛЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ
В статье рассматривается существовавшая в XIX – начале XX веков в Смоленской губер-
нии система сеть привилегированных образовательных учреждений для детей дворянского
происхождения. Основное внимание уделено содержанию образования, формам и методам об-
учения и воспитания в элитарных учебных заведениях как государственных, так и частных.
Ключевые слова: воспитание, гимназия, система образования, содержание образования,
частный пансион, элитарное образование.
Samartseva Ekaterina Yurievna
Smolensk institute of economics – a branch of the St. Petersburg university of management and senior
a economics teacher of the chair of information technologies and professional foreign language, katusha_s@bk.ru , Smolensk
ELITE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE SMOLENSK PROVINCE
OF THE XIX AND THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES
The article deals with the system of elite education for noble children which existed in the
Smolensk province during the nineteenth and at the beginning of the twentieth centuries. The main
attention is paid to the contents of education, forms and methods of organization of teaching and upbringing
at different educational establishments both state and private.
Keywords: up-bringing, grammar school, the system of education, contents of education, private
boarding school, elite education.
История педагогической теории и практики
Сибирский педагогический журнал ♦ № 2 / 2012 109
го образования в Смоленской губернии из-
учена недостаточно глубоко. Для того чтобы
представить более полную и точную карти-
ну организации образования детей высшего
сословия в XIX – начале XX веков, следует
обратиться к документальным источникам.
В Государственном архиве Смоленской
области хранятся документы, по которым
можно проследить, каким образом в XIX –
начале XX веков осуществлялось обучение
и воспитание детей из дворянских семей в
Смоленской губернии. Так, например, 3 мая
1844 года на имя директора училищ Смо-
ленской губернии поступило официальное
письмо от Попечителя Московского учебно-
го округа [6, с. 1], где запрашивалась инфор-
мация о количестве учащихся благородного
дворянского происхождения, которые на тот
момент проходили обучение в различных
учебных заведениях Смоленской губернии.
Ответ на письмо последовал незамедлитель-
но. Кроме того, в качестве подтверждения
приводимых данных к нему была приложена
«Ведомость о числе учащихся потомствен-
ных дворян в учебных заведениях Смолен-
ской дирекции училищ» [там же]. Согласно
этому документу, в Смоленской губернской
гимназии в 1844 году обучалось 88 детей
потомственных дворян; в Благородном при
гимназии пансионе их было 51. Таким об-
разом, общее количество дворянских детей,
обучавшихся в этих учебных заведениях, со-
ставляло 131 человек [там же, с. 5].
Кроме того, в уездных и приходских учи-
лищах Смоленской губернии также получа-
ли образование дети менее состоятельных
дворян. Уездные и приходские училища не
относились к категории элитарных образо-
вательных учреждений. Однако определён-
ное число дворянских детей всё же получа-
ли образование в этих учебных заведениях.
А именно, по данным, приведённым в той
же Ведомости, в Смоленском уездном учи-
лище находились на обучении 42 ученика
благородного происхождения; в Дорогобуж-
ском училище их было 16; в Вяземском – 12,
в Гжатском – 8, в Сычёвском – 5, в Бель-
ском – 11, в Поречском – 12, в Рославльском
– 26. Что касается приходских училищ, то
по ним приводились следующие данные: в
Смоленском приходском училище обуча-
лись 11 детей дворянского происхождения; в
Дорогобужском – 12, в Вяземском – 2, в Сы-
чёвском – 1, в Бельском – 5, в Поречском – 4,
в Рославльском – 50 [там же, с. 6].
В городе Рославль уже с начала XIX века
действовало Дворянское приходское учили-
ще, которое, согласно документам, содержа-
лось на средства дворянского сословия. Все
учащиеся имели дворянское происхожде-
ние, но являлись выходцами из семей мел-
копоместных дворян, которые были либо
не в состоянии оплачивать обучение своих
детей в Смоленской губернской гимназии
или в Благородном пансионе, либо не жела-
ли отпускать своих детей далеко от семьи.
Зачисление в это учебное заведение произ-
водилось по результатам открытых испыта-
ний (экзаменов или собеседования), кото-
рые проводились в присутствии сторонних
наблюдателей. В документах также отме-
чается, что большое количество учащихся,
окончивших Рославльское дворянское при-
ходское училище, всё же в последствии по-
ступали в Смоленские государственные или
частные гимназии, чтобы получить диплом
учителя и заниматься педагогической дея-
тельностью [11, с. 5–5 об.].
В начале XIX века в Смоленске продолжа-
ла действовать мужская классическая гим-
назия, открытая ещё 22 сентября 1786 года
как всесословное и бесплатное Главное на-
родное училище, преобразованное в губерн-
скую гимназию в марте 1804 года. Это было
образовательное учреждение повышенно-
го типа с четырёхлетним курсом обучения.
В Государственном архиве Смоленской об-
ласти хранится документ под названием
«Историческое описание Смоленской гу-
бернской гимназии» [там же, с. 3–9], в кото-
ром имеется информация о том, как действо-
вало и какую конечную цель ставило перед
собой это образовательное учреждение.
Согласно документам, цель гимназии
определялась как предоставление учащимся
общего среднего образования, необходимого
для поступления в университет или другие
высшие учебные заведения. Гимназический
курс имел гуманитарную направленность.
Обучение в гимназии шло по утверждённым
Министерством народного просвещения
программам, которые были довольно насы-
щенными. К основным учебным предметам
относились Закон Божий, русский язык и
русская словесность, чистописание, алгебра,
геометрия, физика, география, история (все-
История педагогической теории и практики
110 Сибирский педагогический журнал ♦ № 2 / 2012
общая и русская), статистика, философия,
латинский язык, право, космография (в VII
классе). Новые иностранные языки (немец-
кий и французский) также изучались в гим-
назии, но не являлись обязательными дисци-
плинами. Кроме того, в процессе обучения
большое внимание уделялось физическому
и эстетическому воспитанию мальчиков.
Программой предусматривалось изучение
таких «необязательных, но полезных для
юношества» предметов, как гимнастика, му-
зыка, танцы и фехтование [9, с. 3–6].
В связи с тем, что количество учащихся в
гимназии с каждым годом увеличивалось, с
сентября 1847 года три низших класса Смо-
ленской губернской гимназии были разделе-
ны на 2 отделения [7, с. 9]. К обучению на-
чали допускаться сыновья не только дворян
и государственных чиновников, но также
купцов и мещан без предоставления уволь-
нительных свидетельств от обществ, под-
тверждающих переход из одного сословия
в другое с предоставлением определённых
прав и свобод [8, с. 10–12].
В 1851 году при Смоленской губернской
гимназии было открыто истинно элитарное
учебное заведение – Благородный при гим-
назии пансион, в который принимались ис-
ключительно дети из дворянских семей. Уч-
реждая Благородный пансион, государство
стремилось уменьшить количество частных
гимназий и пансионов, в которых обучались
дети дворян, а также ограничить возмож-
ность получения домашнего образования и
воспитания, поскольку представители Ми-
нистерства народного просвещения считали
его поверхностным, не предоставляющим
того объёма знаний, который был обязателен
для продолжения учёбы в университетах.
В этом учебном заведении (согласно «По-
ложению о Благородных пансионах, при
гимназиях учреждаемых» [5]) дворяне «за
умеренную плату… могли дать своим сы-
новьям приготовительное образование, ос-
нованное на главных заповедях дворянства»
[там же, с. 10–11]. Целью обучения в Благо-
родном пансионе была подготовка мальчи-
ков к поступлению в университет для полу-
чения высшего образования.
Для поступления в Пансион необходимо
было сдавать экзамен, по результатам кото-
рого производилось зачисление. Курс обуче-
ния составлял 5 лет. В учебную программу
были включены предметы, «ближе принад-
лежащие к образованию высшего сосло-
вия»: Закон Божий, законоведение, русский
язык, латинский язык, иностранные языки
(немецкий и французский), математика, фи-
зика, космография, история, естественная
история, география [18, с. 2–4]. В Благород-
ном при Смоленской губернской гимназии
пансионе обучалось 48 детей (по ведомо-
стям 1851 года), которые были выходцами
исключительно из семей потомственных
дворян [там же, с. 4–6].
Смоленская губернская гимназия и Благо-
родный пансион прекратили своё существо-
вание в 1917 году. Гимназия была преобразо-
вана в 6-ю трудовую школу II ступени.
Несмотря на стремление государства сокра-
тить количество частных учебных заведений,
параллельно с государственными гимназиями
возникали частные дворянские гимназии и
пансионы, которые содержались на пожертво-
вания дворян. В них воспитанники получали
образование, соответствующее гимназиче-
скому курсу, но сверх того дополнительно из-
учали более углублённо французский язык, а
также большое внимание уделялось танцам,
музыке, фехтованию, верховой езде.
В Смоленске также действовали несколь-
ко частных гимназий, в которых обучались
дети преимущественно из дворянских се-
мей. Наиболее престижным учебным заве-
дением такого типа, высоко котировавшимся
среди смолян, была частная мужская гимна-
зия Н. П. Евневича, которая была открыта
20 августа 1905 года. Здесь обучалось 289
учащихся, из которых 138 были детьми по-
томственных дворян, 68 сыновей почётных
граждан и купцов, 12 выходцев из семей
духовенства и 78 мещан и цеховых (ремес-
ленников), а также 6 иностранцев. Именно
сюда определил своего сына Бориса владе-
лец двух книжных магазинов в Смоленске
М. С. Калинин. Владелец катушечной фабри-
ки британский подданный Эдуард Гергарди
также отдал своих сыновей на обучение в
это учебное заведение. Эту гимназию пред-
почёл для своего сына и смоленский раввин,
доктор философских наук А. Ю. Фридман.
И многие другие обеспеченные и занимаю-
щие в городе высокое положение семьи до-
веряли обучение и воспитание своих сыновей
высококвалифицированным учителям этого
частного учебного заведения [3, с. 5–8].
История педагогической теории и практики
Сибирский педагогический журнал ♦ № 2 / 2012 111
Однако главным образом выбор родите-
лей определялся тем, что в этой гимназии
основное внимание уделялось изучению
физико-математических дисциплин. Здесь
имелся оборудованный по последнему слову
техники (тех времён) кабинет физики, при-
способленный для проведения лаборатор-
ных работ. Преподавали физику выпускники
Московского университета В. К. Унтилов и
А. Р. Эйгес.
Курс обучения в гимназии составлял 8
лет. Учебный процесс обеспечивали 19 пре-
подавателей во главе с директором и ин-
спектором гимназии [13, с. 26, 55]. В чис-
ло обязательных для изучения предметов
входили: Закон Божий (как православного
канона, так и римско-католического), рус-
ский язык и русская словесность, арифме-
тика, алгебра, география, естествоведение,
история (всеобщая и русская), латинский
язык, новые иностранные языки (немец-
кий и французский), физика, чистописание
[17, с. 8, 12, 15]. В гимназии функциониро-
вали 7 классов: приготовительный и шесть
обыкновенных («нормальных»). Из учебно-
воспитательных учреждений при гимназии
действовала ученическая библиотека. В рас-
поряжении педагогов были разнообразные
наглядные пособия, необходимые для ве-
дения занятий: коллекции птиц, растений,
минералов; гипсовые фигуры, атласы, кар-
тины и другие предметы. Как отмечалось в
отчёте о деятельности гимназии, занятия в
гимназии проходили «совершенно правиль-
но и нормально, не прерываясь никакими
инцидентами ни со стороны учащихся, ни
со стороны учащих». Деятельность препо-
давателей была направлена на установление
«возможно простых и сердечных отношений
между учащими и учащимися, полагая в ос-
нову взаимное доверие и любовь к делу».
Руководство гимназии регулярно посещало
занятия учителей, после чего проводились
беседы с учениками, чтобы узнать их инте-
ресы, мнения и пожелания [17, с. 4–5].
Задача педагогов (помимо проведения за-
нятий с целью наиболее рационального и
успешного прохождения учебной програм-
мы) состояла в том, чтобы «возможно луч-
ше познакомиться с учащимися, подметить
индивидуальные свойства каждого из них
и, сообразно с этим, затрагивая лучшие сто-
роны детской души, влиять на них тем или
иным путём, внушать им любовь к школе,
развивать в них чувство долга и приучать к
порядку и точному выполнению своих обя-
занностей». В целях нравственного развития
учеников в гимназии устраивались литера-
турные и музыкальные вечера, что «способ-
ствовало развитию у учащихся научных и
художественных интересов, развивало эсте-
тический вкус и любовь к прекрасному»
[17, с. 5 об.].
Кроме того, в гимназии проводились пе-
дагогические собрания, на которые пригла-
шались родители учащихся «для совместно-
го с педагогами обсуждения тех или иных
вопросов, касающихся жизни учебного за-
ведения, и для более близкого знакомства с
индивидуальными свойствами каждого уче-
ника» [там же, с. 6].
Практические занятия в гимназии стро-
ились следующим образом: ученики разде-
лялись на группы, каждой из которых дава-
лась определённая задача. Каждый ученик в
группе должен был сначала самостоятельно
попытаться разрешить эту задачу, производя
иногда те или иные опыты. Если же он не
мог этого сделать, то решение находилось
в процессе обсуждения задания с другими
учениками из группы. «Занятия эти имели
двоякую цель: с одной стороны, они долж-
ны были укрепить в сознании детей прохо-
димый урок, а с другой – приучить их к из-
вестной самостоятельности» [там же, с. 55].
Для того чтобы работа не производилась чи-
сто механически, преподаватель «во время
урока расспрашивал учеников о предметах и
цели их работы. Всё, что делается ученика-
ми на практических занятиях, должно быть
хорошо записано ими в тетрадях» [там же,
с. 55 об.]. Для оказания помощи неуспеваю-
щим ученикам в гимназии были организо-
ваны вечерние дополнительные занятия по
различным предметам.
Помимо классных занятий учителя про-
водили и внеклассные мероприятия, такие
как: чтение образцовых произведений лите-
ратуры, беседы по естественной истории и
географии. Кроме того, «с целью внесения
разнообразия в трудовую жизнь учащихся,
а также с научной и образовательной целью
по воскресеньям и праздникам преподава-
телями устраивались чтения с туманными
картинками, организовывались прогулки на
пароходах и по железной дороге, экскурсии
История педагогической теории и практики
112 Сибирский педагогический журнал ♦ № 2 / 2012
по Смоленску и близлежащим населённым
пунктам» [там же, с. 56].
Гимназия Н. П. Евневича отличалась де-
мократизмом. В ней учились дети различ-
ных национальностей и вероисповеданий:
русские, евреи, поляки и другие. Учителя не
обращали внимание на эти факторы, а также
на социальный статус родителей. Основной
своей задачей они видели развитие способ-
ностей ученика, оказание ему помощи в
самоопределении. Доказательством этому
может служить письмо самого известного
выпускника этой гимназии выдающегося
математика XX века П. С. Александрова.
О своём учителе математики А. Р. Эйгесе он
писал: «… я всегда считаю себя обязанным
ему в отношении пробуждения и развития
моих математических способностей и мо-
его математического образования. Участие
А. Р. Эйгеса в моей математической индиви-
дуальности оказалось настолько глубоким,
что этот факт вызвал даже некоторый обмен
мнений между профессорами Московского
университета (в бытность мою студентом
указанного университета) и был отмечен в
письме Лузина к члену Парижской Акаде-
мии наук профессору Ж. Адамару по поводу
моей научной деятельности» [10, с. 33].
Гимназия Н. П. Евневича была закрыта
в 1918 году и преобразована во 2-ю обще-
ственную школу. Многие учителя были
уволены вследствие их дворянского проис-
хождения. Те же, кого по ходатайству коллег
оставили в школе, находились под постоян-
ным контролем новой дирекции школы.
Если мальчиков готовили, главным обра-
зом, для службы в военных или гражданских
учреждениях, и в соответствии с этим под-
бирались учебные дисциплины, а также уде-
лялось более пристальное внимание тем или
иным аспектам воспитания, то основной це-
лью женских учебных заведений была под-
готовка хороших жён и матерей семейства,
обладающих определённым уровнем знаний
и высокими нравственными качествами, зна-
ющих правила хорошего тона, владеющих
основными навыками ведения хозяйства.
В институтах благородных девиц большое
значение придавалось моральному (нрав-
ственному) и эстетическому воспитанию,
но, однако, не умаляли значения физическо-
го и трудового воспитания. Считалось, что с
помощью трудовых и физических упражне-
ний отгоняется уныние, лень, грусть, чело-
век сохраняет силу, бодрость духа, хорошее
настроение.
Кроме институтов благородных девиц,
девочки могли получать образование в жен-
ских гимназиях (как государственных, так и
частных), которые предоставляли курс пол-
ного среднего образования и по окончании
выдавали своим выпускницам дипломы учи-
тельниц.
По документам Государственного архи-
ва Смоленской области, первое светское
учебное заведение для девочек в Смоленске
было открыто 6 декабря 1861 года. Оно на-
зывалось «женским училищем I разряда»
и предназначалось для девочек, начиная с
восьмилетнего возраста. 18 ноября 1862 года
по Указу Императора училищу было при-
своено название Мариинского [14, с. 1–6].
Однако долгое время это наименование ему
не принадлежало. Только после преобразо-
вания училища в гимназию (1870) это учеб-
ное заведение стало называться Смоленской
Мариинской женской гимназией.
Первоначально гимназия была трёхкласс-
ной. Воспитанницы обучались 6 лет по два
года в каждом классе. С 1871 года Мариин-
ская женская гимназия стала классической
семиклассной гимназией с годичным для
каждого класса курсом. Для тех учениц, ко-
торые готовили себя к педагогической дея-
тельности, учреждался восьмой дополни-
тельный (педагогический) класс. Обучение
в восьмом классе предполагало специальное
углублённое изучение педагогики и какой-
либо дисциплины (например, иностранно-
го языка, географии, математики и других),
преподаванию которой впоследствии вы-
пускницы гимназии собирались посвятить
свою профессиональную деятельность.
Ученицы восьмого класса проходили педа-
гогическую практику в специальной школе,
существовавшей при гимназии [2, с. 1–2].
Изучив ведомости о числе учениц гимна-
зии, об их успеваемости, а также аттестаты
выпускниц этого учебного заведения, мож-
но сделать вывод, что учебная программа
Смоленской Мариинской женской гимназии
значительно расширилась по сравнению с
программой училища, на базе которого она
возникла. К обязательным для изучения
предметам относились следующие: Закон
Божий, русский язык (с церковно-славян-
История педагогической теории и практики
Сибирский педагогический журнал ♦ № 2 / 2012 113
ским) и русская словесность, математика
(арифметика, алгебра, геометрия), геогра-
фия (всеобщая и русская), история (всеоб-
щая и русская), естественная история, физи-
ка, математическая география, чистописание
и рукоделие. Необязательными учебными
предметами были новые иностранные язы-
ка (французский, немецкий), древние языки
(латинский, греческий), педагогика, рисо-
вание, музыка, танцы, пение и гимнастика.
В гимназии обучалось около 500 девочек, а
учебный процесс обеспечивали 22 препода-
вателя [14, с. 3 об., 4 об., 5].
Выпускницы, окончившие общий и до-
полнительный курсы гимназии с отличием,
получали звание домашних наставниц, а
окончившие 8 классов успешно – звание до-
машних учительниц. Девушки, окончившие
только первые (низшие) классы гимназии,
по достижении шестнадцатилетнего возрас-
та и при условии исполнения обязанностей
помощницы учителя в каком-либо началь-
ном училище могли получить звание учи-
тельницы начального училища [2, с. 3–4].
С 1879 года в гимназии стали открываться
параллельные отделения. В 1883 году была
открыта элементарная школа при восьмом
классе.
Поскольку Мариинская гимназия была не в
состоянии принять всех желающих получить
образование в ней, в 1886 году в Смоленске
была открыта женская прогимназия, чтобы
«до некоторой степени отвлечь наплыв жела-
ющих поступить» [1, с. 16] в существовавшее
учебное заведение. Обучение в прогимназии
длилось четыре года. Сюда принимались де-
вочки всех свободных состояний: дворянки,
дочери мещан, купцов и духовенства, а также
крестьяне. В качестве основной цели обуче-
ния прогимназия выдвигала предоставление
девочкам основ образования, развитие их
нравственных качеств. По окончании про-
гимназии желающие могли продолжить об-
учение в Смоленской Мариинской гимназии
[там же, с. 19–20].
В 1901 году попечительный совет про-
гимназии выступил с предложением преоб-
разовать это учебное заведение в полноцен-
ную гимназию, чтобы «дать возможность
окончить полный курс учения тем учени-
цам, которые прошли уже половину его»
[там же, с. 16 об.]. Однако главным препят-
ствием для такого преобразования являлась
нехватка учебных помещений. С собствен-
ником дома, где размещалась прогимназия
(старостой купеческого общества П. Ф. Ла-
ниным), были проведены переговоры, в ре-
зультате которых было решено соорудить
пристройку к имеющемуся зданию. И в те-
чение года был построен новый трёхэтаж-
ный корпус. С 1 июля 1902 года это учебное
заведение стало называться 2-й Смоленской
женской гимназией. В 1910 году в ней обуча-
лось 700 девочек. Но это учебное заведение
просуществовало недолго. Уже в 1917 году
оно было упразднено. В том же году была
закрыта и Смоленская Мариинская женская
гимназия.
Помимо государственных женских учеб-
ных заведений существовали также частные
гимназии для девочек. Наиболее значимыми
из них являлись частные гимназии Е. И. Ро-
винской и Е. Г. Швиттау.
Смоленская частная женская гимназия
Е. И. Ровинской была открыта в 1907 году.
В ней обучалось более 200 девочек всех
свободных состояний. Курс обучения был
разделён на восемь классов [16, с. 4]. Учеб-
ная программа включала как обязательные,
так и необязательные для изучения пред-
меты. К обязательным учебным предметам
относились: Закон Божий, русский язык,
математика, география, математическая
география, история, естественная история,
физика, чистописание, рукоделие, методика
арифметики, методика начального обуче-
ния русскому языку, педагогика, латинский
язык и логика (последние три дисциплины
изучались в старших классах гимназии, то
есть в VII и VIII). В группу необязательных
предметов входили иностранные языки (не-
мецкий, французский) и рисование [там же,
с. 8–27]. Это учебное заведение существова-
ло до 1918 года.
Е. Г. Швиттау окончила гимназию в Пе-
тербурге. С 1898 по 1902 год она работала
сельской учительницей Раткевищенской
школы Смоленского уезда. В 1902 году ей
было разрешено открыть в Смоленске на-
чальное училище для девочек свободных
состояний, которое через четыре года (1906)
было преобразовано в частную женскую
гимназию. Проанализировав архивные до-
кументы (ведомости успеваемости учащих-
ся, классные журналы гимназии), можно
сделать вывод, что программа обучения
История педагогической теории и практики
114 Сибирский педагогический журнал ♦ № 2 / 2012
в этом учебном заведении ничем не отли-
чалась от учебной программы гимназии
Е. И. Ровинской. Их списки учебных дисци-
плин аналогичны [15, с. 4–22]. К 1917 году,
когда это учебное заведение было закрыто,
при нём работали «две приготовительные
школки и восьмой педагогический класс»
[12, с. 68].
После Великой Октябрьской социалисти-
ческой революции все учебные заведения
повышенного типа (как государственные,
так и частные) в Смоленске были либо вовсе
упразднены, либо преобразованы в обще-
ственные, трудовые и советские школы. В
них разрешено было обучаться детям из раз-
личных социальных слоёв. Преподававших
в гимназиях и пансионах педагогов увольня-
ли, лишая права заниматься педагогической
деятельностью, или же позволяли им остать-
ся в школе, но под пристальным внимани-
ем нового руководства и только за особые
заслуги на педагогическом поприще и по
ходатайству коллег. Следовательно, можно
сказать, что развитие элитарного образова-
ния на Смоленщине было искусственно при-
остановлено на довольно длительное время.
Изучив архивные документы, а также ме-
муарные источники, можно сделать вывод,
что, вне зависимости от профиля учебного
заведения, сквозной задачей воспитания и об-
разования в каждом из них было развитие об-
щекультурного уровня человека, что способ-
ствовало созданию слоя высокообразованных
людей, а позднее – русской интеллигенции.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев